Программа по созданию предметно-развивающей среды территории ДОУ "Счастливое детство"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что послужило основанием для решения проблемы правильной организации среды? Функционального оснащения участков детского сада для прогулок и всей территории нашего ДОУ? Детский сад находится около оживленной автомагистрали и интенсивным движением транспорта. Рядом с детским садом нет ни сквера, ни парка, ни водоема. Поэтому мы стараемся оградить детский сад зелеными насаждениями. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания является содержательным элементом экологического воспитания дошкольников.

В тоже время экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является предметная среда. Она призвана обеспечить ребенку возможность развиваться в деятельности, в том числе самостоятельной. Для этого ее необходимо периодически изменять.

Именно по этой причине в нашем ДОУ возникло желание изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный и стильный облик территории детского сада, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, которые издавна известны людям, а также соответствующий тенденциям современной ландшафтной архитектуры. Создавая программу, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.

Выбранный нами свободный, асимметричный стиль планировки соответствует интересам детей – на лужайках и газонах им удобно играть.

Дизайн-проект ландшафта детского сада состоит из 22 частей: «Экологическая тропа», фонтан «Счастливые тюлени», «Птичий городок», «Африка», Водоем «Царевна лягушка», «Обитатели моря», «Паровозик из Ромашкова», «В тени большой сосны», «Хоровод детских садов города», «Спортивная площадка + «Тропа здоровья», «Зеленый театр», «Летняя лаборатория», «Сказочный замок», зона «пешеходов» и «водителей», «Хвойный лес», аптекарский огород «Гусеница», «Фермерский дворик», огород «Жар птица», «Японский садик», «Царство удивительных пеньков», «Метеоплощадка», «Домик встреч».

Итак, всем нам необходимо прийти к сознанию того, что сохранить и улучшить жизнь человек сможет лишь улучшив, усовершенствовав себя, и начинаться это должно с самых первых лет жизни. Наша благородная задача помочь в этом каждому ребенку.

Познавательно-оздоровительная программа «Счастливое детство» один из путей достижения этой высокой и гуманной цели.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Главная цель программы – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане; воспитание здорового подрастающего поколения.

Основные задачи программы:

  • раскрытие и развитие восприятия красоты;
  • заложение этических и нравственных основ;
  • расширение сознания и кругозора;
  • раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;
  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • формирование привычки к здоровому образу жизни;
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

В процессе решения поставленных задач необходимо самому воспитателю быть живым примером устремления ко всему тому, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.

На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.

Оформление участка детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с природой.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа «Счастливое детство» рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:

  • познавательная деятельность;
  • развитие художественно-эстетической культуры;
  • организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей;
  • закаливание детей;
  • создание условий для оздоровительной работы с детьми;
  • работа с родителями;
  • работа с коллективом ДОУ

ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ, СОДЕРЖАНИЕ.

1. Экологическая тропа.

Цель: воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Оборудование. По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как: осина, береза, рябина, сосна в сочетании со сказочными персонажами и объектами (Дюймовочка; Аленушка; Баба Яга; Медведь; Семья мышей у мельницы; Чипполино с сеньеритами Вишенками; Пузырь, Соломинка и Лапоть).По всей длине тропы оформлена цветочная клумба.

Содержание. Во время прогулки, экскурсии по экологической тропе дети экспериментируют, наблюдают, учатся видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога, получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.

Точка «Сосна». Обращается внимание ребят на то, что сосна – хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна – пример светолюбивого дерева.

Точка «Рябина». Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить).

Точка «Береза». Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».

Точка «Осина». Обратить внимание на форму и цвет листа, цвет ствола, при созревании семян – на появление «пушистых сережек», и дальнейшее их распространение по территории.

2. Фонтан «Счастливые тюлени»

Цель: представление возможности для психологической разгрузки.

Оборудование. Вода в фонтан проводится из стационарной водопроводной системы. Основа озерца – камень, на котом укреплены морские тюлени. Вокруг фонтана выложена цветочная клумба в форме квадрата.

Содержание. Во время экскурсии дети располагаются вокруг фонтана, наблюдают за движением воды, загадывают желания. Вспоминают свои знания о воде и ее значении для всего живого.

3. «Птичий городок»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Оборудование. В центре уголка сидит «паук», вокруг него растут «грибочки», ползают «ежики» и ласково улыбается милая «семья кротов».

«Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.

Содержание. В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц.

4. «Африка»

Цель: проведение оздоровительных закаливающих мероприятий для профилактики плоскостопия, осанки; ознакомление с животным миром.

Оборудование. В центре расположен мини-бассейн для топтания в воде, дорожки для хождения (из спилов деревьев и керамзита). По кругу расположены обитатели Африки: верблюд, бегемот, пума, жираф, фламинго, лев, черепаха) и друг зверей доктор Айболит.

Содержание. В летнее время проводятся закаливающие мероприятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (топтание, хождение босиком). Попутно знакомятся с животным миром, придумывают рассказы, сочиняют сказки, загадки.

5. Водоем «Царевна лягушка»

Цель: развитие художественно-эстетических чувств.

Оборудование Около водоема сидит сказочная царевна лягушка со стрелой в лапе, в водоеме кувшинки, лилии.

Содержание. Здесь дети могут полюбоваться на уток, посидеть на пеньке, понаблюдать за растущими в водоеме кувшинками.

6. Обитатели моря

Цель: развитие знаний о морских обитателях, воспитание любви, бережного отношения к природе.

Оборудование. Из цветной щепы выложено море, на море морской конек, дельфины.

7. Паровозик из Ромашкова

Цель: знакомство с садовыми цветами, закреплять знания и умения по уходу за растениями.

Оборудование. Деревянный паровозик, вагончики, в которые посажены садовые цветы (гладиолус, георгины, нарцисс).

8. «В тени большой сосны»

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

Оборудование. Семья медведей, бревно.

Содержание. Здесь дети отдыхают в тени сосен, ощущают их свежесть, повышают эмоциональный настрой.

9. «Хоровод детских садов города»

Цель: вызвать у детей желание ходить в детский сад.

Оборудование. По кругу расположены макеты детских садов города, в центре мини-фонтан.

Содержание. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения праздников, развлечений и соревнований.

10. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

Оборудование. Спортивная площадка с твердым покрытием, позволяющая проводить занятия после дождя, поздней осенью, ранней весной и в оттепель.
Покрытие площадки асфальтовое. Размер площадки 24 X 15 м. Возможности использования площадки значительно увеличиваются, за счет беговой дорожки шириной 80-120 см. Имеется и площадка с травяным покрытием, где принято заниматься летом в хорошую погоду. По краям площадки установлено стационарное оборудование: гимнастическая стенка, бревна, мишени, баскетбольные щиты, стойки для натягивания сетки. Все деревянные части бревен, стенок, стоек, находящиеся в земле, покрыты битумным лаком для предохранения от гниения. Мишени нарисованы на глухой стене примыкающего к площадке строения. Для обучения детей элементам баскетбола есть баскетбольные щиты. У края площадки яма для прыжков глубиной 40-50 см, длиной 3 м. По краям ямы вбиты колья и к ним пришиты доски — бортовка. В яму засыпан чистый крупнозернистый песок. Все стационарные снаряды установлены вокруг спортивной площадки, в непосредственной близости от нее, чтобы зимой с расчищенной от снега площадки к ним был свободный доступ. Кроме стационарного оборудования, на занятиях используются различные спортивные пособия.

11. Зеленый театр

Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание эстетической культуры.

Оборудование. Сцена, выносные скамейки для зрителей.

12. Летняя лаборатория

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

Оборудование. Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.

13. «Сказочный замок»

Цель: приобщение к разнообразным видам архитектуры, развитие воображения.

Оборудование. Сказочные замки.

14. Зона «пешеходов» и «водителей»

Цель: знакомство с профессиями, учить детей правилам дорожного движения

Оборудование. Постовая будка милиционера машина скорой помощи, дорожная разметка, дорожные знаки.

15. Хвойный лес

Цель: развивать интерес к миру природы, учить детей наблюдать за птицами, их гнездованием.

Оборудование. Семья «соломенных» лам

Содержание. На сосне птицы свили настоящие гнезда.

16. Аптекарский огород «Гусеница»

Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Оборудование. Аптекарский огород – в форме гусеницы. Здесь растут: лекарственная календула, бархатцы, мята перечная, подорожник большой, мать – и мачеха, хрен обыкновенный.

17. Фермерский дворик

Цель: познакомить детей с домашними животными и их детенышами.

Оборудование. На территории фермерского дворика уютно расположились: домик из березовых бревен, корова, наседка с цыплятами, гусыня с гусятами, овечка с ягнятами, хрюшка с поросятами. Низкий белый заборчик придает дворику особый – деревенский колорит.

18. Овощной огород «Жар птица»

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Содержание. Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.

Оборудование. Оформили сюжетный огород в виде жар-птицы, которая расправила хвост-перья (узоры на перьях хвоста составляют овощи с листьями разной окраски).

19. «Японский садик»

Цель: проведение закаливающих мероприятий, элементов психологического расслабления, снятие психо-эмоционального напряжения.

Оборудование. Беседка японской архитектуры, столики для чайной церемонии, японские фонарики, дорожки для босикохождения, водопад, японские статуи, цветочные клумбы, экибано.

20. «Царство удивительных пеньков»

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

Оборудование. Пеньки, превращенные в сказочных персонажей, необычные предметы (самовар, галоши, велосипед, телега и т.д.)

21. Метеоплощадка

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Оборудование. Флюгер, ветровая мельница, солнечные часы, дождемер, снегомер.

22. «Домик встреч»

Цель: скрыть мусорные контейнеры

ОФОРМЛЕНИЕ УЧАСТКОВ

Приложение 1