"Южно-Африканская республика". 11-й класс. Урок по технологии РКМ

Разделы: География

Класс: 11


Учебно-воспитательные задачи:

  1. формирование самостоятельной деятельности учащихся при оценке природно-ресурсного потенциала и причин высокого уровня экономического развития ЮАР;
  2. формирование умений анализировать картографические и статистические материалы, развитие аналитического мышления, давать краткую характеристику отраслям. Формировать умения конструировать и решать проблемные задачи, делать выводы.
  3. Вести работу над формированием общеучебных умений: сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять аннотации.
  4. Совершенствовать коммуникативные умения в ходе групповой работы.

Форма работы: групповая.

Оборудование: настенная физическая карта Африки, политическая карта Африки, карты народов мира, плотности населения мира, атласы 10 класса стр.37-38, раздаточный материал: журналы «GEO», В.В.Максаковский «Географическая картина мира», т.2, стр.320-334, атлас-справочник «Всё о странах мира», стр.234.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Добрый день, ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете так же активны, как всегда.

II. Стадия ВЫЗОВА

Для начала мне хотелось бы узнать, сколько в вашей копилке слов на «й» (буква на доске) (йод, йога, йена). А если эта буква будет выглядеть вот так… «Й» – Что изменилось? (с прописной «Й» начинаются имена собственные, попробуйте назвать известные вам (Йемен, Йошкар-Ола, Нью–Йорк…). Предложу вам ещё одно слово «Йоханнесбург» (вывешиваю надпись)

? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим названием? –

(записываю на доске) Йоханнесбург – Петербург – Екатеринбург…

? Какая часть слова вызвала у вас ассоциацию?

Ответ: корень «бург».

? Вспомним, что он означает?

Ответ: по-немецки – это «крепость, город».

– Обратимся к тем словам, которые вы назвали. Как они образованы?

Ответ: город Петра, город Екатерины – это сложные слова, в которых корень «бург»! Сочетается с именем человека, в честь которого он назван. Следовательно, мы можем предположить, что, город Йоханнесбург назван в честь кого? – В честь Йоханна.

– Уточню, что человека, удостоенного чести назвать город звали Йоханом, а частица «es» указывает на множественное число, а это значит, что Йоханов было сколько?... нет их было двое. Ребята, мой интерес к этому городу не случаен, потому что это одно из ключевых слов в нашей сегодняшней теме. Определите тему сегодняшнего урока, прочитав информацию о двух Йоханах, которая находится у вас на столах, пока что в запечатанных конвертах, после чего мы определимся с темой нашего урока. Итак, работаем с информацией, вычленяем главное. Ваше задание вы видите на слайде.

НА СЛАЙДЕ

  1. Рассказать о двух Йоханнах.
  2. Определить местоположение города Йоханнесбурга.
  3. Сформулировать тему урока, исходя из составленного на предыдущем уроке кластера.

(схема на слайде)

Выполняя третье задание, обратите внимание на наименьшую единицу кластера. Это?

Ответ: Африканские государства.

Выступление группы.

  1. Йоханны.
  2. Показывают на карте Йоханнесбург.
  3. ЮАР.

– Итак, записываем в тетради тему урока «ЮАР». (записываю на доске)

III. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

Целеполагание.

С какой целью будет проходить изучение данной темы? Не забудьте, в рамках экономической географии.

Ответ:

  • узнать побольше о стране;
  • познакомиться с ЮАР;
  • её природно-ресурсным потенциалом;
  • место, занимаемое на политической карте мира.

– Напоминаю, что этот город я не случайно назвала одним из ключевых слов нашего урока, поскольку он носит гордый титул «золотые ворота ЮАР» и даже всей Южной Африки. И для нас он стал воротами, помогающими войти в тему (слайд). При этом он вовсе не является столицей ЮАР.

– Но вернёмся к целям нашего урока. Предлагаю определить задания для работы в группах. Как сегменты (пазлы) целой картины, которая должна у нас сложиться по ЮАР

  1. Исторические предпосылки
  2. Природно-ресурсный потенциал
  3. Развитие промышленности и сельского хозяйства

(выплывает рисунок-слайд)

Группы выбирают задание.

Вспомним в чьей роли вам придётся выступить, чтобы справиться с этим заданием.

1 группа – называют (географы, геологи, картографы)

2 группа – называют (историки, этнографы)

3 группа – называют (эксперты в области промышленности и сельского хозяйства)

– А всем вместе нам предстоит ответить на вопрос – загадку (слайд): Почему ЮАР самая развитая страна Африки?

–Нужную информацию вы можете найти в справочной литературе, на карте атласов, в учебнике. Не забудьте определить, кто будет выступать от имени группы. Ответ можете оформить для кластера (контур ЮАР делится на 3 части и затем выкладывается пазл;). Контур ЮАР – это целое, а ваши наработки – это части (части озаглавлены, в них вписываются ключевые слова; один рассказывает, другой прикрепляет пазл к доске; в целом складывается картина)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ

– Итак, подытожим и вернёмся к ключевому вопросу: Почему ЮАР самая развитая страна Африки?

Ответ учащегося развёрнутый монологический:

ЮАР – страна с двойной экономикой. Среди стран Африки, расположенных южнее Сахары, особое место занимает ЮАР. Во-первых, по своему положению она уже не относится к Тропической Африке. Во-вторых, она не относится к развивающимся странам. Это единствен-ная на континенте экономически развитая страна. По всем показателям экономического развития ей принадлежит в Африке первое место.

В международном географическом разделении труда лицо ЮАР определяет тяжелая промышленность, прежде всего горнодобывающая: добыча золота, платины, алмазов, урана, железной, хромовой, марганцевой руды, угля. Обрабатывающая промышленность представлена черной металлургией, машиностроением, химическими производствами. В ЮАР сформировался самый крупный в Африке промышленный район Витватерсранда с центром в городе Йоханнесбурге, который играет роль "экономической столицы" страны. Довольно высокого уровня достигло и сельское хозяйство (зерновые, субтропические культуры, тонкорунное овцеводство, крупный рогатый скот). ЮАР располагает самой густой на континенте транспортной сетью, крупными морскими портами, в том числе специализированными (Ричардс-Бей - на вывозе каменного угля).

На все стороны жизни современной ЮАР очень большой отпечаток наложила политическая и социально-экономическая история этой страны… Например, в сельском хозяйстве в европейском секторе преобладают крупные высокодоходные фермы, в африканском - отсталое мотыжное земледелие. Вот почему ЮАР часто называют страной с двойной экономикой. Ей присущи черты и экономически развитых и развивающихся стран. У ЮАР огромный природный и людской потенциал, именно поэтому она занимает особое место среди государств Африки.

IV. РЕФЛЕКСИЯ

Составьте синквейн. Напомните правила составления…

Отвечают учащиеся класса:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных)
  3. Третья строка – описание действия в рамках темы тремя глаголами.
  4. Четвёртая – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Юг
Далёкий, богатый
Манил, открывал, добывал
Ждал своего часа развития.
Африка.

ВЫВОД:

– Мы с вами открыли и изучили ещё одну страницу Африки, которая станет последней. На следующем уроке мы будем говорить о совсем других регионах, странах мира. А с этим экзотическим, удивительным континентом мы прощаемся. Но всякий кто посещает дальние страны, может поделиться своими впечатлениями, мыслями о совершённом пути. Итак, наши мысли, чувства, вызванные сегодняшним уроком?

V. ОТМЕТКИ.

Выставляют себе отметку за урок.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить презентацию – впечатление о ЮАР, подготовиться к защите.

Презентация – Приложение 1, текст для чтения и задания – Приложение 2, листы самоценки – Приложение 3.