Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Склонение имён существительных"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: Ознакомить учащихся с понятием склонения имени существительного.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • установить отличительные признакиимен существительных 1, 2, 3 склонений
    • научить определять склонение имен существительных.
  2. Развивающие:
    • развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
    • развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебники «Русский язык. 3 класс»; орфографический словарь, карточки для дифференцированной работы; таблица склонений.

План урока.

1. Организационный момент 1 мин.
2. Чистописание 7 мин.
3. Словарная работа 7 мин.
4. Изучение нового 15 мин.
5. Закрепление 15 мин.
6. Диагностика 5 мин.
7. Домашнее задание 1 мин.
8. Итог 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Чистописание

На доске слова:

В.. р.. б.. и, т.. трад.., п.. л.. то, учит.. л.., к.. н.. ки, в.. рнут.., к.. рабл..

Читать слова орфографически (учитель пишет пропущенные буквы)

– Что общего во всех словах? ( а) из словаря с непроверяемой безударной гласной; б) все слова пишутся с ь знаком.)

– Найдите лишнее слово (объясните). (вернуть – глагол, остальные – существительные)

– Что такое имя существительное? (часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет)

– Назовите грамматические признаки существительного? (имеет род, изменяется по числам и падежам)

– Как определить род?

– Как определить число?

– Как определить падеж?

– Какие можете назвать различия в данных словах?

(в нахождении и роли ь знака :

  1. в середине, после согласных и обозначает их мягкость (пальто, коньки)
  2. на конце слов после согласных (тетрадь, учитель, корабль))

– воробьи – пишется разделительный ь знак.

– В каких случаях пишется мягкий знак у имен существительных? (на конце сущ. ж. р. после шипящих).

– Цепочку букв для чистописания составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен сущ. во мн. числе и ь знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?

вькь кьвь

Напишите цепочку меняя попарно буквы местами.

– На какие группы можно разделить слова? (одуш. и неодушевленные имена сущ.; сущ. ед. и мн. числа; в зависимости от ь знака; по родам)

– Спишите слова, группируя их в зависимости от места и роли ь знака.

– Проверьте. (за доской)

тетрадь пальто воробьи учитель коньки корабль

– Эти слова можно разделить еще по 1 признаку. А как это сделать мы узнаем на уроке.

3. Словарная работа

Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.

– 1 буква задуманного слова является глухой согласной в 1 слоге слова комната (к) ;

– 2 буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак (а);

– 3 буква – звонкий согласный, 2 раза встречающийся в слове квартира (р);

– 4 буква – непроизносимая согласная в слове лестница (т);

– 5 буква – безударная гласная в слове моря (о);

– с 6 буквы начинается слово флаг (ф);

– 7 буква – непроверяемая безударная гласная в слове береза (е) ;

– с 8 буквы начинается 2 слог в слове молоко (л) ;

– 9 буква – условный знак, применяемый для обозначения мягкости согласных (ь) ;

– Какое слово получилось? (картофель)

Что такое картофель? (продукт питания, растет в земле, в пищу употребляются клубни).

– Это слово пришло в русский язык из немецкого, в немецкий попало из итальянского, а в итальянский из латинского. Вот какое слово – путешественник. В переводе с латинского языка слово картофель обозначает «земляная шишка». В Россию картофель привез царь Петр 1 из Голландии.

– Найдите слово в орфографическом словаре, запишите, поставьте ударение. В какой столбик запишем это слово?

– На правописание каких букв следует обратить внимание? (а, е)

– Произнесем слово по слогам, орфографически.

– В своей речи мы употребляем слово «картошка», но принята литературная норма – «картофель».

– Составьте предложение с этим словом, так чтобы в предложении были однородные члены. (Осенью с огорода мы собрали славный урожай картофеля и свеклы.)

– Разберите по членам предложения и укажите части речи.

Ф-ка:

Я читаю имена сущ., если
сущ. м. р. – руки вверх;
сущ. ж. р. – руки в сторону;
сущ. с. р. – подпрыгнули.

(Завод, лента, озеро, язык, рука, театр, цирк, школа, метро, ученик, окно)

4. Изучение нового

Во время минутки чистописания, в словарной работе, в ф-ке мы использовали имена сущ. Значит на уроке мы будем говорить об этой части речи.

1) Работа в группах.

1 группа – изменяет по падежам слова дядя, сова;
2 группа – изменить по падежам слово слон, животное;
3 группа – изменить по падежам слово дочь.

– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)

– Чем отличаются? (окончанием)

– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)

– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 с