Урок по теме "Суффикс и его роль в слове"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организационный момент.

1. Посадка детей.

2. На полях цветным карандашом нарисуйте кружок того цвета, которому соответствует ваше настроение.

3. Запись в тетради: “Восемнадцатое декабря. Классная работа.”

Ребята, на улице зима. Вы стали много болеть. Но есть один надежный способ, чтобы укрепить свое здоровье. Нужно есть больше витаминов. Вспомните вчерашний урок окружающего мира и скажите, где, обычно, содержится много витаминов? (в овощах, ягодах и фруктах) Сегодня наш урок нам помогут провести жители Фруктового сада. А как называют жителей этого сада? (фрукты и ягоды) Вот они все здесь, в корзинке. А так как у нас урок русского языка, то многие их них являются еще и словарными словами.

II. Чистописание.

1. Цель: потренировать руку, чтобы всю сегодняшнюю работу выполнить чисто и красиво.

2. ик    чик    ищ    ник     к    ечк    ек

3. Выпишите только слова, в которых встречаются данные буквосочетания:

абрикосик лимончик солнце мандаринище лопата малинник смородинка сирень черёмуха семечко горошек

4. Проверка (1 ученик зачитывает по тетради).

III. Актуализация знаний, постановка цели урока.

1. Посмотрите внимательно на слова и скажите: какой частью слова являются данные буквосочетания? (это суффиксы)

2. Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (о суффиксах )

IV.Физкультурная пауза.

  1. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
    И ручками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
    И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
    И ручками похлопаем, похлопаем.
  2. Раз – подняться, потянуться.
    Два – согнуться, разогнуться.
    Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка.
    На четыре – руки шире.
    Пять – руками помахать.
    Шесть – за парту тихо сесть.

V. Новый материал.

1. Повторение.

Кто помнит, что такое суффикс? (это часть слова, которая пишется после корня и служит для образования новых слов)

2. Работа с плакатиком “Суффикс”.

Рисунок 1

Посмотрите на плакатик и скажите, куда мы должны его прикрепить? (между корнем и окончанием) – 1 ученик прикрепляет

3. Давайте в записанных словах выделим суффикс (1 ученик у доски).

4. Задание с доски.

а) прочитайте слова:

Ягода

Ягодка

Ягодный

б) Что у них общего? (близки по смыслу, у них одинаковый корень, это однокоренные слова)

в) Чем отличаются эти слова? (разные суффиксы)

г) Спиши, найди и выдели в этих словах окончание и основу. (1 ученик у доски)

д) Выдели корень. Какую часть слова осталось обозначить? (суффикс)

д) Для чего он служит? (для образования новых слов)

ж) Если в однокоренных словах разные суффиксы, что изменилось? (значение слова)

5. Задание с доски – цель: будем учиться составлять новые слова при помощи суффиксов.

а) Образуйте новые слова при помощи суффикса, запишите их, суффикс выделите (работа учащихся с комментированием по цепочке)

б) Составьте с любым словом предложение.

(Например: Я пью ананасовый сок. Мальчик подавился арбузной косточкой. Гранаты растут на юге России. Фрукты созревают в летнее время года.)

Подчеркните грамматическую основу предложения. (1 ученик у доски)

VI. Физкультурная пауза.

  1. Игра “Повтори движение”.
  2. Считалочка.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа с индивидуальными карточками.

img2.gif (23765 байт)

Рисунок 2

“Обозначь суффиксы в словах” - цель: учимся “видеть” суффикс в слове и правильно его выделять.

а) самостоятельное выполнение детьми;

б) проверка под контролем учителя;

в) карточки сдать. (или вложить в тетради)

2. Игра “Волшебная яблоня”.

img3.gif (41829 байт)

Рисунок 3

“Сорвите” суффикс с яблони, попробуйте составить новые однокоренные слова. Цель: определить, какое значение имеют суффиксы.

Будьте внимательны, потому что у вас будет аналогичное упражнение в домашней работе.

Витамин… (Суффикс -чик- имеет уменьшительно-ласкательное значение)

Витамин…ый (Суффикс -н- служит для образования новой часть речи - прилагательных)

Витамин…е (Суффикс -ищ- имеет увеличительное значение)

Витамин…а ( Суффикс -к-; имеет уменьшительно-ласкательное значение)

АВитамин… (Суффикс -оз-; используется в медицинской терминологии для названия болезней: остеохондроз, пародонтоз, лейкоз, психоз)

Дополнительный вопрос (на расширение кругозора, лексического запаса и развитие речи):

  1. Что такое авитаминоз? (болезнь, когда в организме не хватает витаминов)
  2. Подумайте, что надо сделать, чтобы избежать этого заболевания? (есть продукты, в которых содержится много витаминов – овощи, фрукты, ягоды)

А теперь, ребята, я хочу задать один проблемный вопрос: Какое значение имеет суффикс -чик-? (это уменьшительно-ласкательный суффикс) Подумайте, может ли этот суффикс иметь другое значение? (Да, для обозначения профессий или качеств людей. Например, грузчик, обидчик, лётчик, асфальтоукладчик, рассказчик).

VIII. Итог урока.

  1. Что узнали на уроке? (что есть такая часть слова – суффикс)
  2. Что такое суффикс? (это часть слова, которая пишется после корня и служит для образования новых слов)
  3. Что учились делать? (выделять суффикс в слове; образовывать слова при помощи суффиксов)
  4. Какое новое слово узнали? (авитаминоз) Что оно означает? (болезнь, когда в организме не хватает витаминов)
  5. Выставление отметок.
  6. Вам понравился урок? Нарисуйте на полях в конце классной работы цветной кружок вашего настроения.

IX. Домашнее задание.

Упражнение №196.

- Посмотрите на картинку и скажите, слова с каким корнем вы должны придумать? (кот)

- При помощи какой части слова вы будете образовывать новые слова? (при помощи суффиксов)