Разработка урока литературы. Тема: "Сатирическое изображение действительности в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Разделы: Литература


Но ты, художник, твёрдо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить то, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь – мир прекрасен.
Познай, где свет и – поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно.
Сквозь жар души, сквозь хлад ума… (А.А. Блок “Возмездие”).

Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством М.А. Булгакова;
  • познакомить учащихся с судьбой повести “Собачье сердце”;
  • познакомить с темой, идеей, сатирической направленностью произведения;
  • определить вместе с учениками политические взгляды и общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести и фильма “Собачье сердце”;
  • повторить признаки сатиры, проследить за процессом её развития.

Методические приёмы:

  • повторение;
  • закрепление понятий;
  • постановка проблемного вопроса;
  • развитие речевых навыков учащихся;
  • создание проблемной ситуации.

Оборудование:

  • эпиграф;
  • портреты русских писателей и поэтов;
  • наглядный материал;
  • фильм “Собачье сердце” (1988г, режиссёр Владимир Бортко).

Проблемный вопрос урока:

  • Можно ли утверждать, что на материале окружающей действительности 20-х годов двадцатого века М.А. Булгаков решает вечный вопрос добра и зла?

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Приветствие учителя.
  • Объявление учителем темы, целей урока.
  • Запись темы урока учениками в тетради.
  1. Повторение.
  1. Задание № 1 (для всего класса).
  • Вспомнить русских писателей и поэтов, чьи произведения можно назвать сатирическими.
  • Назвать автора, произведение, жанр прослушанного эпизода.
  1. Учитель читает эпизоды:

Полу – милорд, полу – купец,
Полу – мудрец, полу – невежда,
Полу – подлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец. (А.С. Пушкин “Эпиграмма на Воронцова”).

Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
Тихонько Медведя толк ногой;
“Смотри – ка, - говорит: - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа…” (И.А. Крылов, Басня “Зеркало и Обезьяна”).

“То же я должен вам заметить и об участие по исторической части. Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей – богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?..” (Н.В. Гоголь, пьеса “Ревизор”).

“Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…” (А.П. Чехов, рассказ “Толстый и тонкий”).

Взъярённый,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
“Зарезали!
Убили!”
Мечусь, оря!
И слышу
спокойный голосок секретаря:
“Они на двух заседаниях сразу…” (В.В. Маяковский, стихотворение “Прозаседавшиеся”)

  1. Итог выполнения задания № 1 (слово учителя): таким образом, представлена галерея русских писателей, чьи произведения можно считать сатирическими. Представлены разнообразные жанры. Оказывается, сатира существует давно.
  2. Задание № 2 (всему классу предложена карточка): Из приведённых существительных выбрать только те, которые употребляются в сатирических произведениях:
  • скромность
  • злость
  • предательство
  • благородство
  • трудолюбие
  • ханжество
  • трусость
  • сострадание
  • бюрократизм
  • наглость
  • хамелеон
  • честность
  • невежество
  • прилежание
  • храбрость
  • лень
  • доброта
  • хвастовство
  • милосердие
  • зависть
  • гуманизм
  • лицемерие
  • подхалимство
  • хитрость
  1. Вопросы классу:
  • Что же такое сатира?
  • Какой из видов сатиры более злой?
  • В каких видах искусства помимо литературы ещё проявляется сатира?
  • Как воспринимались сатирические произведения в прошлое время?
  1. Заключительное слово учителя в этом блоке:

Как говорил Ю.В. Томашевский о М. Зощенко: “Грех был один: Зощенко имел возможность родиться сатириком”. Да, это так: сатирикам везде и во все времена жить было опасней, чем представителям иных профессий. Люди всё могут простить, но только не смех над собой.

  1. Тема урока.
  1. Чтение учителем эпиграфа, учащиеся записывают его в тетради.
  2. Слово учителя:

Знание было у М.А. Булгакова, потому что он был творцом и творил по законам добра и красоты, так как знал: без этого жизнь невозможна.

Сестра писателя Н. Земская вспоминала: “Михаил Афанасьевич отличался одной особенностью. Он был весел, он задавал тон шуткам, он писал сатирические стихи про маму, про нас, давал нам всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры”.

  1. Информационная справка дана на доске. Учитель обращает на неё внимание учеников:
  • 1923г. – повесть “Дьяволиада”
  • 1924г. – повесть “Роковые яйца”
  • 1925г. – повесть “Собачье сердце”
  1. Работа в группах.
  • 1 – я группа – Критики. Задание: Рассказать о судьбе повести “Собачье сердце”, опираясь на статьи литературоведов.
  • 2 – я группа – Литераторы. Задание: Сжато сформулировать свои впечатления от прочитанной повести “Собачье сердце”.
  • 3 – я группа – Искусствоведы. Задание: С помощью предложенных иллюстраций составить коллаж “Эпоха 20 – Х годов”.
  1. Подведение работы в группах.
  1. Анализ повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”.
  1. Беседа с классом по вопросам:
  • Как вы думаете, почему в 1925г. Повесть “Собачье сердце” была запрещена?
  • Какие проблемы поднял автор в данном произведении?
  • Можно ли считать повесть М.А. Булгакова “Собачье сердце” актуальной?
  1. Анализ 1,2, 3 глав повести “Собачье сердце”.
  2. Вопросы к 1-й главе:
  • Отметьте элементы социальной сатиры (повествование ведётся от лица собаки, её глазами показаны картины действительности).
  • Какое отношение сложилось к собаке?
  1. Работа по 2-й главе.

Просмотр эпизода из фильма “Собачье сердце” - визит членов домоуправления во главе со Швондером к профессору Преображенскому и приём посетителей профессором Преображенским.

Задание перед просмотром: обратить внимание на речь героев эпизода.

Вопросы классу после просмотра:

  • Как речь характеризует участников диалога?
  • Почему так смело профессор разговаривает с представителями власти?
  • Как относится Шарик к профессору Преображенскому и к Швондеру?
  1. Зачитать размышления профессора Преображенского о разрухе (3-я глава).

Вопрос классу: Есть ли здравый смысл в критике “разрухи”?

  1. Глава 4-я – анализ эпизода “Операция”.

Вопрос классу: Почему в сцене операции профессор Преображенский выступил в роли революционера?

  1. Глава 5-я – анализ дневниковых записей доктора Борменталя.

Задание классу: Проследить за превращением бездомного пса в человека.

Уточнение учителя: обратить внимание за быстрым процессом превращения: 23 декабря – операция, 17 января – облик человека окончательно сложен.

Демонстрация эпизода из фильма “Собачье сердце” - представление Шарикова учёному совету.

Вопрос классу: ? Что стало окончательно ясно профессору Преображенскому на заседании учёного совета? (совершил ошибку, произошло не омоложение, а полное очеловечивание)

  1. Краткий пересказ учащихся.

Вопросы классу:

  • Как развиваются события повести дальше после окончательного превращения бездомной собаки в человека?
  • В чём проявляется успешное приспособление Шарикова к современной действительности?
  • Почему Шариков становится грубым, агрессивным? Ведь в начале повести Шарик отрицательно относился к злу, вызывал сожаление? (Влияние наследственности, влияние окружающей действительности, Швондера, имеющего свою программу: Кто был ничем, тот станет всем).
  1. Финал повести “Собачье сердце”.

Вопрос классу: Как заканчивается повесть М.А. Булгакова “Собачье сердце”?

Пояснение учителя: происходит обратное превращение. Можно предположить два плана финала произведения: профессор Преображенский вернулся к привычному делу, образу жизни; финал повести остался открытым, хотя его можно предположить: Швондеры остались, а Шариковы продолжают размножаться.

  1. Итог урока.
  1. Беседа с классом по вопросам:
  • Против кого и против чего направлена данная повесть М.А. Булгакова? (Против Швондеров, больших и маленьких, против наследственности, которая не управляется профессором. Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру).
  • Кому адресована повесть: современникам или будущему поколению? (В основе повести лежит эксперимент. Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём насилия, к чему автор относится отрицательно. Для него это нарушение естественного хода событий, которое окажется плачевным для всех).
  1. Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в самом начале урока: можно ли утверждать, что М.А. Булгаков решает извечный вопрос жизни борьбы добра и зла?
  1. Домашнее задание.

Просмотреть фильм режиссёра В. Бортко “Собачье сердце” полностью. Затем сравнить с текстовым вариантом произведения: сохранил ли режиссёр авторский замысел произведения?