Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Разделы: Преподавание биологии


Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по основным отделам высших споровых растений, проследить усложнение их организации.

Оборудование. Гербарий мхов, плаунов, хвощей и папоротников, таблицы и рисунки растений, электронный учебник "Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники " издательство "Вентана-Граф", презентация "Высшие споровые растения"

Ход урока

1. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности

Учитель

Итак, мы с вами закончили изучение большой темы "Высшие споровые растения"

- Какие растения относятся к этой группе?

- Почему эти растения относят к высшим растениям?

- Но почему мы добавляем слово споровые растения?

- Игра "Третий лишний" - слайд 2

Маршанция, кукушкин лен, сфагнум

Уголь, торф, мел

Хвощ лесной, хвощ полевой, саргассум

Хламидоманада, орляк, ламинария

На доске имеются рисунки растений, покажите и назовите данные растения

Итак, сегодня мы с вами должны рассмотреть мхи, плауны, хвощи и папоротники в их развитии, в каком направлении шла эволюция растительного мира. Какое значение имела окружающая среда для их развития.

Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий

Групповая работа

Первая группа

"Правописание терминов" [1]

(Вставьте пропущенные буквы)

Супр_тивное, муто_чатое, в_гетативное, корн_вище, р_зоиды, пап_ротник, а_тотрофы, спермат_зоид, клас_ификация, сп_рангий, яйц_клетка, мног_летние

Вторая группа [1]

Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать о процессе размножения мха?

Третья группа - найдите соответствия (в конверте отдельно таблички с терминами и отдельно с определениями) [1]

Антеридии этап жизненного цикла растений, в ходе
которого развиваются половые клетки
Архегонии корнеобразные выросты
Гаметофит мужские половые органы
Спорофит бесполое поколение или этап жизненного
цикла растения для образования и созревания спор.
Ризоиды женские половые органы
Спорангий головка, в которой развиваются и
созревают споры.
Корневище половые клетки
Гаметы организмы, которые сами при
помощи фотосинтеза добывают
себе органические вещества
Автотрофы видоизменный побег

Четвертая и пятая группы [1]

(на стенах таблички с терминами, один ученик подбегает к табличке, читает и подбегает к своей группе, проговаривает термин - члены группы записывают, затем ученик бежит снова к стене с табличкой - читает и запоминает термин - бежит к своей команде и т. д.. Затем вместе дают определения каждому термину.)

Биологические термины на табличке: Антеридии, Архегонии, Гаметофит, Спорофит, Спорангий, Ризоиды, Корневище, Гаметы, Автотрофы.

2. Подведение итогов работы в группах.

3.Фронтальный опрос.

Учитель

Начнем с первых организмов, которые

вышли на сушу - слайд 3

- С какими трудностями столкнулись растения, выйдя на сушу?

- ответы:

Интенсивные потери воды требуют приспособления для её добычи и запасания. У наземных растений развивается кутикула - защитный восковой слой, уменьшающий испарение воды.

Половые клетки водорослей могли оплодотворяться только в воде. В ходе эволюции у наземных растений образовались различные приспособления, помогающие решить эту проблему.

Воздух в отличие от воды не может служить опорой растениям. Тело наземных растений должно быть сравнительно жёстким.

Растениям для роста и размножения требуется свет и минеральные вещества. Часть растения должна остаться над землёй и осуществлять фотосинтез, а другая часть - уйти под землю, снабжая растение водой и минеральными веществами и удерживая его в почве.

Газообмен CO2 и O2 должен происходить не в воде, а в воздухе.

Колебания условий окружающей среды (температура, влажность, концентрация различных веществ) более не сглаживаются водной средой

Учитель

- Как называются первые растения, которые справились и приспособились к этим условиям?

- Какие растения произошли от псилофитов?

4. Работа с таблицей - фронтальная и парная работа

Учитель

  1. Место обитания мхов
  2. Какое систематическое положение занимают мхи?
  3. Какие органы имеют мхи?
  4. Все ли мхи имеют листья и стебли? Найти гербарий мхов.
  5. Почему мхи не достигли больших размеров
  6. Как размножаются мхи?- парная работа, затем ученик у доски озвучивает анимацию "Размножение мха Кукушкин лен" 10
Название отдела Место обитания Органы растений Размножение
Моховидные Влажные хвойные леса и болота Стебель, листья

(у некоторых есть ризоиды)

Бесполое: спорами, вегетативное размножение (частями тела и спец. почками);

Половое

Учитель

Почему мхи - тупиковая ветвь эволюции?

Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившийся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить?

Что такое торф? Как его можно использовать?

...в Чувашии ежегодно выбирается более 1000 м? мха, который применяется в строительстве как утеплительный материал.(само растение)

- Плауны

Учитель

Систематическое положение плаунов

Место обитание плаунов

В чем проявляется усложнение в строении плаунов?

Название отдела Место обитания Органы растений Размножение
Плауновидные Влажные хвойные и смешанные леса Стебель, листья, придаточные корни Бесполое: спорами, вегетативное размножение: частями тела;

Половое

Учитель

Найти плаун с