Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского)

Разделы: Литература


Тип урока: комбинированный

Цель урока: интерпретация художественного текста.

Задачи:

  • расширить знания о жизненном и творческом пути В.Маяковского, представления учащихся о своеобразии самосознания и мироощущения лирического героя Маяковского;
  • развивать умения учащихся анализировать поэтическое произведение («А вы могли бы?», «Нате!»), развивать навыки свободного владения литературной речью;
  • на примере стихотворений «А вы могли бы?», «Нате!» выявить основное направление ранней лирики В.Маяковского;
  • воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии поэтического текста, художественный вкус.

Оборудование урока: буклеты, компьютер, проектор, запись, сборники стихов поэта.

Ход урока: 

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Наш урок начнем с разминки. Я называю слово, а вы - ассоциацию. Океан? Детство? Школьный звонок? Урок литературы? Владимир Маяковский? А помогают ли вам ассоциации на уроке литературы? Как ассоциации помогают понять поэтический текст?

3. Подготовка к новой теме.

Владимир Маяковский великолепный, самобытный поэт, блестящий оратор, яркая личность. (звучит запись про орла) (Приложение 1)

Маяковский как никто другой был одарён талантом красноречия. Когда он отвечал на вопросы, в зале разгорались страсти. Не все понимали его остроты. Про таких он говорил: “Его смешишь во вторник, а он смеётся в пятницу”.

Поэта спрашивали: "Часто ли вы заглядываете в Пушкина?" Маяковский отвечал: "Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть". А на выпад: “Маяковский, почему вы всё время хвалите себя?”, поэт отвечал: “Никогда не говори о себе дурного, это всегда за тебя сделают товарищи” - и широким жестом обводил зал. Прочитайте строки из различных стихотворений Маяковского (у каждого учащегося - буклет) (Приложение 2)

Каким вы представляете себе Маяковского?

Сообщение темы урока

Тема сегодняшнего урока «Поэт и толпа». Цель нашего урока – расширить знания о Владимире Маяковском, проанализировать его стихи. Продуктом нашей деятельности будет буклет, в котором будут фиксироваться результаты ваших исследований.

4. Презентация биографии и творчества В. Маяковского (Приложение 3)

Приглашаю вас перелистать страницы жизни поэта. А в буклете необходимо записать основные сведения. В. Маяковский родился в Грузии. Отец. Мама. Две сестры. «Других Маяковских, - как отметил поэт в автобиографии «Я сам», - не имеется».

Маяковский учился в классической гимназии Кутаиси, Московской гимназии, Строгановском училище, из училища живописи отчислен за участие в скандальных выступлениях футуристов.

Маяковский был трижды арестован. В 1909 г. провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Тюрьма - начало стихотворной деятельности. Плаксивыми стихами, как он сам их называл, исписал целую тетрадку. Благодарен надзирателю, что при выходе из тюрьмы ее отобрали.

В училище живописи Маяковский знакомится с поэтом и художником Давидом Бурлюком. Как–то М. прочитал Бурлюку свое стихотворение, сказав, что это написал его знакомый. Бурлюк, прочитав стихотворение, воскликнул: «Это же вы написали, Вы гениальный поэт!»

В 1912 году М. вступает в литературно-художественную группу футуристов (новое литературное направление) «Гилея».

Программным для футуристов был эпатаж. Одна из газет так описывала появление футуристов: "Вчера на Сумской улице творилось нечто сверхъестественное: громадная толпа запрудила улицу. Что случилось? Пожар? Нет. Это среди гуляющей публики появились знаменитые вожди футуризма - Бурлюк, Каменский, Маяковский. Все трое в цилиндрах, из-под пальто видны желтые кофты, в петлицах пучки редиски..."

Для эпатажа футуристы придумывали необычные названия своим манифестам. Публичные выступления начинались и заканчивались ударом в гонг. Казимир Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, Крученых носил на веревке через шею диванную подушку, Маяковский – в желтой кофте.

В альманахе «Пощечина собственному вкусу» футуристы пытаются разорвать связь с традициями русской классики. Позвольте зачитать положение из манифеста.

Лилия Брик заняла центральное место в его жизни. Несмотря на то, что в жизни Маяковского были другие романы, как и у Лилии Брик увлечения на стороне, Маяковский по-настоящему любил только эту женщину.

Все творчество поэта можно соотнести с 5-актным действием, прологом и эпилогом.

«Близкие люди не поверили, узнав о самоубийстве поэта. Маяковский на это был не способен. Именно к эпилогу его творчества относится предсмертное письмо «Всем».

Что поразило и привлекло ваше внимание?

5. Интерпретация стихотворений

Чтение стихотворения «А вы могли бы?» учителем.

Ваши впечатления. Что захотелось сказать? Какие образы возникают при чтении стихотворения?

Как понимаете выражение «карта будня»? Что такое карта? (5 значений: чертёж поверхности земли, лист колоды, игра, бланк, картон с текстом).

Про какую карту сказано в стихотворении?

Что же выражает «карта будня»?(Схематичность, упорядоченность, строгая расчисленность, расписание хода жизни).

Что образует выплеснутая краска на карте? (Неведомый материк) «Я смазал карту будня» Какое противопоставление (противоборство) наблюдаем? (Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира)

«Я показал на блюде студня косые скулы океана». Что такое «блюдо студня»?

Что означает это выражение вне контекста стихотворения? (Закусочное блюдо-холодец).

В стихотворении создается метафорический образ. Какой? (Нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое).

Что противопоставляется студню? (Океан). Что символизирует океан? (Жизнь, великолепие, величественность, энергия, свобода).

Как понимаете выражение «косые скулы океана»? Скула? (кость под глазницей).

Какие ассоциации возникают с метафорой «косые скулы океана»? (волны)

А вообще «косые скулы» это про кого? про женщину? мужчину?

Какой тип мужчин обладает косыми скулами? (Собранный, твёрдый, мужественный). Так что же означает «Я показал на блюде студня косые скулы океана»?

Что означает метафора «жестяная рыба»? (Холодный, жестокий, механический мир).

«Зовы новых губ» Что имел в виду поэт? (Губы зовущих людей)

Как зарождается чувство надежды? на что? (Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа).

Как в содержании лирический герой («Я») противопоставлен всем остальным?

Как вы думаете, какой человек мог позволить выплеснуть краску на карту, увидеть скулы океана на студне, а на жестяной рыбе зовы губ? (Великий, цельный, особенный, одинокий)

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Глядя на водосточную трубу, что вы видите? (Изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение).

Какой человек мог увидеть в водосточной трубе флейту? и непросто увидеть, но и сыграть на ней ноктюрн? (Ноктюрн - небольшое лирическое преимущ. фортепьянное муз. произведение.) (Поэт, настоящий мастер, лирик, одинокий, тоскующий человек).

С какой интонацией можно прочитать последнюю фразу? ( С упрёком другим, с акцентированием собственного превосходства; с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн).

Пронаблюдайте за местоимением «Я». Сколько раз употребляется? Обратите внимание на местоимение «Вы». Что заметили? Почему «Я» не выделено, а «ВЫ» занимает целую строку?

Подведём итоги. Почему же стихотворение называется «А вы могли бы?» Как раскрывается образ лирического героя? Объясните смысл названия.

Мы познакомимся с стихотворением «Нате!», которое является также классическим образцом ранней лирики. Стихотворение было прочитано Маяковским на открытии литературного кабаре «Розовый фонарь» в Москве. Чтение возмутило публику и вызвало скандал. По рассказам самого поэта после этого кабаре закрыли.

Чтение стихотворения «Нате!» учителем

Ваши впечатления о стихотворении.

Каждая группа получит индивидуальное задание. В своих группах выберите лидера. Напомню, что каждый имеет свое мнение, но лидер должен выбрать наиболее убедительную точку зрения (задания для самостоятельной работы в группах).

  • Пронаблюдайте за использованием средств выразительности в стихотворении «Нате!»
  • Переведите стихотворение «Нате!» на современный язык
  • Понаблюдать за названием (учащиеся отмечают, что если прочитать стихотворение как английское слово, то оно будет обозначать – «ненависть, ненавижу», это и следует связать с основными мотивами произведения)

Проверка заданий в группах.

Какой основной прием использован в стихотворении? (антитеза) На чем оно построено?

Как понимаете метафору «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»?

Почему создается впечатление, что жир «ваш», но он не принадлежит человеку?

Какую эмоциональную окраску содержат обращения – мужчина, женщина?

Что по - Маяковскому главное для человека? (еда, сытость)

Как понимаете «раковина вещей»? (полное погружение человека в быт)

Почему автор сопоставляет людей с моллюсками? (лишены внутренней формы, принимают любое обличье, это бесформенная субстанция)

Что олицетворяет «стоглавая вошь»? (мерзкое насекомое, бесцветное, толпа многочисленна)

Итак, обобщим, какой представлена толпа?

«А я вам открыл столько стихов шкатулок» Для чего нужны шкатулки? (хранить) Что? (драгоценности)

Что для лирического героя является самым драгоценным? (его бесценные слова – самое драгоценное, самоцветы)

«Открыл» Почему он их не хранит? О какой черте характера это говорит? (душевная щедрость)

Почему называет себя «мотом и транжиром»? Как понимаете эти слова?

Какая интонация звучит в этих строках? (усмешки или упрека, понимает, что поэзия никому не нужна)

«Бабочка поэтиного сердца» Какие ассоциации вызывает образ бабочки? (хрупкость, красота, незащищенность, легкость, полет, теплота, трепетность)

Как понимаете авторский неологизм «поэтиное»?

Итак, каким представлен образ лирического героя? (щедрым, настоящим поэтом, хрупким и беззащитным)

В четвертой строфе этот образ резко меняет свою окраску. Лирический герой называет себя грубым гунном. Кто такие гунны? (тюркские племена, которые вторглись в Европу)

Почему герой свое выступление, когда он щедро дарит свои бесценные слова, называет кривляньем, шутовством? Это чье восприятие?

Получается, что герой и бабочка, и гунн. Кто же он на самом деле?

В данном случае мы видим, что герой одевает маску. Зачем? А в каких случаях люди вообще одевают маски? (маска шокирует публику, маска защищает, помогает оценить толпу)

А для чего необходима показная грубость? (герой показывает, что в состоянии защитить себя).

В чем лирический герой видит свое предназначение? (носитель высоких идеалов, должен служить людям)

Вспомните пушкинского «Пророка» «Глаголом жги сердца людей». На что должно быть направлено слово поэта? (воспламенять сердца людей, нести правду, любовь, справедливость).

6. Вывод по стихотворениям

Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением быть услышанным во что бы то ни стало.

7. Самостоятельная работа

Предлагаю задание на выбор (выполнять в буклете)

  • Создать собственную интерпретацию, используя клише (в буклете – задание 1).
  • Создать «портрет» лирического героя раннего В.Маяковского (в буклете - задание2).
  • Создать синквейн (в буклете – задание3).

8. Итог урока.

Как анализ стихотворений помог интерпретировать, понять их смысл? Есть ли в стихах Маяковского что-то созвучное с нашим временем?

Говорят, что каждый великий поэт должен переживать сначала непризнание, потом - признание, потом забвение, и возвращение к себе. Маяковского часто называли поэтом будущего времени. Сейчас он понятен как никогда. Его будущее наступило.

9. Дом. задание.

Написать эссе на тему «Мой Маяковский»

10. Рефлексия «Продолжи фразу»

А сейчас я вас прошу в заключение нашего урока высказать собственные мысли, закончив предложенные фразы (на слайде)

Список литературы

  1. Маяковский В. Собр. Соч.: В 12 т. М., 1978
  2. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.
  3. Крючков В. Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов: В 2-х ч. - Саратов: «Лицей», 2002. – Ч.1.
  4. Паперный З. Поэтический образ у Маяковского. М,, 1961.
  5. Тагер Е. О стиле Маяковского // Избранные работы. М., 1988.
  6. Эйхенбаум Б. О Маяковском // О литературе. М.,1987.