Урок-путешествие "По страницам Красной книги" по курсу "Мир вокруг нас"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Способствовать знакомству учащимся с международной Красной книгой.Объяснить, почему некоторые растения и животные занесены в Красную книгу.
  • Способствовать развитию умений пользоваться дополнительной литературой.
  • Прививать детям любовь к природе, к родному краю, к Родине.

Оборудование:

 Магнитофон (музыка леса), иллюстрации из журналов, Красная книга, тетради, учебники, плакаты «Животные и растения Красной книги», эмблемы организаций по охране природы, слова Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину», пословица «Как аукнется, так и откликнется».

Ход урока:

I. Вхождение в урок.

1. Здравствуй день!
Здравствуй солнце!
Здравствуйте дети!
Улыбнитесь друг другу
Сегодня я приглашаю вас в путешествие, а в какое вы сейчас узнаете сами, прочитав слово справа налево ( игинк йонсарк мацинартс оп) (слова и эмблемы на доске)
И отгадав, что означают эти эмблемы?
Чем занимаются эти организации?

Для путешествия мы должны создать группы и выбрать руководителей.
Я предлагаю создать такие группы:
Ботаники – изучают растения;
Зоологи – изучают животных;
Экологи – изучают охрану природы.
Для формирования групп вы должны вытянуть жетоны.
(жёлтый – зоологи, зелёный – ботаники, голубой– экологи).
Итак, в путь.

2. Возьмёмся за руки друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес манит своей листвой.
Принимай-ка лес гостей
Доброй песней нас согрей.
(звучит музыка леса).

Учитель (в шапочке ландыша)

II. Работа с новым материалом

 1. Родился ландыш в майский день
И лес его хранит,
Мне кажется, его задень
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит лес,
И птицы, и цветы
Давай послушаем– а вдруг
Услышим я и ты.

Входит Лесовичок:
Ландыш, твои цветочки очень похожи на колокольчики, а ещё на лилии. Может вы родственники?

Ландыш:
Я действительно состою в родстве с чудесными лилиями и с многочисленными видами лука. Про меня люди сложили много сказок. Мне очень нравится старинное русское придание о безнадёжной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко. Вот послушайте. Водяная царевна Волхова полюбила Садко. Случайно она узнала о его любви к простой девушке Любаве. Тогда царевна вышла на берег, чтобы последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде небыло. Как вдруг увидела она среди стройных берёз Садко и Любаву. Заплакала с горя царевна, горькие слёза покатились из её синих, как море глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности. Любви и нежности. Эти цветы люди назвали ландышами.

Лесовичок:
Чудесная легенда! Только мне кажется, ты ландыш загрустил, листики твои поникли, а колокольчики опустили головы. Что случилось?

Ландыш:
Я вспомнил о том, что люди, складывая легенды, не всегда берегут растения, животных и птиц. Было время, когда мы ландыши чуть не исчезли с лица земли!

Вбегает девочка:
Посмотрите, какие красивые цветы! Я нарву огромный букет. А вон, в озере великолепные лилии.

Ландыш:
Остановись, девочка! Моё семечко падает в землю и должно пройти десять лет, чтобы я зацвёл, а человек забывает об этом, рвёт меня, топчет.

 Зверобой:
Многие растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими и потому занесены в Красную книгу.

III. Актуализация проблемы

 Девочка:
А что это такое, Красная книга?

Пион:
Книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности, остановись человек!

Лилия:
Запомни девочка! Каждую неделю на земле исчезает один вид растений.

Кубышка:
Я жёлтая лилия кубышка. В букете мы стоим всего один час, а потом вянем. А не сорванные мы цветём в прудах целое лето, раскрывая свои лепестки каждый день в одно и тоже время.

Подснежник, Мать-и- мачеха, Тюльпан:
Осенью нас не увидишь, мы весенние цветы. Человек, за зиму соскучившись по цветам, весной набрасывается на нас и рвёт охапками. Мы жертвы красоты.

Венерин башмачок:
А я – венерин башмачок, зацветаю лишь на восемнадцатом году жизни. А я – ветреница алтайская.

Девочка:
Теперь я запомнила, вас и никогда не буду обижать эти растения.

Ландыш:
Почему все эти растения занесены в Красную книгу?
(дети отвечают).
Ландыш:
Учёные со всего мира организовали международный союз охраны природы (МСОП). Они заметили, что примерно с конца XIX века участились случаи исчезновения с лица земли некоторых видов животных, растений, насекомых и птиц. Стало ясно, что хотя в природе имеет место гибель тех или иных видов это сравнительно редкое явление. Массовая же гибель это результат деятельности человека. Значит, в Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите. Красную книгу учредил МСОП в 1966 году. Хранится она в Швейцарии в городе Морхе. Многие страны составляют собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году.

( мы попали на полянку отдыха)

 IV. Физ. минутка:

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
(ходьба с подниманием рук).

Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём,
И назад в гнездо кладём.
(наклоны, поднимаем руки вверх).

Впереди из–за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.

 Ландыш:
А теперь мы совершим путешествие по страницам Красной книги.
Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. Потому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить в каком положении оно находится. Я буду перелистывать эти страницы, а группа зоологов мне поможет.

1. Чёрная страница – на неё занесены животные и птицы, которых уже нет в природе.

 Странствующий голубь – очень красивая птица, эти птицы обитали в старых, лиственных лесах. У него изящное тело, строго обтекаемой формы, длинный, сужающийся к концу хвост и узкие крылья, приспособленные для быстрого полёта. Окрашены они очень интересно. Большими стаями они перелетали с одного места на другое. Они становились лёгкой добычей охотников из–за вкусного мяса. Они исчезли в 1900 году.

2. Жёлтая страница – на неё занесены животные количество, которых уменьшается стремительно. Это Амурский тигр, карликовый тушканчик, морж.

Лев – царь зверей. В силе, ловкости, смелости мало кто с ним может сравниться. Отличительный признак льва – грива. У самок гривы не бывает. Живут львы небольшими семействами. У каждого семейства свои владения. Львы никогда не убьют лишнюю антилопу, добудут мяса столько, сколько смогут съесть, охотятся львы обычно ночью. После охоты отдыхают. Из за красивой шкуры с гривой их жестоко истребляли, сейчас они уцелели только в Индии и Африке.

3. Серая страница – на этих страницах помещены животные, которые мало изучены, а места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Слоновая черепаха, жук геркулес и др.

А я расскажу вам об Императорском пингвине. Они живут в Антарктиде. Зимой, когда морозы достигают –60 градусов, у пары пингвинов появляется одно единственное яйцо. Если яйцо упадёт на снег, оно погибнет. Дав месяца, самец согревает его между лапами. Между тем мама уже ловит рыбу и рачков, чтобы прокормить будущего малыша. Подросший детёныш съедает рыбы до 4 кг. в день. Пингвины редко выходят на берег, предпочитают оставаться на морском льду.

4. Белая страница – здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос.

Молодые фламинго имеют серый окрас, позднее они розовеют, но «взрослую» окраску оперение обретают, лишь достигнув трёх, четырёх лет. Живут фламинго до тридцати лет, летают они, вытянув шеи вперёд, а ноги назад, плавают хорошо, гнездятся и кормятся на мелководьях.

5. Зелёная страница – на них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Бурые медведи.

Бурые медведи живут в лесах, на равнинах, в горах. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами. Медведь большой любитель мёда. Осенью зверю приходиться заботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны. Прежде чем лечь в спячку, медведь тщательно запутывает свои следы, чтобы никто не смог найти его берлогу. Накопленный заранее жир помогает медведю спокойно перенести зиму.

V. Проблемный вопрос: Кто виноват в исчезновении животных, птиц и растений? (об этом расскажет группа экологов).

Мы уже с вами говорили, что в исчезновении животных виновен сам человек. Наверное, у вас возник вопрос, как же мы дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения на природе.

  • Не разорять птичьи гнёзда.
  • Не рвать и бросать цветы.
  • Не ломать ветки деревьев.
  • Не давить насекомых.
  • Не шуметь в лесу.
  • Не разводить костры без взрослых.
  • Не оставлять после себя мусор.
  • Не сбивать мухоморы.
  • Не убивать лягушек.
  •  Не брать лесных зверей.

VI. Закрепление
Работа в тетради
Откройте тетради и рассмотрите Красную книгу.
В вашей тетради на странице 48 изображены животные, которым пока не грозит исчезновение. Но они тоже нуждаются в бережном отношении. Поэтому в нашем Алтайском крае составлена своя Красная книга и есть свои заповедные места и охраняемые территории. Алтайский заповедник, Каскад водопадов на реке Шинок, и Катунь–Карагайский заповедник.

VII. Сейчас мы просмотрим презентацию Красной книги Алтайского края. Приложение 1

VIII. Закончилось наше путешествие по страницам Красной книге.

1. Объясните смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».

2. Игра « Экологический светофор»
(учитель показывает предметы, а дети сигналят светофором).

  • Резиновые сапоги (я собралась походить по кромке озера, собрать ракушек), (жёлтый цвет)
  • Нож (я хочу содрать ножом бересту с берёзы, чтобы разжечь костёр), (красный цвет)
  • Спички (я решила, когда устану посидеть у костра) (красный цвет)
  • Магнитофон (собираюсь послушать новые записи) (красный цвет)
  • Ведро (полью кустики у оврага, которые посадила недавно), (зелёный цвет)
  • Пакет с крошками хлеба (это для уток, они живут на озере. Я их часто подкармливаю), (зелёный цвет).

IX. Итог:
Составить предложение по началу
Природа плачет когда.... (человек нарушает гармонию в природе)
Природа радуется когда... (когда человек любит природу)
Человек и природа едины.
Все ли мы задания выполнили? Всё ли мы рассказали о Красной книге? Понравился ли вам урок? Чья группа вам понравилась больше всего?

Стихотворение читает ученик

Охраняется Красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Красная книга, красная
Может, значит она, что природа умрёт?
Цель у неё иная:
Всё живое хранить зовёт.

X. Награждение участников.