Бинарный урок по технологии и русскому языку в 6-м классе "Горшочек каши"

Разделы: Русский язык, Технология


Цели урока:

  • познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами и научить учащихся приёмам приготовления блюд из них;
  • закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш.

Межпредметные связи (с литературой, историей): использование малых форм народного фольклора (пословицы, поговорки, частушки и др.), закрепление знаний по истории через изучение истории продуктов и способов питания наших предков.

Материалы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тарелки, ложки, скатерти, салфетки, горшочки, кастрюли, пиалы, Коллекция засушенных злаковых растений (или их изображения). Коллекция круп. Оформленный стенд с изображением блюд русской кухни. Русский народный костюм. Для урока можно использовать презентацию "Блюда из круп"

Предварительная подготовка:

  • подготовить несколько разных видов круп и бобовых культур (рисовую, пшенную, манную, гороховую и др.);
  • задание детям: найти и прочитать дополнительную литературу об истории злаковых растений и круп, о кашах, о народных праздниках;
  • подобрать или придумать частушки на тему "Злаки и каши";

Ход урока

1. Организационный момент (3-5мин.)

Проверка учащихся по журналу; осмотр внешнего вида учащихся, проверка наличия рабочей одежды и готовности к уроку.

2. Изложение нового материала. Лекция учителя (Приложение 1а 1б).

Инструктаж по техники безопасности

3. Вводный инструктаж.

Приложение 1.

Изучение карты техпроцесса изготовление каши.

Показ трудовых приёмов.

Безопасные приёмы труда при изготовлении каши.

4. Самостоятельная работа учащихся по бригадам.

Текущий инструктаж - целевые обходы.

Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.

Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

Третий обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности. Провести приёмку и оценку работ.

5. Заключительный инструктаж.

Анализ характерных ошибок и их причин.

Вопросы для повторения;

  1. Для чего человеку нужна пища?
  2. Как следует правильно обращаться с горячей посудой?
  3. Вспомните, что такое сервировка стола?
  4. Какими полезными веществами богаты крупы?
  5. Почему крупы необходимо подвергать первичной обработке?

Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6. Домашнее задание.

7. Уборка рабочих мест. Учащиеся идут на урок русского языка.

Русский язык

Цели урока:

Научить владеть способом действия при выборе суффиксов -ек и -ик.

Дать понятие об образовании существительных с помощью суффиксов -ек и -ик.

  • Межпредметные связи: Закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш.
  • Материалы и оборудование: Оформленный стенд с изображением блюд русской кухни, злаковых культур; русские народные костюмы; горшочки с готовой кашей разных сортов; коллекция злаковых культур на блюдечках; самодельные "горшочки", которые вручаются за правильные ответы; оформленная доска с написанными пословицами о каше; индивидуальные задания для детей о праздниках, связанных с кашей; карточки с пропущенными орфограммами "Горшочек каши" по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик"

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Цель урока. Сегодня на уроке мы вспомним элементы УстногоНародногоТворчества и узнаем об истории появления и значимости каши на Руси, а также познакомимся с новой орфограммой. За правильные ответы вы получаете " горшочек", количество которых подсчитываем в конце урока и выставляем оценку.

- Послушайте и скажите о чём этот отрывок:

Сорока-белобока
Кашу варила,
Ребят созывала
Про кашу слушать
Да кашу кушать. (О каше)

3. Повторение. Поговорки и пословицы про кашу. Работа с пропущенными орфограммами, повторение пройденного материала, пунктуационный разбор предложения. Запись двух предложений в тетрадь.

- Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок. Да вы, наверное, их хорошо знаете. Посмотрите на доску:

  • Греч..евая каша (-) матушка наша(,)
    А хле.. ржаной( -) отец р..дной.(5))
  • Русского мужика без каши (не)нак..рмишь.
  • Каша - к..рмилица наша.
  • Кашу маслом (не)испортишь.
  • Щи да каша-пища наша.

- О чём же шла речь в пословицах?(О каше) Почему она остаётся популярной до сих пор?(Потому что это здоровая и полезная пища, дающая много энергии ).

-Повторим орфограммы -оглушение в конце слова (хлеб-хлебушек), безударные гласные в корне слова (родной- род, кормилица-корм), не с глаголами (не испортишь).

-Обратим внимание на знаки, все ли стоят на своих местах?

-Запишем первое предложение и прокомментируем его. Произведём пунктуационный разбор. (Запятая ставится, т.к. предложение сложное, тире ставится, т.к. подлежащее и сказуемое выражено именем существительным каша-матушка). Составим схему этого предложения.

-Запишем третье предложение -Каша - кормилица наша- и устно дадим его характеристику.

-О чём же нам напоминают эти пословицы? (О каше, первой и здоровой пищи человека)

4. Сообщение учащихся. А теперь послушаем исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш. (Сообщение учащихся -2 чел.)

Вывод делает учитель: " Каша была и остаётся главной едой во время поста. Это здоровая и полезная пища, дающая человеческому организму много энергии и здоровья".

5. Викторина о злаках и их происхождении (по лексическому значению определить слово)

-Из какого злака готовится житная каша? (Из ячменя)

-Как ещё называется каша из зёрен ячменя? (Ячная, ячневая, перловая)

-Когда в Россию был завезён рис? (В 18 веке)

-Из какого злака готовится пшённая каша? (Из проса)

-В чём готовили на Руси кашу? (В горшочке)

6. -Горшочек или горшочик? Как правильно написать, без ошибок, это слово нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

7. Объяснение нового материала, используя алгоритм.

-Обратите внимание на тему урока и скажите, над какой морфемой мы будем работать? ( Над суффиксом)

Столик- (Р.п.)столика

Горшочек- (Р.п.)горшочка

Проследим изменения слова. От чего зависит написание е или и ?

( При изменении слова по падежам, гласная выпадает)

8. Посмотрим на алгоритм

Слово

Изменяем по падежам

(ставим в Р.п.)

Посмотри

Если гласная выпадает Если гласная не выпадает

Пиши ЕК Пиши ИК

Открываем учебник, читаем правило на странице 105.

Закрепление правила упражнением по цепочке.

9. Распределительный диктант по вариантам (1 вариант- слова с суффиксом -ек, 2 вариант слова с суффиксом -ик). Проверка на доске.

1 вариант 2 вариант
Маленький грибочек Тонкий карандашик
Ненастный денёчек Толстый словарик
Неглубокий овражек Голубой халатик
Спелый орешек Тёплый коврик
Игрушечный ножичек Узорный столик
Годовалый ребёночек Маленький кирпичик

За правильное написание получают по "горшочку".

10. Вывод. Все справились . Молодцы! Как говорит пословица "Кашу маслом не испортишь", поэтому ещё раз посмотрите на алгоритм и сделайте вывод.

11. Исследования о происхождении слов, рассказывает учитель технологии.

Стук в дверь и появления учителя технологии в роли бабушки Аграфены, которая приносит готовую кашу в горшочках, показывает ребятам.

-Здравствуйте ребята! Я бабушка Аграфена, услышала, что вы про кашу говорили, вот и решила сварить её и угостить вас.

-А пока гости угощаются, послушайте интересные исследования о происхождении слов "манна", "сочельник" и пословицы "С ним каши не сваришь" (сообщение учителя).

12. Домашнее задание: Сварить кашу из любого зерна и записать план последовательности действий, употребляя слова с суффиксами -ек и -ик или выполнить упражнение № 252.

13. Физкультминутка, которая повторяет главные и второстепенные члены предложения.

14.Закрепление. Задание на выбор: работа с готовым текстом или составление текста сочинения -миниатюры, с использованием опорных слов. (Столик, мешочек, хлебушек, пирожочек, кусочек, орешек, горшочек)

10 уч-ся работают над составлением текста сочинения , а 5 работали с готовыми карточками.

15. Проверяем. Выдаём горшочки.

16. Итог урока проговаривают ребята, а в заключении и сам учитель.

17. Оценки за урок (считаем горшочки).

Используемая литература:

  1. Е.Н.Перова "Уроки по курсу технология"
  2. Журнал "Школа и производство" №4 2007г
  3. Л. Ф.Захарова, Е.И.Толчинская "Путешествие в страну кулинарию"
  4. Т.Ю.Угроватова "Подсказки на каждый день" 6 класс
  5. М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская и др.Русский язык 6 класс.М "Просвещение" 2007г
  6. Г.А.Богданова "Уроки русского языка в 6 классе" М"Просвещение" 2002г
  7. Е.И. Никитина " Уроки развития речи 6 класс" Дрофа М 2002г
  8. Русский фольклор \Сост. и примеч.В. Аникина-М.Худож. лит.,1986г
  9. В.М.Бурмако "Русский язык в рисунках"М "Просвещение" 1991г
  10. Презентацию к уроку технологии можно взять на сайте https://urok.1sept.ru