Урок по истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Разделы: История и обществознание


Цель урока – помочь учащимся уяснить, с какой целью проводилась аграрная реформа, каково её содержание, а также увидеть связь между проблемами, которые стояли перед Россией в начале ХХ века и в настоящее время; продолжить формирование навыков и умений работы с историческими документами.

Подвести уч-ся к пониманию причин, по которым реформы П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране

Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать своё мнениё, работать с картой, статистикой, делать самостоятельно вывод.

Учебное оборудование: Демонстрационная карта “Российская империя в 1907 –1914 гг.”, индивидуальные атласы карт, учебник “А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России. ХХ век. М., изд.дом “Новый учебник”2001”, отпечатанные документы на каждую парту и задания для закрепления материала, карточки для анализа отношения к реформам всех социальных слоёв; фрагменты из документальных фильмов “Российская империя – Николай Второй”, “Реформы по-русски – Столыпин П.А.”, “Столыпин должен быть убит”.

Оформление доски: Тема урока; план изучения новой темы; новые слова (реформа, отруб, хутор, община, артель, кооперация), домашнее задание, схемы: “Основные мероприятия агр. реформы”, “Цели и итоги реформы Столыпина”, эпиграф:

“Вам, господа, нужны великие потрясения, нам – великая Россия!”

(П.А.Столыпин)

План изучения нового материала

  1. Аграрная реформа П.А.Столыпина (1906 – 1911гг.): её цели, суть, направления.
  2. Методы проведения реформы.
  3. Итоги и значение деятельности Столыпина в реформировании России.

План работы на уроке

  1. Беседа с уч-ся по опережающему заданию.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Пётр Аркадьевич Столыпин (сообщение ученика).
  4. Столыпинская аграрная реформа (беседа, пояснения учителя, работа с документами, по фильму, заполнение таблицы).
  5. Результаты реформы (ролевая игра об отношении к реформе и Столыпину его современников).
  6. Закрепление (тестирование).
  7. Задание на дом.

 Опережающее задание

1.Какие изменения произошли в русской деревне в начале ХХ века?

2. Какие пережитки крепостнической системы сохранялись в аграрном секторе экономики?

3.Какие решения аграрного вопроса были предложены в начале ХХ в. различными политическими партиями России?

Задание №1

Приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чём сущность предложенных аграрных проектов?

  Политические силы   Проекты решения агр. Вопроса
1 Большевики А Муниципализация земли.
2 Меньшевики Б Национализация земли после конфискации её у помещиков.
3 Эсеры В Использование госуд., удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих за выкуп.
4 Кадеты Г Продажа крестьянам государственных и удельных земель.
5 Октябристы Д Социализация земли.

Вопросы к беседе с уч-ся.

  1. Назовите одну из главных причин первой российской революции?
  2. Был ли решён аграрный вопрос в ходе революции?
  3. Каких изменений добились крестьяне в ходе революции?

Вводное слово учителя.

Все эти проекты будут отвергнуты государством. 1906 год. Россия на распутье. Продолжается революция. Какие могли быть пути развития страны в этих условиях?

(-дальнейшее продолжение революции;

-бескомпромиссное подавление революционного движения;

-реформирование страны).

Вот здесь большую роль сыграл П.А.Столыпин. Даже сейчас –100 лет спустя – растёт интерес к жизни и деятельности этого человека на благо родины и своего народа.

Сообщение ученика о Столыпине П.А.

(Задание классу: выписать в тетрадь из сообщения и видеофильма основные этапы деятельности Столыпина и главные черты его характера).

(Примерное сообщение учащегося)

СТОЛЫПИН ПЁТР АРКАДЬЕВИЧ (1862 – 1911) – представитель старинного дворянского рода. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета, затем служил в Министерстве государственных имуществ.

Важным этапом в карьере Столыпина П.А. оказалось губернаторства в Саратове. В 1905 году Столыпин лично принял участие в подавлении крестьянских бунтов. В сопровождении казаков он разъезжал по мятежным деревням, производя повальные обыски, аресты, порки зачинщиков, выступая перед сельскими сходами, хотя такие выступления были небезопасными.

26 апреля 1906 года он был назначен на пост министра внутренних дел, а 8 июля, после роспуска 1 Государственной Думы, стал председателем Совета Министров.

Выступая на заседаниях Думы, Столыпин говорил твёрдо, но достаточно корректно, хладнокровно отвечая на выпады в адрес правительства, уверенно чувствуя себя в условиях ожесточённой полемики. Его образные выражения, чеканные фразы становились известны всей стране. Столыпина уважали даже политические противники.

На посту премьера он с первых дней зарекомендовал себя как жёсткий администратор и искушённый политик. На него было совершено 17 покушений. И, наконец, 1 сентября 1911 года в здании Киевского оперного театра Столыпин был смертельно ранен анархистом Д.Г.Богровым. Похоронен в Киево-Печерской лавре. На постаменте написаны сказанные им однажды слова: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.

Использование фрагментов из видеофильмов

Учитель: Деятельность П.А.Столыпина вызывала споры современников; по-разному она оценивается и сегодня. Какую страну получил вновь назначенный премьер-министр?

В условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 года был издан указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”. Началась аграрная реформа П.А.Столыпина

Работа учащихся с документами:

Документ №1

На основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу…

(цель: “успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьей земли).

“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы стали продавать Крестьянскому банку. Опора не в них, а в царе…Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий”.

(цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)

“Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении”.

(цель: продолжение модернизации России)

Основные мероприятия реформы: (лабораторная работа с учебником и заполнение схемы)

- Что вам известно о крестьянской общине? Почему она мешала развитию капитализма?

( Можно дать небольшое сообщение об общине ученику).

 В течение урока заполняются следующая таблица:

Цели реформы

Итоги реформы

“Успокоение” страны

Добиться не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; началась “вторая социальная война” в деревне; озлобленность вернувшихся переселенцев, конфликты между переселенцами и местными жителями.

Создание слоя земельных собственников - социальной и экономической опоры монархии.

Этот процесс только начался и после смерти Столыпина замедлился.

Продолжение процесса модернизации

Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорился.

Вписать цифровые данные в диаграмму “Экономические итоги столыпинской аграрной реформы”

( Заполняется на доске с помощью учащихся или вызывается один ученик.

Учебник, стр.67 – 68).

Возможна самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 65 – из закона от 9 ноября 1906 года).

Беседа.

  • Когда аграрная реформа была утверждена правительством?
  • Каким образом планировалось разрушить общину?
  • Дайте определение понятиям “отруб” и “хутор” (учебник, стр. 69)
  • Как реформа решала вопрос с помещичьим землевладением?

Проблемы малоземелья

Переселенческая политика (учебник, стр. 67).

Работа с заданиями №1-3

Задание №1

Сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или её провале

  1. За короткое время из общины выделилась 1/4 часть всех хозяев.
  2. Сельская буржуазия стала давать 50% рыночного хлеба.
  3. Из Европейской России за Урал переселилось 3 млн. домохозяев.
  4. 70 – 90 % вышедших из общины сохранили с ней связь.
  5. 500 тыс. переселенцев вернулось обратно.
  6. 4 млн. десятин общинной земли было вовлечено в оборот.
  7. Стоимость сельскохозяйственных орудий на двор выросла с 59 до 83 рублей.
  8. Крестьяне скупили через банки 10 млн. десятин помещичьей земли.
  9. На крестьянский двор приходилось 2-3 десятины пашни при норме 7-8.
  10. 52% хозяйств не имели плугов.

 Задание №2

Выберите утверждения, с которыми вы согласны и с которыми не согласны.

  1. Главная цель проведения столыпинской аграрной реформы – стремление создать социальную опору царизма в деревне.
  2. Суть реформы – укрепление частной собственности в деревне.
  3. Суть реформы – в стремлении сохранить и укрепить общину.
  4. Итоги реформы нельзя оценить однозначно.
  5. Реформа закончилась неудачей из-за (сопротивления дворянства; бюрократизма чиновников; прочности общины; отсутствии у крестьян частнособственнических идей; недостаточного времени осуществления.

Задание №3

Каким вам представляется политическое и социально-экономическое будущее России, если бы программы Столыпина были выполнены?

“Ещё 10 лет таких реформ и в России революция будет невозможна”.

( В.И.Ленин)

“Столыпин нанёс монархии, или, по крайней мере, династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые”.

(В.В.Вернадский – член ЦК КДП)

Ролевая игра.

Учащиеся по желанию выбирают карточки с надписями и отвечают на вопросы

  • Какова бы была ваша реакция на реформу Столыпина?
  • Чем вы могли бы быть довольны и что вызвало бы ваше недовольство?

КРЕСТЬЯНИН – ОБЩИННИК.

КРЕСТЬЯНИН – ФЕРМЕР.

УЧИТЕЛЬ – КАДЕТ

ЧИНОВНИК – ОКТЯБРИСТ

ПОМЕЩИК – ЧЕРНОСОТЕНЕЦ

НИКОЛАЙ ВТОРОЙ

РАБОЧИЙ – БОЛЬШЕВИК

РАЗНОЧИНЕЦ – ЭСЕР.

Можно провести тестирование для закрепления изученного материала (при наличии времени).

ИТОГИ УРОКА

  • “Монархия смогла удержать власть, только начав решать наболевшие вопросы, главным из которых был аграрный. Но проект Столыпина, направленный на разрушение общины, не совпадал с требованиями представителей крестьян в Госдуме (трудовиков и эсеров) и в большей степени отражал программу октябристов.
  • Реализация этой реформы привела к ещё большему расслоению крестьянства, началу разрушения общинных порядков и показала более высокую эффективность производительной деятельности фермерских хозяйств.
  • Краткосрочность проведения реформы не способствовала её логическому завершению, изменить коренным образом ситуацию в деревне не удалось. Крестьяне по-прежнему требовали решения аграрного вопроса путём ликвидации помещичьего землевладения.”

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник: параграф № 9, стр. 73 – 74; работа с терминами и понятиями.

Список методической литературы, используемой для подготовки урока

  • О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России ХХ – нач. ХХI века.9 класс. М., “ВАКО”, 2005.
  • А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Поурочные разработки к учебнику “История России. ХХ век”.9 класс. Книга для учителя.4 изд. М.,Просвещение.2003.
  • А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Грант. “История России ХХ-нач. ХХI века. Методические рекомендации”. 9 класс. Пособие для учителей.3 изд. М., Просвещение,2005.
  • Е.В.Симонова. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История государства и народов России”.9класс.М.,Дрофа,2004.