Программа подготовки детей к школе "Развивайка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложена коррекционно-развивающая программа «Развивай-ка», которая поможет подготовить детей к школе. Разнообразные практические задания развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют его кругозор. Таким образом программа имеет социально- педагогическую направленность.

Актуальность программы

«Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?» Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в старшем дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Педагогическая целесообразность – средствами психологических игр и упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы обучающихся.

Цель программы – развитие познавательной сферы старшего дошкольника средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.

Программа решает следующие задачи:

  1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление;
  2. Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;
  3. Развивать воображения детей, произвольность внимания;
  4. Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей.

Отличительной особенностью программы «Развивай-ка» является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы 5-7 лет.

Срок реализации - 2 года.

Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: тренинг,психологическая игра, путешествие.

Режим занятий:

I год (5-6 лет) – 15 человек 1 раз в неделю по 1 часу, всего 36 часов.
II год (6-7лет) – 12 человек 1 раз в неделю по 1 часу, всего 36 часов.

Методическое обеспечение работы:

  1. Диагностический метод
  2. Наблюдение;
  3. Беседа;
  4. Сказкотерапия;
  5. Психологические игры и упражнения.

Основные принципы организации занятий:

  • Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
  • Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
  • Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Ожидаемые результаты

Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.

Формы контроля:

  • Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;
  • Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;
  • Результаты выполнения диагностических заданий.

Формы подведения итогов:

Обратная связь.

Открытое занятие с детьми и их родителями.

Родительские лектории.

Методическое обеспечение программы

Формы

Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: тренинг, психологическая игра, путешествие, сказкотерапия.

Методы и приемы

  1. Диагностический метод
  2. Наблюдение;
  3. Беседа;
  4. Сказкотерапия;
  5. Психологические игры и упражнения.

Средства:

Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, технические средства обучения.

В конце первого года обучения обучающиеся

Знают:

  • «секреты общения»;
  • элементарные приемы запоминания;
  • приемы концентрации внимания.

Умеют:

  • запоминать 8 однотипных предметов и 6-7 различных;
  • решать логические задания (учитывая возрастные особенности):
  • выполнять задания на произвольность внимания(1-2 уровней ложности).

В конце второго года обучения обучающиеся

Знают:

  • правила и нормы поведения обучающихся в школе;
  • особенности развития познавательных процессов;
  • различные приемы запоминания;
  • приемы концентрации внимания.

Умеют:

  • запоминать 12 однотипных предметов и 10 различных;
  • решать логические задания (учитывая возрастные особенности):
  • выполнять задания на произвольность внимания(3 и повышенной сложности уровней ложности).

Литература для педагога

  1. Гавурина, С.Н. Рисуй и запоминай. Тренируем память [Текст] / С.Н. Гавурина. - Ярославль, 2006.
  2. Завязки, О.В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О.В. Завязки.- Можайск, 2005.
  3. Козырева, Л.М. Как стать внимательным: (4 -5 лет) [Текст] / Л.М. Козырева.- Ярославль, 2000.
  4. Кутявина, И.Г.Тесты для детей: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
  5. Кутявина, И.Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
  6. Савенков, А.И. Развитие логического мышления: (4 -5 лет) [Текст] / А.И. Савенков.- Ярославль, 2004.
  7. Святкова, О.Г.Внимание: (4 -5 лет) [Текст] / О.Г.Святкова. - Москва, 2000.
  8. Святкова, О.Г.Мышление: (4 -5 лет) [Текст] / О.Г.Святкова. - Москва, 2000.
  9. Святкова, О.Г. Память: (4 -5 лет) [Текст] / О.Г.Святкова. - Москва, 2000.

Литература для обучающихся

  1. Гавурина, С.Е. Развиваем математические способности [Текст] / С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005.-16с.
  2. Гавурина, С.Е. Развиваем память [Текст] / С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005.-24с.
  3. Гавурина, С.Е. Учимся решать задачи [Текст] / С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. М.: ООО «Росмен-Пресс», 2004.- 24с.
  4. Козырева, Л.М. Как стать внимательным [Текст] / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2002.- 32с.
  5. Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети3-7лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 160с.
  6. Колесникова, Е.В. Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь № 1 для детей 3-5 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 32 с.
  7. Узорова, О.В. 350 упражнений для подготовеи детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 102с.
  8. Упражнения на каждый день.6-7 лет[Текст] / Перевод с французского В.В.Тах. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005.-80с.
  9. Я готовлюсь к школе [Текст] / Сост. С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. Ярославль: Академия развития, 2002.- 34с.

Учебно-тематический план первого и второго года обученияПриложение 1.