Логопедические занятия по теме "Звук [л]. Автоматизация звука [л] в слогах, словах". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Общие задачи:

  • Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; формирование и развитие речевой моторики, активной речи.
  • Не только научить детей правильно произносить звуки, но и вселить в них уверен­ность в себе, сформировать умение отставать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно-неверно».
  • Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

Цели занятия:

  • закрепить правильное произношение звука Л в слогах, словах;
  • учить слышать звук Л в словах, исправлять неправильное произношение;
  • развивать слуховое и речевое внимание;
  • развивать слухоречевую память, фонематическое восприятие;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;
  • развивать просодические компоненты речи;
  • формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Лексический материал: прямые и обратные слоги со звуком Л, стихотворения, загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, инструментов, мебели, продуктов питания, игрушек и т.д.

Оборудование: карточки с заданиями, предметные картинки, Звукознайкин, Буквознайкин, Звук Л, Лисичка, слоговые таблицы, мешочки с крупой для развития мелкой моторики, лампочки для гирлянды со слогами (прямыми и обратными), ёлка с гирляндой, проектор и компьютер, указка, мел четырёх цветов (синий, белый, зелёный, красный), дом, индивидуальные зеркала, носовые платочки или салфетки, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I Орг. момент

- Какой звук был у нас в гостях на прошлом уроке? (Л)
- Какой звук принесли с собой на занятие? (Л)
- Чему будем учиться на занятии? (Правильно произносить звук Л)

Подготовительная работа

- А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Гимнастика для глаз:

Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.
«Пробежать» глазами по кругу.
«Подремать» - закрыть глаза на минутку и расслабиться.

2.
Пять братьев:
Годами равные,
Ростом разные.
Кто такие? (Пальцы)

- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы - дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)
Вот большой!
А это - средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У – у – у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем ими нажимать
И движенья выполнять.
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем снова мы считать.
(Нажимаем поочередно пальчиками сначала правой руки на мешочки с крупой, затем левой. Подушечки пальцев обеих рук поочередно касаются мешочка и постукивают)

Эта ручка – правая,
Эта ручка – левая,
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!
Кисти рук лежат на столе ладошками вверх.
Мешочек с крупой в правой руке.
Мешочек перекладываем в левую руку.
Сжимаем мешочек левой рукой (стараемся, чтобы подушечки пальцев с силой нажимали на мешочек),
перекладываем в правую руку и выполняем аналогичные движения,
перекладываем в левую руку и выполняем аналогичные движения.
Кладём мешочек на стол и подушечками пальцев правой руки «раскатываем» на столе,
затем левой.

3.
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
Это - … (язык, рот…)

- Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Артикуляционная гимнастика:

Для мышц и связок верхней, нижней челюсти, губ.
Название Цель Описание
Вырабатывать умение удерживать широко открытый рот в течение нескольких секунд. Под слова логопеда:
«Раз, два, три, четыре, пять»
ребёнок держит рот широко раскрытым.
Ротик закрываем и после этого вместе произносим:
«Можно ротик закрывать».
Вырабатывать умение удерживать сомкнутые губы в течение нескольких секунд. Под слова логопеда:
«Раз, два, три, четыре, пять»
ребёнок держит рот закрытым, губы напряжённо сомкнутыми.
Ротик открываем и после этого вместе произносим:
«Можно ротик открывать».
Научить чередовать произвольное открывание и закрывание рта. Под неторопливый ритмичный счёт логопеда:
«Раз-два, раз-два»
ребёнок открывает и закрывает ротик.
Вырабатывать умение плотно смыкать верхние и нижние зубки. Логопед считает:
«Раз, два, три, четыре, пять – мы, как белочки опять».
Ребёнок, широко улыбнувшись, щёлкает зубками.
После этого произносим вместе:
«Раз, два, три, четыре, пять – мы, как девочки (мальчики) опять».
Вырабатывать умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубки плотно сжаты. Ребёнок удерживает улыбку, логопед комментирует:
«Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам,
Мы потянем, мы потянем …
(Затем вместе с ребёнком)
И нисколько не устанем».
Вырабатывать умение вытягивать губы трубочкой вперёд, удерживая их в таком положении длительное время.
Зубки должны быть плотно сжатыми.
Ребёнок удерживает губы, вытянутые «хоботком».
Логопед комментирует:
«Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
Потяну и перестану …
И нисколько не устану»
Последние слова произносятся вместе с ребёнком.
Научить чередовать положение губ, растянутых в улыбке и вытянутых в трубочку. Под ритмичный счёт логопеда:
«Раз-два, раз-два»
ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку.
Напомните ему, что зубки должны быть сомкнуты.
Для мышц языка
Вырабатывать умение поднимать язычок вверх, к носику;
опускать вниз, к подбородку;
двигать им в стороны, от одного угла рта к другому.
Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику:
«Язычок хочет посмотреть на небо, нет ли там тучек, пойдёт ли снег?»

Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку:
«Язычок смотрит на землю – выпал ли снежок».

Ведём кончиком языка от одного угла рта к другому:
«Язычок оглядывается по сторонам, на домики своих соседей».
Вырабатывать умение быстро перемещать кончик языка из нижнего положения в верхнее. «Представь, что перед язычком стоит лесенка, ему нужно быстро подняться по ступенькам вверх, к носику, и тут же опуститься вниз, к подбородку».
Упражнение можно сопровождать ритмичным счетом:
«Раз – вверх, два – вниз».
Вырабатывать умение чередовать движения языка от одного уголка рта к другому. Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к другому, не касаясь нижней губы:
«Бьют часы на старой башне:
Тик-так, тик-так.
А стенные побыстрее:
Тики-таки, тики-таки.
А карманные спешат:
Тики-таки-тики-так!»
Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубками. Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри.
«С язычком случилось что-то
Он толкает зубы,
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за зубы».
Затем толкаем изнутри нижние зубки.
Вырабатывать умение удерживать язык расслабленным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепать его верхней губой, затем покусать зубками.
«Мы прижмём язык губами:
ПЯ-ПЯ-ПЯ.
А потом прижмём зубами:
ТА-ТА-ТА».
Учить детей удерживать кончик языка за верхними зубками. Рот открыт.
Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.
Учить детей удерживать кончик языка за верхними зубками. Под счёт взрослого:
«Раз, два, три, четыре, пять - можно парус поднимать»,
ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубками.

«Раз, два, три, четыре, пять – можно парус опускать» -
язычок опускается, ротик закрывается.
Вырабатывать умение загибать кончик распластанного языка вверх. Производим лакательные движения под счёт взрослого:
«Раз, два, три, четыре, пять – мы как кошечки опять».
После этого произносим вместе:
«Раз, два, три, четыре, пять – мы как девочки (мальчики) опять».
Вырабатывать умение загибать кончик распластанного языка вверх. «Болтаем» широко распластанным языком по верхней губе, как бы поглаживая её:
«БЛ - БЛ - БЛ»

II. Сообщение темы занятия

- Вы научились правильно произносить звук Л. Он очень рад. Сегодня он пришёл к нам в гости. Мы будем учиться слышать его в слогах, словах, предложениях и правильно его произносить.

III. Характеристика звука Л по артикуляционным и акустическим признакам

Игра «Проверь себя»

- А теперь давайте вспомним, как произносится звук Л. Раскройте его тайну.

Работа в тетради.

- Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите. А какой день недели? Месяц? Время года?

- Нарисуйте будильник.

Ротик открывается.
Заборчик раздвигается.
Широкий язык в зубы упирается.
Ручки показывают, куда язык поднимается.
Воздух из горлышка проходит с трудом -
встречает преграду - он согласный.
Голосок «просыпается» - звук Л звонкий (рисуем шапочку - колокольчик с язычком).
Звук Л бывает твёрдым (рисуем синий тапочек)
и мягким (рисуем зелёный тапочек).

- На что похож звук Л? (Пароход гудит, самолёт летит) (Презентация, Слайд №1)

Игра «Самолёт летит»

- «Послушайте!» - закричал звук Л. Высоко за облаками летит самолёт, его и не видно, только слышно как он гудит низким тоном: Л-Л-Л (руки в стороны, покачиваясь, делая наклоны и на выдохе: Л-Л-Л).

- Это к нам Звукознайкин летит. Вы с ним знакомы? Кто он? (Сказочный герой, который знает всё о звуках)

- Вы научились правильно произносить звук Л. Звук Л очень рад и хочет познакомить Вас со своей подружкой буквой Л (Эль). Называйте её просто, как звук [Л]. Мы отправимся с ними в путешествие, будем выполнять вместе разные интересные задания. Только где же буква Л?

- А вот и Буквознайкин появился. Что он нам принёс? (Буквы!)

IV. Автоматизация звука Л в слогах

Игра «Найди букву»

- Давайте найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать. (Приложение 2)

Игра «Переодетые буквы»

- Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Её бывает трудно узнать. Давайте попробуем узнать её в разных нарядах. Называйте все буквы Л и подчёркивайте их. (Приложение 3)

Игра «Найдите букву на картинке»

- Буква Л решила поиграть с Вами в прятки. Найдите все буквы Л на картинках, покажите их указкой и назовите. (Слайд №2)

Игра «Балаболки»

- Буква Л хочет вам рассказать о своих подружках - балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуйте запомнить их язык. (Слайд №3)

Логопед читает ребенку по три слога. Ребенку нужно запомнить и повторить за логопедом три слога подряд в том же порядке.

(Слайд №4)

ЛА   ЛО   ЛУ (вопросительная интонация – пригласим ли мы их в гости?);
ЛА   ЛО   ЛУ (с просьбой);
ЛО   ЛУ   ЛЫ (утвердительно);
ЛВА   ЛВО   ЛВУ   ЛВЫ (радостно!)

(Слайд №5)

Тренировка звука на аналогах слов: (Дети читают слоги, выделяя ударные)

ЛА́ЛА   ЛАЛА́ЛА
ЛОЛО́   ЛОЛОЛО́
ЛУ́ЛУЛУ   ЛУЛУЛУ́
ЛЫЛЫ́ЛЫ   ЛЫЛЫЛЫЛЫ́

Игра «Почини гирлянду»

- Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давайте поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л …(- в начале слога). Читайте все слоги. (Приложение 4, Приложение 5)

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку.

- Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

V. Автоматизация звука Л в словах

Игра «Улица Л»

- Л хочет построить улицу для своих друзей. Давайте поможем построить ей первый дом.

VI. Физминутка

Строим, строим, строим новый дом
(дети стучат кулачком о кулачок),
Дом с высоким потолком
(поднимают руки вверх),
С треугольной крышей
(соединяют подушечки пальцев рук, изображая крышу).
- Вот с такой
(показывают пологую крышу)?
- Нет – выше
(показывают более высокую крышу)!
Окон в доме три и три
(показывают указательный, безымянный и средний пальцы одной руки, затем – другой),
Поскорей в них загляни
(изображают, как заглядывают в окно).
Там увидишь печку
(соединяют большие и указательные пальцы рук),
На печке – человечка
(берут себя за уши, «дразнятся» язычком).
Стены – деревянные
(сгибаются руки в локтях),
Окна в нем стеклянные
(пальцами двух рук делают прямоугольник).
Есть труба кирпичная
(соединяют ладони вместе),
Работа отличная
(показывают большие пальцы, поднятые кверху)!

VII. Автоматизация звука Л в словах

- На этой улице могут быть только домики, где живут картинки, в названии которых есть звук Л. Выберите картинки и расселите в этом доме. В первом подъезде будут жить те, где Л вначале, во втором, где Л в конце, а на чердаке те, где Л в середине. (Приложение 6)

Игра «Комната Л»

- В этой комнате живет Л. Найдите в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назовите эти предметы. (Слайд №6)

Игра «Загадки звука Л»

- В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назовите, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них. (Слайд №7)

- Что находится между яблоком и луком? (Свёкла)
- Что находится слева от куклы и над яблоком? (Юла)
- Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)
- Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)
- Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

VIII. Обучение элементам грамоты

Игра «Домашнее задание»

- Мама дала букве Л задание написать слова с буквой Л. Но Л ещё недостаточно хорошо умеет писать. Помогите ей, пожалуйста, написать слова. (Слайд №8)

лук   слон   белка

- Какой тапочек оденем букве Л в слове «лук»? (Синий)
- Почему? (Согласный, твёрдый)
- Нужно ли в слове «лук» ставить ударение? (Нет)
- Почему? (1 слог - он всегда ударный)

Аналогично проводится работа с другими словами, в слове «белка» выделяется ударный гласный, ставится ударения.

- С каким звуком работали? (Л)

- Маме понравилось выполненное задание. Выполнено правильно, чисто и красиво.

IX. Итог занятия

- Вам понравилось путешествие?

- Звук Л и буква Л, Звукознайкин и Буквознайкин очень рады. Они благодарят вас за интересное путешествие и оказанную помощь. «Молодцы!» - говорят они вам (звук Л произнести утрированно). (Слайд №9)

- Ой! А это кто? (Лисичка!)
- А почему она к нам прибежала? (В слове лисичка тоже есть звук Л)
- А чем он отличается от звука Л? (Он мягкий)
- С каким звуком будем работать на следующем уроке? (Со звуком Л’)

Список литературы

  1. Логопедические игры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков / И. В. Баскина, М. И. Лынская.- М.: Айрис – пресс. 2007 – 32 с.: ил.-(Внимание дети!)
  2. Автоматизация звука Л. /Составитель О. В. Епифанова - Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.-192 с.
  3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. -64 с.: ил.- /Серия «Готовимся к школе».
  4. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки Логопедии. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2005.- 208 с.
  5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. КАРО, 2008. - (Популярная логопедия). - ISBN 5-9925-0172-x. - ISBN 978-5-9925-0172-8