Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия военных лет

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели урока:

  • показать на примере стихотворений военных лет уникальность поэзии периода войны;
  • продолжить работу по формированию умения анализировать и интерпретировать поэтический текст;
  • способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образного обобщения;
  • формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Аудиозапись песни “Священная война”.

3. Вступительное слово учителя.

В 1942 году немцы оккупировали город Орёл.

Среди зданий, которые облюбовали фашисты, оказался и дом-музей И.С.Тургенева. В одном его крыле разместилась военная комендатура, в другом – офицерский клуб. Экспонаты бывшего музея были снесены в подвал.

И вот однажды на приём к коменданту Орла пришла молодая женщина. Она представилась учителем местной школы.

– Господин комендант,- начала она,- я пришла к Вам с просьбой вернуть городу музей Тургенева. Русские люди чтят своего земляка и будут рады, если Вы выполните то, о чём я прошу. Музей можно устроить в подвале. Вам это будет не только удобно, но и выгодно: так легче проследить за порядком.

Комендант согласился. Женщина вместе с помощниками приступила к оборудованию экспозиции музея.

Заглянув в подвал, комендант остался доволен.

А на следующий день туда пошли посетители. И всех их встречал большой портрет писателя и его слова, столь известные каждому и столь

по-новому зазвучавшие здесь, в оккупированном врагом городе:

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.”

Стихотворение в прозе с символическим тогда уже названием “Русский язык” как нельзя более точно отражало всё то, что было в душе каждого советского человека: ненависть и любовь, боль и мужество, а ещё большую веру в то, что “враг будет разбит, победа будет за нами”.

Именно к этому вслед за сводками Совинформбюро призывал самый оперативный литературный жанр – поэзия. Именно стихотворения опровергали расхожее мнение о том, что, когда говорят пушки, музы молчат.

- А как вы думаете, почему поэзия стала самым популярным жанром в годы войны?

Безусловно, невозможно найти другой жанр, который по силе воздействия на души людей мог бы сравниться с поэзией.

4. Тема нашего урока: “Поэзия военных лет”.

Мы остановимся на нескольких стихотворениях, написанных в годы войны, с тем чтобы на их примере показать, в чём заключается уникальность поэзии военных лет, а также продолжим работу по формированию умения анализировать поэтические произведения.

Итак, если говорить о поэзии, рисующей первые дни и недели войны, то нельзя не заметить призывность строк: “Убей его!”

“Бей врага!”

“Умрём, но не допустим”.

Стихотворение – торжественное обещание первой произнесла женщина-ленинградка в июле 1941 года. Этой женщиной была А.Ахматова.

– Прочитаем стихотворение “Клятва”.

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

– Как соотносится название стихотворения с его объёмом?

– Посмотрим, как, несмотря на краткость, лаконизм, организуется в стихотворении время и пространство.

Для этого ответим на вопросы:

1. На каком эпизоде фиксирует автор наше внимание в первой строке? Когда (по времени) это происходит?
2. А к чему обращается автор в третьей строке?

– Что же происходит со временем и пространством? (Мгновенно расширяется)

– Можно ли с уверенностью сказать, чего больше в этом стихотворении: патриотических чувств или личных переживаний лирического героя?

Не менее известным является и стихотворение Ахматовой “Мужество”, напрямую перекликающееся со стихотворением Тургенева.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

- А каков ключевой образ-символ этого стихотворения?

- Каково понимание этого образа-символа? Только ли это русский язык?

(Это и русская культура, и русская речь, и духовность)

В стихотворении Ахматовой ведущее место занимает идея победы не только над видимым врагом (фашистами), но и над врагом невидимым – злом, жестокостью, агрессией.

А ещё – над холодом и голодом, что свирепствовали в осаждённом Ленинграде.

Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц. Её мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла и бойцов, защищавших город, и жителей, стойко переносивших испытания.

Страшной зимой 1942 года писала Берггольц свой “Февральский дневник”.

(Читаем отрывок)

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова, -
Я тоже – ленинградская вдова.

- Какие чувства выражены в этих строках?

- А как вы об этом догадались, ведь автор их не называет.

- Как синтаксическая и лексическая сторона отрывка помогает подчеркнуть, высветить эти чувства?

Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе.

Если О. Берггольц была голосом осаждённого Ленинграда, то его нервом, его струной был, без сомнения, Д. Шостакович, в дни блокады написавший свою знаменитую Седьмую симфонию, названную Ленинградской.

(Звучит отрывок из Седьмой симфонии – “Нашествие”)

“Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами”, – писал Алексей Толстой.

Я недаром заговорила о музыке. Музыка и поэзия.

Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией.

Трудно представить себе более органичный сплав, передававший в годы войны всеобщее чувство: желание сберечь родную землю. Это чувство, понятное и близкое каждому, точнее всего выражает песня. Как не вспомнить известные всем “В лесу прифронтовом” Исаковского, “Землянку” Суркова.

Лирико-романтическая баллада Булата Окуджавы “До свидания, мальчики!”- это поэзия “изнутри войны”, говоря словами И.Эренбурга.

(Звучит песня Б.Окуджавы в исполнении автора)

“Постарайтесь вернуться назад”,- таков рефрен в стихах Окуджавы.

Из 940 писателей, ушедших на фронт, 417 не вернулись. Среди них Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров.

С болью и горечью вспоминая погибших, Б.Слуцкий писал:

В пяти соседних странах
Зарыты наши трупы.
И мрамор лейтенантов-
Фанерный монумент-
Венчанье тех талантов,
Развязка тех легенд.

Люди разного возраста и разной меры таланта были объединены одной судьбой, а их поэзия, передавая мысли, чувства, переживания, не боялась правды, даже горькой и жестокой.

Юлия Друнина правду о войне выразила так:

Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

- А какой нарисована война в стихотворении Владислава Занадворова, погибшего в 1942 году под Сталинградом? (Читаем стихотворение)

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

- Можно ли с уверенностью сказать, чего больше в стихотворении: патриотических чувств или личных переживаний лирического героя?

- А кому адресовано стихотворение?

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу, тех, о ком были все мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.

И как не вспомнить здесь самое известное, самое сильное, самое проникновенное стихотворение “Жди меня”.

Военный корреспондент “Красной Звезды” К.Симонов посвятил его своей жене, актрисе В.Серовой, однако оно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым.

- В чём же сила этого стихотворения?

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло”.
Не понять не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

- Какая поэтическая фигура лежит в основе стихотворения? (анафора)

- Чему она служит, что подчёркивает?

- Только ли горячая мольба звучит в стихотворении?

- К чему приравнивает лирический герой умение ждать? (К душевному подвигу, достойному встать вровень с ратным)

Посмотрите, снова сплав личного и гражданско-патриотического.

- Можно ли сказать, что и поэзия воевала?

- Как она это делала?

Так в чем же уникальность и непреходящая ценность поэзии военных лет?

В ней слиты воедино и гражданственность, и интимность, и философичность.

Всё это позволило не только предвидеть победу, дойти до неё, восславить её. Ещё в 1942 А.Сурков, предчувствуя победные залпы, писал с поразительной уверенностью:

Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих ненастий недружной весны
Ждёт и нас ослепительный май.

Там, в далёком ожидании ослепительного мая, окопная поэзия не забыла составить духовное завещание потомкам, как это сделал Сергей Поделков в стихотворении “Сыну”.

Всё можно в жизни поменять, всё можно:
На кенаря – коня, на посох – дом.
Всё можно потерять неосторожно –
Рассудок, время и друзей притом.
Всё можно позабыть – нужду и горе,
И клевету, и первую любовь.
Всё можно дать взаймы на срок – и вскоре
И хлеб, и деньги возвратятся вновь.
Хочу в тебе найти единоверца,
Чтоб к внукам шла связующая нить:
ОТЕЧЕСТВО, как собственное сердце,
Нельзя забыть, дать в долг иль заменить!

- Что, по-вашему, включил автор в понятие ОТЕЧЕСТВО?

Это и Родина, и родная земля, и русская культура, и, безусловно, русский язык, служивший “во дни сомнений” поддержкой и опорой.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

Сформулировать вопросы для анализа стихотворения:

1 вариант – К.Симонов “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”
2 вариант – С.Гудзенко “Моё поколение”.

Приложение 1

Приложение 2