Развитие исследовательской компетенции учащихся в рамках элективного курса "Научно-исследовательская деятельность учащихся"

Разделы: Общепедагогические технологии


  Наиболее эффективной формой обучения в профильной школе, позволяющей раскрыть творческий потенциал, выявить интересы и склонности старшеклассников по отношению к их будущей профессиональной деятельности, является исследовательская деятельность. Значимость включения подрастающего поколения в исследовательскую деятельность для достижения «ориентированной на ребенка стратегической цели реформирования образования в России», предполагающей «развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению», признана  на государственном уровне. Об этом говорит решение коллегии Минобразования России «О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования»»(1996 г.). Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательской компетенции  можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.
Исследовательская деятельность начинается, с одной стороны, с желания старшеклассников выполнять исследовательскую деятельность, с другой стороны, они не умеют организовать её. Это противоречие можно разрешить  с помощью элективного курса «Научно-исследовательская деятельность учащихся», он становится психологической подготовкой старшеклассников к решению реальных проблем, с которыми они могут столкнуться в жизни и в будущей профессиональной деятельности.
Программа курса «Научно-исследовательская деятельность  учащихся» рассчитана на учеников 10- 11 классов общеобразовательной профильной школы.

  Цель элективного курса – способствовать самореализации и самоопределению учащихся в различных сферах исследовательской деятельности.

  Задачи:

  1. дать представление об ученическом исследовании, формировать навыки исследовательского труда;
  2. научить писать и оформлять реферат;
  3. подготовить к экзаменам (защита реферата).

   Содержание курса имеет практико-ориентированный характер и направлено на расширение возможностей для саморазвития школьников.
Учебное исследование отличается от научного, прежде всего, тем, что целью его является не  получение нового знания, результата, а приобретение навыков исследовательского труда и развитие личности. В процессе работы  школьники должны научиться отбирать материал по заданной теме, анализировать теоретическую литературу, овладеть умением снабжать свой труд научным аппаратом, библиографическим обеспечением, найти подходы в решении проблем.

      Курс состоит из трёх модулей.   Формы и организации занятий определяются  структурой и содержанием курса: лекция, практикум, консультация, круглый стол, исследование, конференция.


модуля
Учебный материал Руководство по усвоению Форма занятия Виды деятельности
        №1                                       ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
 

1-2

 

Требования к содержанию, структуре и оформлению реферата Ознакомься с положением о защите реферата. Прочитай стр.уч.185 Лекционно-практическое Знакомство с работами учащихся предыдущих лет
 

3-4

 

 

Работа со справочной и критической литературой Прослушай лекцию, найди в каталоге литературу по теме, составь библиографию в соответствии с требованиями Мини-лекция, работа в библиотеке Работа с каталогами, составление списка литературы
5-6 Уточнение тем, конспектирование Прочитай учебник с.184-185, выполни задание Практическое занятие Реферирование по нескольким
источникам
7-8 Особенности научного стиля, терминология Прочитай учебник с.202-228 Практическое занятие Анализ работ
9-10 Цели, задачи исследования, предмет, объект Прослушай лекцию, выполни задание Лекция, практическое задание Работа над введением
11-12 Методы исследования Прослушай лекцию, составь план, обсуди в группе Мини-лекция, практикум Составление плана исследования, корректировка
13-14 Цитирование, сноски Прослушай лекцию, оформи работу Лекционно-практическое Анализ работ, корректирование
       №2                              ПРАКТИЧЕСКИЙ (самостоятельная работа)
15-16 Отбор материала, анализ текстов Реализация задач Консультация Самостоятельная работа
19-20 Приложения, картотека, иллюстрации Реализация задач Консультации Самостоятельная работа
21-22 Корректировка работы, анализ Реализация задач

Консультации

Самостоятельная работа
23-24 Заключение, выводы Соотнеси цели, задачи с результатами Практикум Работа в парах
       №3                                      ИТОГОВЫЙ
25-26 Редактирование   Консультации Самостоятельная работа
 

27-28

Тезисы, регламент Прослушай лекцию, напиши тезисы Практикум Работа в парах
29-30 Оппонирование Прочитай, проанализируй работу, подготовь критический отзыв Практикум Самостоятельная работа, работа в группах
31-32 Конференция   Конференция Защита рефератов
33-34 Подведение итогов, перспективы   Круглый стол Выставление оценок, анализ работ

 
Первый модуль элективного курса теоретический: учащиеся знакомятся со структурой исследовательской работы, с требованиями к оформлению реферата, особенностями научного стиля, проводят  анализ работ учащихся прошлых лет. Здесь важно показать основные особенности учебного исследования, требования объективности, обобщенности и обоснованности, познакомить с возможными методами проведения  самостоятельного исследования. Анализируя работы учащихся предыдущих лет, знакомим с такими понятиями, как цель и задачи исследования, предмет, объект исследования. Форма занятий в основном лекционно-практическая с использованием презентации.  На этом этапе учимся планировать свою деятельность, работать со справочной и критической литературой: конспектировать, реферировать, цитировать, оформлять ссылки и сноски. Необходимо провести занятие в библиотеке, научить находить нужные источники, составлять библиографию, пользоваться электронными и библиотечными каталогами: системным, алфавитным, предметным. Одно из занятий посвящено особенностям научного стиля ( логичность, точность, использование терминов, объективность, отсутствие личного начала, языковые средства, жанры). Самостоятельная работа продолжается дома, ребята анализируют литературу по избранной теме, осваивают навыки реферирования по нескольким источникам.
На втором, практическом, этапе учащиеся выполняют самостоятельное исследование под руководством учителя. Он предполагает сбор материала по проблеме, анализ и систематизацию его, работу в режиме гипотезы, эксперимента, здесь необходима помощь педагога каждому ученику, индивидуальная работа с каждым, поэтому занятия проводятся  в режиме консультаций, помогающих учащимся овладеть необходимыми умениями и приёмами,  позволяющими провести собственное исследование. Этот этап особенно важен в плане развития исследовательской компетенции, так как учащиеся овладевают основными умениями и применяют  их на практике. На практических занятиях учатся оформлять приложения, составлять картотеку.  
Третий модуль – итоговый (контрольно- оценочный) – очень важен как  в развитии исследовательской компетенции, так и развитии личности ученика. Основным видом деятельности учащихся становится рефлексия. Черновой вариант исследования к этому времени завершён, поэтому работа проводится в парах, в группах.  Ребята учатся анализировать результаты своей деятельности, давать оценку другим, оценивать и корректировать работу, представлять результаты деятельности, оппонировать, защищать свою точку зрения. Составление тезисов будущего выступления для защиты исследования, соблюдение регламента, подготовка к публичному выступлению – новые для многих старшеклассников виды деятельности. Это модуль важен и  для формирования коммуникативных умений: умение работать в группе, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Любая деятельность должна приносить удовлетворение, поэтому необходимо разработать систему оценивания.                                                                                                                  
Критерии оценки значимости исследовательских работ были разработаны нами в соответствии с компонентами исследовательской компетенции и требованиями к исследовательским работам учащихся, представленным на НОУ (Положение о поведении конференции учащихся «Шаги в науку» в  г. Омске):

Критерии Оценка
1 Тема работы 1-традиционна, малоактуальна
2- современна, актуальна
2 Тип работы 1-реферативная
2-с собственным исследованием
3 Полнота использованной литературы по теме
  1. использовано недостаточное количество источников
  2. достаточное для раскрытия проблемы количество источников
4 Чёткость поставленных цели и задач 1-четко сформулированы
2-нечётко, расплывчато
5 Структурированность работы 1-неструктурирована или мало структурирована
2-структурирована по общепринятому плану
6 Качество изложение материала, грамотность
  1. есть логические ошибки, нет логики, в работе допущены ошибки разных видов
  2. материал излагается логично, ошибок нет
7 Новизна, самостоятельность 1-не отличается новизной, самостоятельностью
2-достаточно самостоятельна
8 Качество исследования
(отбор материала, обобщение, систематизация, классификация)
1-нуждается в доработке
2-работа может быть доложена на конференции
9 Практическая значимость 1-не имеет практической значимости
2-может быть использована в учебном году
10 Владение терминологией
  1. автор не владеет необходимой терминологией
  2. автор владеет необходимой терминологией

11 Оформление работы 1-работа оформлена в соответствии с требованиями, но есть недочёты
2-  работа оформлена в соответствии с требованиями
                                       Итого : 22 балла

 Целью деятельности учителя  при реализации элективного курса  становится создание условий, обеспечивающих самостоятельное продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии исследовательской компетенцией. Функции учителя: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект.  У ученика в  процессе исследовательской деятельности формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.

Литература

  1. Андриенко А.В Приобщение учащихся лицея к научно-исследовательской деятельности: Автореферат дис. на соиск. уч. ст. к.п.н./А.В.Андриенко; Сибирск. гос. технологич. ун-т.- Красноярск, 2001
  2. Гам В.И., Филимонов А.А., Шипицына Л.П. Разработка учебных курсов на основе компетентностного подхода. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
  3. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе: Методическое пособие / Под ред. И.Д. Чечель.- Омск, 2003
  4. Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. №2 2002, РАН, Минобр РФ, Деп. обр. Москвы, МПГУ, МИОО, МГДД(Ю)Т. М. 2002.
  5. Качурин.М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы .М., 1988 педагогики РАО 23 апреля 2002.
  6. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность   учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.
  7. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технология построения. //Народное образование. №5 -2003 школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.