Оптимизация коррекционного процесса посредством компьютерных технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время отмечается заметный рост научных исследований, экспериментов, методик  в области дефектологии и логопедии. Примерно 85% детей нуждаются в специализированной помощи психологического, педагогического и коррекционного характера.
Необходимо отметить, что в нашей стране создалась новая педагогическая ситуация, связанная с изменением контингента детей. Таким образом, необходимо пересматривать традиционные формы и методы организации учебно-воспитательной работы. Проведённые исследования в области специальной психологии ( Р.И. Лалаева, 1989; В.Г. Петрова, 1972; Т.В. Розанова, 1971; Л.Ф. Спирова, 1980;) показывают зависимость развития речи от общего развития, от приобретённого личного опыта, жизненной активности в условиях специального обучения и воспитания.
Выбирая приёмы и методы в учебно-воспитательной и коррекционной работе нельзя ни обратить внимание на возможность опираться в своей деятельности на компьютер.
Это становится возможным благодаря тому, что компьютеры повсеместно входят в нашу жизнь, применяются во всех областях. Применение компьютера может выступать средством обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Для детей с ФФНР применение компьютерных игр оказывает специфическое воздействие на становление речи, в частности на развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, слоговой структуры слова. Кроме этого они значительно повышают интерес детей к логопедическим занятиям.
Таким образом, тема: «Коррекционно-логопедическая работа по формированию фонетической стороны речи и фонематических процессов у детей 6-7 лет посредством компьютерных технологий» на сегодняшний день актуальность которой очевидна.

Цель работы: изучение процесса формирования фонетической стороны речи и фонематических процессов у детей 6-7 лет с ФФНР посредством компьютерных технологий.

Задачи:
1.  Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. 
3. Изучить  новые  различные  подходы  в коррекционной работе по преодолению ФФНР.
4. Подобрать и адаптировать программу Power-Point 
5. Доказать, что с учетом применения компьютерных технологий возможна более продуктивная работа над коррекцией речи  детей данной категории.

Объектом нашей работы является формирование фонетической
стороны речи и фонематических процессов у детей с ФФНР посредством включения в коррекционный процесс компьютерных технологий.
Предмет - процесс формирования фонетической стороны речи и фонематических процессов через электронное пособие

В связи с поставленными в данной работе задачами целесообразна следующая гипотеза: процесс формирования фонетической стороны речи и фонематических процессов у детей с ФФНР будет проходить на более оптимальном уровне, если:
- будут установлены междисциплинарные подходы к изучению механизмов, причин и методов устранения ФФНР у детей 6-7 лет
- будут созданы наиболее благоприятные педагогические и психологические и материальные условия (наличие компьютеров) для проведения коррекционной работы;
- включаемые в коррекционный процесс компьютерные игры и упражнения, будут применяться с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка.

Для подтверждения данной гипотезы был проведен эксперимент на базе МДОУ «Дельфин» г.Алдана с 1 сентября 2006 года по 15 марта 2007 года с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Логопедическая работа по устранению ФФНР у детей включает в себя
коррекцию артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематических процессов и слоговой структуры слов.
Нами было создано Электронное пособие «Коррекция фонетико-фонематического нарушения речи детей 6-7 летнего возраста» . (См приложение)
Он включил в себя три альбома:
Первый альбом: «Коррекция артикуляционной моторики на логопедических занятиях». В него вошли сказки о веселом язычке и комплексы упражнений для разных групп звуков.

Для коррекции артикуляционной моторики мы применили в электронном альбоме сказки Е.М. Косиновой, которые можно использовать на первых занятиях при знакомстве с органами артикуляции для повышения интереса к коррекционному процессу.
Ребенок имеет возможность выбрать из трех сказок («Зоопарк», «Веселая прогулка», «Приключения язычка») одну, наиболее понравившуюся.
В данном альбоме имеется раздел: «Комплексы упражнений для разных групп звуков».  Эти комплексы примерные, так как для каждого ребенка комплекс упражнений логопед составляет индивидуально. К каждому упражнению подобрана картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при вы­полнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Пассивные движения ребенка постепенно переводим в пассивно активные, а затем и в активные (самостоятельные).
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной.
Во второй альбом вошли упражнения и игры на развитие слухового внимания,  высоты, силы, тембра голоса, фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений.

Третий альбом «Коррекция слоговой структуры слов», где мы подобрали речевой материал на уровне гласных звуков, на уровне слогов, слов, чистоговорок, скороговорок.

Речевой материал всех трех альбомов подбирали с учетом главного принципа коррекционного процесса: от простого к сложному.
Преобразующий эксперимент проходила выбранная нами основная группа. Сроки, в течение которых  проводилась коррекционно-развивающая работа, составили 7 месяцев (сентябрь 2006 – март 2007 года). Электронные игры применяли на занятиях три раза в неделю, продолжительностью 5-7 минут.
Логопедическая работа по устранению фонетико-фонематического нарушения речи у детей группы сравнения проводилась с использованием традиционных методов и приемов. После преобразующего эксперимента мы провели итоговую диагностику.

Обработка результатов контрольного тестирования позволяет проследить положительную динамику в коррекции фонетико-фонематических процессов, как у детей группы сравнения, так и  у детей основной группы. Но показатели у детей основной группы несколько выше, чем в группе сравнения.

Дети основной группы в отличие от группы сравнения проявили большую заинтересованность, желание и радость от посещения логопедических занятий.
Полученные данные убеждают нас в необходимости планомерного, систематического применения компьютерных технологий на логопедических занятиях, которые способствуют коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста и повышению интереса к коррекционной работе. 
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в проведенном нами экспериментальном исследовании.

С помощью компьютера мы вовлекали детей в ак­тивный процесс, создавали соответствующий эмоциональный на­строй, вызывали живой интерес.
Для пособия характерны доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого материала и эстетичность его оформления.

Обращаю  ваше внимание на преимущества, повышающие мотивацию детей к логопедическим занятиям, которые учитывались при создании пособия:
1. Компьютер – собеседник
Потребность в общении – коммуникативная деятельность – является главной мотивирующей силой и организующим началом, которая формирует у ребенка активное стремление овладеть речью.
2. Данная форма работы с ребенком дает возможность самому управлять сменой слайдов.
Психологическая основа мотивации «Я сам!». Чувство самости (страсть к развитию в деятельности) у ребенка еще велико.
3. Цветовая гамма оформления слайдов
«Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас каждый цвет, ибо цвета говорят с нами на наречии, более утонченном, нежели слова…»
4. Движущиеся картинки – «аннимашки» привлекают внимании, повышают интерес.
5. При создании электронных альбомов применили элементы здоровье сберегающих технологий. Обездвиженный образ глаз не воспринимает и компьютер дает возможность картинкам передвигаться, переворачиваться, растворяться, некоторые материалы расположены в виде волны.
6. Возможность выбора  
Обучение на основе выбора – «высший пилотаж» в педагогике. Это альтернатива традиционному обучению. В основе его лежит инвариант С. Френе. «Никто, ни ребенок, ни взрослый не любит, чтобы ему приказывали». Именно подход в обучении на основе выбора делает человека способным, компетентным, результативным.

В настоящее время данное электронное пособие прошло апробацию в Дальневосточном государственном гуманитарном университете, рекомендовано к серийному выпуску, находится в издательстве.