Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Использование мультимедийных презентаций на уроках биологии

Разделы: Преподавание биологии


Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или экране монитора наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись опытов, снимки, графики. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

1. Презентации могут быть использованы на уроке при объяснении нового материала:

Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких либо иллюстрациях, данных и т.п

2. Наглядная демонстрация процесса:

Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов. которую, невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

Подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения своего собственного доклада;

Создание фотоальбомов как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

4. Корректировка и тестирование знаний:

Проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или на домашнем компьютере, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций.

Работа с тестирующими системами и тренажерам

Создание мультимедийной презентации учащегося.

Основная задача создания презентации ученика -сформировать свое понимание того, каким образом может выглядеть представление результатов работы учащихся. При этом необходимо обратить внимание на методические приемы, позволяющие сосредоточить внимание учащихся на содержании работы, а соответственно и на содержании презентации, а не только на использовании ими компьютерных эффектов. Содержание создаваемой презентации ученика должно соответствовать возрастным интересам учащихся.

Планирование сценария презентации учащегося, как представление результатов его самостоятельной работы (индивидуальной или групповой)

Планируя создание презентации ученика, необходимо учитывать. что содержание создаваемой презентации должно отражать их самостоятельное изучение и исследование материала, соответствовать их возрастным особенностям и потенциальным возможностям, а также реальному уровню их знаний.

Пояснительная записка к уроку “Основные стадии антропогенеза”
с использованием презентаций учащихся

Урок проводится при изучении темы “Антропогенез”, на которую отводится 7 часов. Это второй урок по теме.

1. Обоснование включения компьютерного сопровождения в содержание урока.

Учащиеся школы изучают информационные технологии с 8-го класса. Тема “Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии” изучается в 9-м классе. Завершается данная тема проектом “Обучающая программа” (учащиеся составляют программы по различны школьным курсам: литература, история, биология и др.). У учителя биологии появляется возможность использовать имеющиеся знания и умения при изучении отдельных тем.

Ребята демонстрируют использование мультимедиа-технологии (несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео, фотография, звук) в своих презентациях на уроке биологии.

Одна из особенностей данной работы учащихся - это использование Интернета, к которому подключена школа в рамках национального проекта “Образование”.

2. Описание структуры урока.

1) Подготовительная работа.

  • За две недели до урока учащимся предлагаются темы презентаций.
  • Указываются требования к работе.
  • Класс делится на группы по желанию.

А) Требования к защите презентаций:

  • распределите обязанности: главный редактор, музыкальный редактор, корреспондент, дизайнер и др.;
  • выберите тему и подготовьте материал по ней:
  1. Предшественники человека.
  2. Древнейшие люди.
  3. Древние люди.
  4. Современные люди.

Б) Требования к оформлению работы.

  • работа оформляется в PowerPoint;
  • размер слайдов – А 4, ориентация – книжная;
  • количество слайдов: 8-10;
  • первый слайд – титульный;
  • второй слайд - содержание;
  • 3-7(9) слайды - основное содержание;
  • 8(10) слайд - информация об авторах работы (главный редактор, музыкальный редактор, корреспондент, дизайнер).

2) Работа в группах.

Учащиеся самостоятельно формулируют проблему, осуществляют подбор информации, делают выводы, создавая свою презентацию.

На урок они представляют для обсуждения продукт своей деятельности.

3. Результативность.

  • Групповые и индивидуальные презентации предоставляют возможность для развития личности.
  • Развиваются межличностные отношения.
  • Наблюдается повышенная познавательная активность учащихся.
  • Расширяется кругозор, развивается интерес к предмету.
  • Развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные умения.
  • Опыт разрешения проблемы формирует привычку доводить дело до конца.

4. Риски.

  • Как установится контакт между ребятами в ходе обсуждения презентации?
  • Достаточно ли будет времени для обсуждения всех предложенных презентаций?

Конспект урока на тему “Основные стадии антропогенеза”
с использованием презентаций учащихся

Цель урока: Продолжить формирование знаний о естественном происхождении человека на основе характеристики современных взглядов на стадии развития человека, раскрыть особенности каждой стадии в антропогенезе.

Задачи урока:

Обучающие:

  • систематизация знаний учащихся о стадиях развития человека, раскрытие их особенностей, используя компьютерные технологии;
  • закрепление навыков работы с компьютерными презентациями.

Развивающие:

  • дальнейшее развитие познавательного интереса у учащихся к предметам: биология и информатика;
  • развитие навыков и умений использования информационных технологий (технологии обработки текстовой информации, графической информации, технология поиска информации в сети Интернет), надпредметных умений;
  • работать с дополнительными источниками: литература (справочники, энциклопедии), Интернет;
  • умение выбирать главное, обобщать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных умений;
  • умение работать в коллективе, слушать друг друга, помогать, вести беседы по регламенту, аргументировать свою позицию;
  • Формирование бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке предстоит итоговая защита презентации. В ходе защиты вы учитесь излагать полученную информацию, сталкиваетесь с другими взглядами на проблему, доказываете свою точку зрения и отвечаете на вопросы.

О выполненной работе надо не просто рассказать, но и как всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита проводится в соответствии с определенным порядком:

2. Выступление-презентация учащихся (5 минут).

1. Предшественники человека.

2. Древнейшие люди.

3. Древние люди.

4. Современные люди.

Каждой группе на презентацию отводится 5 минут. Участники группы, представляют итоговую компьютерную презентацию.

План выступления:

1. Название презентации. Обоснование выбора темы.

2. Название вступительной статьи. Ее основные идеи.

3. Авторы презентации

4. Объяснение использования информационных технологий. Какие программы были использованы в работе?

Требования к выступлению:

1. Качество выступления (связный рассказ, свободная и правильная речь, логика изложения).

2. Демонстрация слайдов соответствует устному выступлению.

3. Точные ответы на вопросы, аргументация своего мнения.

4. Участие в дискуссии с другими группами.

5. Участие всех членов группы.

3. Обсуждение.

После презентации дается время на обсуждение (“черно-белое” оппонирование), в котором принимают участие все остальные слушатели. На обсуждение отводится 5 минут.

Форма обсуждения:

Под “черно-белым” оппонированием подразумевается:

а) перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;

б) перечислить два момента, требующих доработки;

в) внести свои предложения по усовершенствованию презентации (если такие есть);

г) cделать итоговый вывод и выставить общий бал за выступление(на основе оценочной таблицы).

  Содержание Макс. кол-во баллов
1 Соответствие теме 10
2 Логика изложения 10
  Презентация  
1 Соответствие дизайна содержанию 10
2 Единство стиля в оформлении разных частей работы 10
3 Читаемость текста, наглядность выделений, расстановка акцентов 10
  Выступление  
1. Качество выступления(связный рассказ, свободная. правильная речь) 10
2. Демонстрация слайдов соответствует устному выступлению 10
3. Точные ответы на вопросы, аргументация своего мнения 10
  Творческий подход и оригинальность 20
  Общий балл 100

Средний бал:

Более 85 баллов - “отлично”;

от 65 до 80 баллов - “хорошо”;

от 50 до 65 баллов - “удовлетворительно”.

4. Итоговое обсуждение (5 минут):

Выставление оценки за каждую презентацию.

После обсуждения всех презентаций проводится рейтинговое сравнивание презентаций и выбирается лидер, набравший самое большое количество баллов.

5. Рефлексия: выдаются вопросы для обсуждения в группах, затем предлагаются индивидуальные выступления (главному редактору, желающим).

Вопросы.

  • Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях? (Биология, Информационные технологии)
  • Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях? (Биология, Информационные технологии)
  • Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему?
  • Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
  • Ваши ощущения от выполненной работы?
  • Замечания и предложения на будущее (себе, одноклассникам, учителям).

6. Постановка задач на будущее, дальнейшее развитие и самосовершенствование.

Литература

1. Каменский А.А. Общая биология. 10–11-й класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2005. 367, [1] с.

2. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А. Крискунова, В.В. Пасечника “Общая биология: 10–11-е классы”/Т.А. Козлова. М.: Издательство “Экзамен”, 2006. 286, [2] c.