Открытый урок по теме "Александр Пушкин Сергея Довлатова. Опыт собственного прочтения повести С.Довлатова "Заповедник"

Разделы: Литература


Цель:

  • знакомство с повестью С. Довлатова “Заповедник” и интерпретацией творчества поэта с позиции современного писателя
  • формирование опыта собственной интерпретации творчества А. Пушкина

Ход урока

1. Сообщение о цели урока

2. Анализ эпиграфа

У Марека Хласко есть суждение, которое было близко Сергею Довлатову и которое он цитирует в своих записках: “Если хотите что-нибудь написать, рассказывайте об этом. Всем. Неважно, будут вас понимать или не будут. Рассказывайте; всякий раз вам придется выстраивать свою историю от начала до конца; через некоторое время вы поймете, какие элементы важны, а какие – нет. Главное, чтоб вы сами себе умели все рассказать”.

Ваше отношение к этому суждению?

2. Слово о писателе

Сергей Довлатов (1941-1990) Родившись в эвакуации 3 сентября 1941 года в Уфе, Сергей Довлатов умер в эмиграции 24 августа 1990 года – в Нью-Йорке.

До 1978 года жил в Ленинграде, с 1979 г. – около 12 лет в Нью-Йорке, где окончательно выразил себя как прозаик. На Западе, в США и во Франции, выпустил двенадцать книг на русском языке. Его книги еще при жизни издавались на английском, немецком, датском, финском, японском языках.

В Нью-Йорке оказалось, что эталоном прозы Довлатову служат “Повести Белкина”, “Хаджи Мурат”, рассказы Чехова. “… похожим быть хочется только на Чехова”,- эта фраза из довлатовских записных книжек очень существенна. Метод поисков художественной правды у Довлатова чеховский. “Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай”, - из “Записной книжки” Чехова.

Довлатов знал, что похожие друг на друга люди любезны всем, непохожие – пробуждают враждебность. Но соль жизни – в последних, в “лишних”

“Лишние люди” - традиционные герои классической русской литературы – были подвергнуты остракизму и критикой, и общественным мнением. Казалось бы, навсегда.

В рассказах Довлатова “лишний человек” проснулся от столетней летаргии и явил миру свое заспанное, но симпатичное лицо.

Первый вариант повести “Заповедник” написан в 1977-1978 гг. в Ленинграде. Окончательный вариант в июне 1983 года в Нью-Йорке. Импульсом к ней явилась работа Довлатова экскурсоводом Пушкинского заповедника в Псковской области в 1976-1977гг..

4. Работа учащихся с текстом повести “Заповедник”

Найдите в тексте примеры отношения разных людей к заповеднику и поэту. Поделитесь собственными впечатлениями от прочитанного.

Возможные цитаты из текста

Впечатление от заповедника у героя (“лишнего человека”)

В местной библиотеке он нашел десяток редких книг о Пушкине. Кроме того,

перечитал его беллетристику и статьи.

“…Заповедник состоял из трех мемориальных объектов. Дом и усадьба Пушкиных в Михайловском. Тригорское, где жили друзья поэта и где он бывал чуть ли не ежедневно. И, наконец, монастырь с фамильным захоронением Пушкиных-Ганнибалов”.

“…Экскурсия в Михайловском состояла из нескольких разделов. История усадьбы. Вторая ссылка поэта. Арина Родионовна. Семейство Пушкиных. Друзья, навестившие поэта в изгнании. Декабрьское выступление. И - кабинет, с беглым обзором творчества Пушкина” (С. 194)

“Когда мы огибали декоративный валун на развилке, я зло сказал: - Не обращайте внимания. Это так, для красоты... И чуть потише - жене - Дурацкие затеи товарища Гейченко. Хочет создать грандиозный парк культуры и отдыха. Цепь на дерево повесил из соображений колорита. Говорят, ее украли тартуские студенты. И утопили в озере. Молодцы, структуралисты!..

Я вел экскурсию, то и дело поглядывая на жену. Ее лицо, такое внимательное и даже немного растерянное, вновь поразило меня. Бледные губы, тень от ресниц и скорбный взгляд...

Теперь я обращался к ней. Рассказывал ей о маленьком гениальном человеке, в котором так легко уживались Бог и дьявол. Который высоко парил, но стал жертвой обыкновенного земного чувства. Который создавал шедевры, а погиб героем второстепенной беллетристики. Дав Булгарину законный повод написать: "Великий был человек, а пропал, как заяц... Мы шли по берегу озера. У подножия холма темнел очередной валун. Его украшала славянская каллиграфия очередной цитаты. Туристы окружили камень и начали жадно его фотографировать”. (С.232)

Отношение к заповеднику музейных работников и туристов

“Все служители пушкинского культа были на удивление ревнивы. Пушкин был их коллективной собственностью, их обожаемым возлюбленным, их нежно лелеемым детищем. Всякое посягательство на эту личную святыню их раздражало. Они спешили убедиться в моем невежестве, цинизме и корыстолюбии”. (С.195)

Разговоры велись о Пушкине и о туристах. Чаще о туристах. Об их вопиющем невежестве.

"Представляете, он меня спрашивает, кто такой Борис Годунов?.." Лично я в подобных ситуациях не испытывал раздражения. Вернее, испытывал, но подавлял. Туристы приехали отдыхать. Местком навязал им дешевые путевки. К поэзии эти люди, в общем-то, равнодушны. Пушкин для них - это символ культуры. Им важно ощущение - я здесь был. Необходимо поставить галочку в сознании. Расписаться в книге духовности” (С. 213)

Туристы из Риги

  • Сколько было у Пушкина крепостных?
  • Какой доход приносило Михайловское?
  • Во что обошелся ремонт господского дома?

Кавказцы вообще не слушают. Если задают вопросы, то совершенно неожиданные. Например: “Из-за чего была у Пушкина дуэль с Лермонтовым? (С. 200)

 5. Как вы объясните следующие высказывания героя:

“Чем лучше я узнавал Пушкина, тем меньше хотелось рассуждать о нем. Да еще на таком постыдном уровне”

“Сперва угробят человека, а потом начинают разыскивать его личные вещи. Так было с Достоевским, с Есениным… Опомнятся – начнут искать личные вещи Солженицына…”. (С. 195)

“Пушкин волочился за женщинами… Достоевский предавался азартным играм… Есенин кутил и дрался в ресторанах… Пороки были свойственны гениальным людям в такой же мере, как и добродетели…” (С. 218)

“На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы теряем возможность шутить, иронизировать. Одно это меня в ужас приводит”. (С 236)

 6. Приведите примеры из произведений А. С. Пушкина, подтверждающие или опровергающие суждение героя “Заповедника”:

  • “Больше всего меня заинтересовало олимпийское равнодушие Пушкина. Его готовность принять и выразить любую точку зрения. Его неизменное стремление к последней высшей объективности. Подобно луне, которая освещает дорогу и хищнику и жертве. Не монархист, не заговорщик, не христианин - он был только поэтом, гением и сочувствовал движению жизни в целом. Его литература выше нравственности. Она побеждает нравственность и даже заменяет ее. Его литература сродни молитве, природе... Впрочем, я не литературовед...” (С.212)
  • “У Пушкина тоже были долги и неважные отношения с государством. Да и с женой приключилась беда. Не говоря о тяжелом характере... И ничего. Открыли заповедник. Экскурсоводов - сорок человек. И все безумно любят Пушкина... Спрашивается, где вы были раньше?.. И кого вы дружно презираете теперь?.. Ответа на мои вопросы я так и не дождался.” (С.251-252)
  • “Любовь – это для молодежи. Для военнослужащих и спортсменов… А тут все гораздо сложнее. Тут уже не любовь, а судьба…” (С. 276)

7. Итоги урока.

Почему же все-таки российский талант на родине вечно в оппозиции? Не потому ли, что его цель, говоря словами Пушкина, идеал? А жизнь человеческая так далека от совершенства, так хрупка и быстротечна!

Сергей Довлатов. Собрание сочинений в 4 томах. Санкт-Петербург. Издательство “Азбука” 2000

“Заповедник” - т. 2, с. 171-276