Азбука первоклассника

Разделы: Начальная школа


“А”

Аист вьётся над гнездом,
Для птенцов он строит дом,
Ветку взял и вот те-на!
Клюв похож на букву “А”.

“Б”

Что получится при том,
Что случится если,
Булку, бублик и батон
Мы положим вместе?
Кто ответить сможет,
На что это похоже?

“В”

Вьётся, вьётся, вьётся ловко
Юркой змейкою верёвка.
Вот в петлю она скрутилась,
Что в итоге получилось?

“Г”

Скоро я усну ребята
И когда проснусь опять
Стану бабочкой крылатой
Буду весело летать
А пока, мои друзья,
Знайте, гусеница я!

“Д”

Стены, пол под потолком,
Крыша и окошки,
Мы сегодня строим дом
Тёплый и хороший.
Вот и результат труда:
Дом стоит! Вот это да!

“Е”

Ель в лесу под Новый год
Мы нарядим сами,
Веселится пусть народ
Под ее ветвями.
А пока что наша ель
Нам напоминает “Е”.

“Ё”

Маленькие ножки, маленькие ручки,
Зацепились яблоки за его колючки,
И теперь на что похож
Наш лесной приятель ёж?

“Ж”

Целый день жучок летал
Так, что к вечеру устал,
Он прилег и надо же!
Получилась буква “Ж”.

“З”

Я ползу в траве лесной
На малейший звук, на голос,
Потому меня давно
Называют люди – полоз.
А еще меня, друзья,
По-другому звать - змея.

“И”

Три иголки, три сестрицы,
Три искусных мастерицы
Прилегли, устав чуть-чуть,
Ненадолго отдохнуть.
И сложили, посмотри,
Безусловно, букву “И”.

“Й”

Чтобы не было вреда
Все ребята знают,
Что царапину всегда
Йодом прижигают.
А само лекарство – йод
Начинается на “йот”.

“К”

Три цветных карандаша
Дружно без заминки
Рисовали, не спеша,
Для меня картинки.
А потом моя рука
Их сложила буквой “К”.

“Л”

Чтоб испорченную лампу
На другую заменить,
Надо лестницу-стремянку
Принести, установить.
А стоит она в прихожей,
Угадай, на что похожа?

“М”

Это молния одежная
И простая, и надежная.
Что напоминает всем?
Ну, конечно, букву “М”.

“Н”

Нитки-нитки бесконечно,
Всюду нитки без конца,
Под столом, в углу, на печке,
На руках и у лица.
Настя маме “помогала”,
Всю катушку размотала,
Посмотрела, удивилась:
Что за буква получилась?

“О”

Этот обруч нужен очень
Для больших дубовых бочек,
И для спорта он пригож,
Он - снаряд для зала.
Угадай, на что похож
Обруч из металла?

“П”

Перья птица потеряла,
Просит: “Поищите!”
Поискала, поискала,
Плачет – помогите!

“Р”

Рак клешню свою приставил
К голове как офицер,
Честь отдал, усы расправил,
Стал похож на букву “Р”.

“С”

Сыр – любимый мой продукт,
Он не овощ и не фрукт.
Ну, а с сыром бутерброд
Так и лезет прямо в рот.
Сыра аппетитный срез
Мне напомнил букву “С”.

“Т”

Посмотрев, мы без труда
Убедиться сможем,
Начинается Труба
С того, на что похожа.

“У”

Я улитка-тихоход,
Домик мой на мне живет,
Из-за длинных рожек
Я на “У” похожа.

“Ф”

Посмотри - на ветке ели
Он сидит, как на качели,
Не удод и не синица,
Мудрый, важный, как царь-птица.
Он сидит, насупив клюв,
Произносит важно: “Уф-ф!”
Помашу ему рукой,
Знаешь, кто это такой?

“Х”

Я не плотник, не сапожник,
Присмотритесь, я художник.
Я надеюсь на успех,
Ноги шире, руки вверх!

“Ц”

Цапля цыкала на цепь:
“Ты, цепочка, хоть прочна,
Я тебя перекушу, не оставлю ни звена”,
А цепочка отвечала:
“Цыц! Начни опять сначала!”,
Цапля укусила цепь и перекусила “Ц”.

“Ч”

На столе пред нами чайник,
В нем заварен крепкий чай,
Вкусен чай необычайно,
Пей его и не скучай.
Чайник, как и чай, хорош
И на что же он похож?

“Ш”

Посмотрите не спеша
Вы со мною вместе
Начинается на “Ш”
Шарфик мой из шерсти.

“Щ”

Щука щукам подсказала:
“Мы живем в реке за тем,
Чтобы рыба не дремала
И не вымерла совсем.
Чтоб рыбешку постращать,
Будем плавать буквой “Щ”.

“Ъ”

Без меня бедлам кругом,
Знает каждый из ребят,
Что слова “разъезд”, “подъем”
По-другому зазвучат.
Правда, сам всегда молчу,
Хоть пишусь, но не звучу.
Ну, а называюсь как?
Очень просто: твердый знак!

“Ы”

Для веселой детворы,
Для любых детишек, право,
Нет другой такой забавы,
Как воздушные шарЫ.

“Ь”

Потому мня всегда
Мягким называют,
Что без всякого труда
Звуки я смягчаю.
Но могу их разделять я,
Как, к примеру, в слове “платья”.
Или “листья” – это так.
Может много мягкий знак.

“Э”

Я не просто механизм,
Экскаватор я. Не скрою:
Мой могучий организм
Неустанно землю роет.
Много перерыл уже
Механизм на букву “Э”.

“Ю”

Ко дню рождения подружки
Подарили мне игрушки.
Только больше всех мила
Из игрушек мне юла.
Закручу свою юлу,
И она ответит: “Ю-ю-ю!”

“Я”

Этот фрукт любимый мой,
Но не слива и не груша.
Я люблю его покушать
Спелый, сладкий, наливной,
Он мне очень нравится,
Как он называется?
Подскажу, тот фрукт, друзья,
Начинается на “Я”.

Рисунки, используемые в тексте статьи, взяты из учебного пособия “АБВГДейка. Азбука первоклассника”, авторы Л. Ф. Клейманова, С. Г. Макеева, издательство "Просвещение”, Москва 1995г.