Конспект совместного занятия "Портрет моей семьи" в рамках программы "Школа подготовки к обучению"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В течение трёх лет на базе МОУ СОШ № 24 г. Калининграда для детей шести - семи лет реализуется программа “Школа подготовки к обучению”. Дети посещают занятия, которые проводят педагоги, педагог-психолог и руководитель театральной студии. В рамках данной программы два раза в неделю с детьми проводятся занятия по обучению грамоте и математике, формированию основных компонентов школьной готовности и театрально-игровая мастерская, наряду с этим с родителями будущих первоклассников один раз в два месяца проводятся занятия “Родительского клуба”.

Данная программа включает в себя 35 занятий с каждым специалистом, продолжительность каждого занятия от 30 до 35 минут. Периодичность проведения занятий 2 раза в неделю.

Общее количество участников – 10 – 15 человек. Участниками “Школы подготовки к обучению” являются будущие первоклассники – дети дошкольного возраста (шести-семи лет) и их родители.

До начала посещения занятий проводиться психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей личности, специфики социального статуса, изучение основных компонентов педагогической и психологической готовности к обучению в школе. В ходе посещения занятий с целью изучения динамики и особенностей формирования основных показателей готовности проводится промежуточная и итоговая диагностика будущих первоклассников.

Наряду с этим проводится диагностика родителей будущих первоклассников с целью изучения родительской позиции и стиля семейного воспитания, особенностей родительских ожиданий от обучения ребенка в школе и информирование об особенностях возраста и школьной адаптации.

В рамках Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” хотелось бы представить одно из занятий родительского клуба реализуемой программы на тему: “Портрет моей семьи”.

Цели занятия: изучение особенностей эмоциональной сферы будущих первоклассников, представлений (ожиданий и опасений) будущих первоклассников и их родителей об обучении в школе посредством рисунков.

Используемые средства: групповые дискуссии, проективно-рисуночные упражнения – коллаж, упражнения на интенсивное физическое взаимодействие.

Участники занятия: дети и родители.

Занятие проводится педагогом-психологом совместно с педагогами.

Материалы: семейные фотографии (психолог заранее просит принести семейные фотографии), картинки и фотографии, которые можно вырезать из газет и журналов, листы бумаги формата А3, цветные карандаши или фломастеры, газеты и журналы для самостоятельного поиска участниками недостающих картинок.

Упражнение 1. “Доброе утро!!!”

Занятие начинается с совместного приветствия. Все участники занятия берут друг друга за руки и приветствуют друг друга по кругу, произнося, например, “Доброе утро, Никита!”, “Доброе утро, Татьяна Александровна!”, “Привет, Дима!”.

Упражнение 2. “Дышащее животное”

Взрослые и дети стоят в кругу, держась за руки и, изображая совместное животное, пробуют дышать определённым способом. Делая шаг вперед, совершают глубокий вдох, делая шаг назад, совершают выдох. Повторяется несколько раз.

Упражнение 3. Коллаж “Портрет моей семьи”

Будущие первоклассники и их родители, работая совместно, получают задание создать портрет своей семьи посредством коллажа. Предлагается в портрете изобразить традиции семьи, совместные виды деятельности представителей двух поколений, интересы и увлечения родителей и детей. В качестве материалов при создании коллажа участники используют семейные фотографии. В случае отсутствия необходимых снимков, они могут быть заменены вырезками-снимками из газет или журналов или нарисованы цветными карандашами в сотрудничестве детей и взрослых. Иногда авторы даже делали самостоятельные аппликации вместо недостающих снимков.

Упражнение 4. “Выставка портретов”

После того, как все участники закончили создание и оформление портретов, им предлагается вывесить портрет на доску или стеллаж и рассказать о том, что изображено. После презентации автором (авторами) созданного портрета остальные участники могут задать уточняющие вопросы и получить интересующую информацию о традициях и досуге семьи будущего одноклассника. Педагог-психолог предлагает детям рассказать об изображенном в портрете. Иногда, если ребёнок стесняется, родителям предлагается помочь и оказать поддержку.

Упражнение 5. Групповая дискуссия “Моя семья – моя гордость и целостная динамичная система!”

Далее специалисты, проводящие занятие, благодарят родителей и детей за активное участие и продуктивную совместную работу. Педагог-психолог подводит итоги об основных видах деятельности членов семей, участвующих в занятии, о традициях, существующих и поддерживающихся двумя поколениями, о формах совместного времяпровождения в данных семьях.

Из опыта проведения данного занятия можно сказать, что информация, полученная в ходе выполнения упражнений и участия в совместных активно-проективных формах деятельности родителей и детей, является ценной для всех участников. Будущие первоклассники в ходе участия в данном занятии учатся взаимодействовать с родителями в рамках создания совместного продукта деятельности – семейного портрета. Родители учатся быть не авторами деятельности, а помощника в авторстве собственным детям. Родители и дети пробуют задавать корректные уточняющие вопросы о портретах семей их коллег. Педагоги и родители получают информацию о детях и семьях, которые будут составлять коллективы будущих первых классов.

Упражнение 6. “Спасибо!!! До свидания!!!”

Далее проводится заключительное упражнение: дети, родители и педагоги встают в круг и по очереди благодарят друг друга за занятие и активное участие. Далее предлагается вместе поблагодарить всех общими громкими аплодисментами. После этого все вместе говорят друг другу спасибо, передавая движение по кругу. Движением может быть рукопожатие или похлопывание по плечу.

  •  Список литературы
  • Абрамова Г.С., Гаврилова Т.П., Лидерс А.Г. и др. Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю. Андрущенко. – Волгоград, 1995.
  • Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.
  • Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. – М., 2000.
  • Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения у младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
  • Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстр. руководство. – М., 2005.
  • Венгер А.Л, Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. – М., 1985.
  • Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: Советы психолога. – М.,2004.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М., 2001.
  • Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция неблагоприятных вариантов / Сост. Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова. – М., 1989.
  • Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1981.
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1992.
  • Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
  • Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
  • Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
  • Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общ. ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2006.
  • Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
  • Работа психолога в начальной школе / Под ред. М.Р. Битяновой. – М., 2000.
  • Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
  • Радионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков (для учащихся 1 – 11 классов). – М., 2001.
  • Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
  • Хоментускас Г.Т. Методика “Рисунок семьи” // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – М., 1987.
  • Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей до 7 лет / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1991.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – М., 1990.
  • Ширн Ч., Рассел К. “Рисунок семьи” как метод изучения детско-родительских взаимоотношений // Проективная психология. – М., 2000.
  • Эльконин Б.Д. Психология развития. – М., 2001.