Применение местных топонимов на уроках географии и экологии

Разделы: География, Экология


« Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в
наглядности и занимательности как география»
Н.Н.Баранский

   Человека с детства окружают имена, различные названия, через них он, как и через другие источники, познает окружающий мир. Важно то, чтобы он знал их, эти имена, их происхождение, смысл, значение.
Применение местных топонимов на уроках географии и экологии оказывает помощь учащимся в изучении родного края и наслега, а также учителю развивать познавательную деятельность учащихся, самостоятельность их мышления, формировать навыки самостоятельно добывать знания и развивать интерес к поискам новых сведений науки и практики. Известно, что без использования географических названий невозможно усвоение географии, так как названия обеспечивают пространственную привязку изучаемого географического материала.
Одни названия появились в древности, а другие совсем недавно. Вполне естественно, что у большинства из них своя история, своя судьба. В них нашли отражение быт, верования и занятость населения, природа, растительный и животный мир данной местности, богатство ее недр.
Якутский народ, издавна занимаясь скотоводством, охотой и рыболовством, также весьма метко обозначал одинаковые по хозяйственной ценности территории соответствующими терминами и названиями.

   Все собственные географические названия именуются топонимами (от греческого топос – «место», онома – «имя»). В науке о языке существует раздел, направление лингвистических исследований – ономастика (от греческого ономастике – «искусство давать имена»).
Среди собственных имен Малтанинского наслега больше всего топонимов.
Многие названия образованы от имен нарицательных, что так или иначе они сообщают много интересного о природно – географических условиях местности, об истории заселения, о традициях и тонкой наблюдательности жителей, о любви к животному и растительному миру. В названиях отражены мудрость народа, богатство его языка.
Каждое поколение вносило в названия свое социальное отношение, свои идеалы, свое представление о красоте, счастье, мире.

Названия колхозов, артелей, совхозов («Маай» – май, «Коммунизм» – коммунизм, «Комбайн» – комбайн) раскрывают, как революционные события внесли перемены не только в экономику, политику, быт людей, но и в их сознание. Название  со старым административным устройством соответствовали духу того времени.

   Местные названия наслега можно условно разделить на несколько тематических групп.

1 группа. Названия урочищ прямо указывающие на происхождение от гидронимов, т.е. водных объектов.
- Уьун куэл – «продолговатое озеро» - озеро, сенокосное угодье,
- Кундэ, Куэл кундэ – «чистое озеро» (П.С.Афанасьев, 1994) – озеро,
- Бэрэ – «маленькое озеро» (П.С.Афанасьев, 1994) – озеро,
- Тыымпы – котловина опускания в тайге, образовавшаяся в результате протаивания многолетнемерзлых горных пород, часто заняты озерами и болотами (Э.М.Мурзаев, 1984).

2 группа. Названия, данные по рельефу местности.
- Кураанах – «сухой», «пустой», «пологий»  - озеро,
- Булгунньах – «курган», «холм», гидролакколит, пинго, бугор пучения (Э.М.Мурзаев, 1984),
- Кумахтыыр – «песок» - травянистая речка,
- Арыылаах – «остров» - озеро,
- Таала – «сухое ровное поле» (П.С.Афанасьев, 1994),
- Хампа – «сухое, зеленое поле» (П.С.Афанасьев, 1994) – алас, спущенное озеро,
- Туран – «пыльная земля» (П.С.Афанасьев, 1994) – урочище, поле,
- Ньыла5ар – «пологий» (П.С.Афанасьев, 1994) – озеро,

3 группа. Фитоойконимы. Названия, данные по видам растительного мира.
- Харыйалаах – «еловый» - травянистая речка,
- Харбалаах – «болотное растение» (П.С.Афанасьев, 1994), озеро,
- Хатыннаах – «березовый» - урочище, поле,
- Бэрдьигэстээх (Бердигестях) – «сосновый» (П.С.Афанасьев, 1994) – речка,
- Оттоох – «травянистый» - алас, сенокосное угодье,
- Чэмпэрээктээх – «багульник» - озеро,
- Моонньо5онноох – «ягодный кустарник, черная смородина», речка,

4 группа. Зоойконимы. Названия, отражающие животный мир данной местности, зверей, птиц, рыб, обитающих в этих местах.
- Ойуьардаах – «лосиный» (Б.Сюлбэ, 1985) – озеро,
- Анымы – (эвенкийское слово «лось») – озеро – (Б.Сюлбэ, 1985),
- Куо5астаах – «гагарий» - озеро,
- Эьэ ииннээх – «медвежья берлога» - лиственный лес,
- Хаастыыр – «гусиный» - озеро,
- Тойон уйата – «орлиное гнездо» - озеро, летний стан,
- Хоройбут – «олень» - озеро, сенокосное угодье.

5 группа. Этноойконимы. Названия по этнической принадлежности, по национальному признаку, роду, племени.
- Малтанинский (Малтанский) – по роду Малтан – название наслега,
- Ойуун куэлэ – «озеро шамана» - озеро.

6 группа. Названия, передающие какой-то признак, называющие определенные предметы, чаще с метаморфическим смыслом.
- Уолбут – небольший алас,  на месте спущенного озера,
- Сиинэ (Синяя) – «большая речка» - река.

7 группа. Названия, передающие занятость населения в прошлом и настоящем, полезные ископаемые местности.
- Испиэскэлээх – «место, где находятся залежи извести» - урочище,
- Хатырык отуу – «летний стан сенокосчиков, где ураса построили из древесной коры» - сенокосное угодье,
- Сайылык – «место летнего поселения якутов, богатое кормами для скота»,
- Ойбон – «зимнее стойбище якутов».

   Здесь следует отметить, что отдельные местные названия повторяются сразу в нескольких местах, иногда дважды, трижды на территории одного и того же места. Например, название Харыйа урэх на карте наслега упоминается три раза. Из глубин веков в наше время тянутся нити и от других названий, которые человеку нашего времени непонятны.
Э.М.Мурзаев в своей работе «Словарь народных географических терминов. М.1980» пишет, что в местной терминологии сохранились многие архаичные слова, присущие только отдельным диалектам, позволяющие судить об истории языка, языковых контактах, ареалах термина, о смысловых сдвигах, что важно не только для лингвистов, но и для географов.

   В школе преподаю авторские факультативные курсы: Родной край – 5 кл, Основы экологии – 6 кл, Мир растений – 7 кл, Мир животных – 8 кл.
Собранный и изученный материал позволяет составлять разнообразные задания, тесты, вопросы, кроссворды. Материалы дают богатые возможности не только для проведения уроков, но и для различных форм внеклассной работы. На протяжении нескольких лет с учащимися изучали топонимику родного наслега.

   При изучении темы «Литосфера» в 6 классе рассказываю о происхождении названий некоторых форм рельефа своего наслега. Например: Булгуннях (якутское – булгунньах) – курган, холм; Кумахтыыр (якутское – кумах) – песок. На уроках по теме «Гидросфера» учащиеся узнают о происхождении названий рек и озер, ручеек и ручейков. Например, для учащихся будет интересно узнать происхождение название реки Синяя и др.
На факультативном курсе при изучении тем «Растительность наслега», «Воды наслега», «Животные наслега» приведу в качестве примеров топонимы, образованных от названий животных, птиц, рыб и растений.
Объяснив основные понятия, истолкования, определения предлагаю ученикам срисовать с доски схемпланы с условными обозначениями, где показаны различные урочища. Здесь исходя из заданных вопросов, ученики определяют или логически воссоздают картину местности. Для лучшего запоминания внедряю приемы работы с различными видами схемплана.
Задания, предлагающие, обращение к различным источникам, в том числе к научным, развивают воображения учащихся. Иногда предлагаю учащимся самим объяснить понятия, используя готовые схемпланы. Обычно эта первая попытка бывает неудачной, потому что ученики не владеют основными понятиями. Это – довод в пользу того, что без понятий и терминов обойтись нельзя. После объяснения, вторично предлагаю дать определение названия урочищ, мест и обычно это получается лучше.
К изучению некоторых топонимов применяю принцип наглядности. К объяснению материала помогают пояснительные рисунки, значения которых в обучении географии очень велико. Выполненный рисунок на доске дает возможность сосредоточиться на главном, помогает правильно установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений.

Таким образом достигаю следующие цели:
- развивать познавательную деятельность;
- самостоятельность мышления;
- формировать навыки, самостоятельно добывать знания;
- развивать интерес к науке и практике.

Изучая основы топонимики в школе, мы показываем связь теории с практикой, где формируются элементарные исследовательские навыки, которые активизируют развитие творческих способностей ученика и повышают познавательный интерес к географии.

   Прилагаю некоторые народно-географические термины (по Э.М.Мурзаеву) нашего наслега:

 1. Дуэдэ (дюедя) – провальное термокарстовое озерко округлой формы с крутыми обваливающимися берегами и наклоненными к воде деревьями.
Урочища находится к югу 4-6 км от с. Кептин.
2. Кугдьа (от эвенкийского слово гугда) – высота, высокий, возвышенность.
Эта урочища находится к западу 15 км от с. Кептин.
3. Тарын – наледь. Ледяное образование, возникающее зимой при сильных морозах, когда на поверхность речного льда, или на берег реки, или на поверхность вне речной долины выступает снизу вода обычно тут же и замерзающая.
20 км к юго-западу от с. Кептин находятся Малый тарын, Средний тарын, Большой тарын.
4. Чаран (от якутского слово хатын-береза). Местность Чаран находится 25 км к востоку от с. Кептин.

Литература:

1. Багдарыын Сулбэ. Топонимика Якутии. Якутск, 1985.
2. П.С.Афанасьев и др. Саха тылын быьаарыылаах кылгас тылдьыта. Якутск, 1994.
3. Э.М.Мурзаев. Словарь народных географических терминов. М. «Мысль»,1984.
4. Е.М.Поспелов. Школьный топонимический словарь. М. 1988.
5. Четырехязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. М. 1980.
6. Ф.Н.Мильков, Н.А.Гвоздецкий. Физическая география СССР. М. 1986.
7. В.А.Ашурков и др. Историческое краеведение. М. 1980.
8. П.П.Варламов. География Малтанинского наслега. Якутск, 2006.