Урок по литературе "Образ черного человека в поэме С.Есенина"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
  2. Развивающая: развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  3. Воспитывающая: вызвать сочувствие к трагической судьбе поэта С. Есенина.

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит.

А.С.Пушкин
«Моцарт и Сальери»

Ход урока

  1. Слово учителя.

Образ «черного человека» - один из самых загадочных образов русской и мировой литературы. Более всего известна одна легенда, связанная с именем австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Она гласит, будто незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. Реквием – это музыкальное произведение, исполняемое в храмах во время заупокойной службы. Композитор с увлечением принялся за сочинение музыки, но черный человек за своим заказом так больше и не пришел. И великого композитора посетила мысль, что реквием он писал для самого себя.

Поэма, о которой пойдет речь, написана 14 ноября, а в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» Есенин покончил жизнь самоубийством.

Может потому, что мы знаем роковые обстоятельства его смерти, эта поэма воспринимается сейчас, как своеобразный реквием поэта.

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит.

«Кто это был? И что ему во мне?» вопрошает Моцарт в трагедии Пушкина. Зададимся и мы этим вопросом.

(Звучит отрывок из «Реквиема» Моцарта)

  1. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Черный человек»
  2. Составление ассоциативного ряда со словом «черный»

(черная зависть, черная молва, черная ночь, черная душа и.т.д.)

  1. Приметы внешности черного человека (какой у него голос, движения, одежда, внешность)

Приятный образ для зрения, для слуха или отталкивающий? Никаких деталей безобразной внешности нет. Чем же вам не понравился этот образ? По душе ли лирическому герою поэмы этот незваный ночной гость? Какие чувства испытывает лирический герой до прихода гостя? Найдите в тексте слова, передающие его внутреннее состояние.

Ответы учащихся.

Рассмотрим звуковой, и слуховой, предметный ряд стихотворения. Это было ваше домашнее задание.

Как вы думаете, что может испытывать человек, находясь в такой атмосфере?

Страх и одиночество усиливаются или исчезают с появлением ночного гостя?

Какие чувства испытывает лирический герой после прихода ночного гостя (подтвердите текстом)?

Лирический герой не хочет ни видеть, ни слышать черного человека. Он ему неприятен, страшен, отвратителен. Почему?

Сколько раз за ночь приходит черный человек? Почему он столь навязчив? Чего он хочет от лирического героя? Цель его визита? В чем обвиняет он? И обвиняет ли? Или намекает?

Так кто же тогда этот черный человек? Что скрывается за образом черного человека? (Ответы учащихся)

Может быть, это воплощение худой молвы, черной зависти, которая преследовала поэта («прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист»). Черный человек - это образ дурной славы?

Прочитаем 2 последние строфы поэмы со слов «черный человек – ты прескверный гость». Какой предмет был разбит? Трость летела в черного человека, а попала в зеркало. Образ зеркала - неоднозначный образ. Какие ассоциации с ним связаны? (отражение себя, совесть, черная сторона души, двойник). Сопоставьте детали внешности  – черного человека и поэта, о жизни которого он рассказывает.

  1. Сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминание» и поэмы Есенина. Найдите, если они есть, общие смысловые параллели (образы, ассоциации, эмоциональный фон)
  2. Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: «Что, на ваш взгляд, скрывается за образом «черного человека»?».