Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Работа над однокоренными словами на уроках русского языка

Разделы: Преподавание в начальной школе


На уроках русского языка учащиеся начальной школы знакомятся фактически со всеми разделами русской орфографии: передача на письме морфем, слитное и раздельное написание слов, перенос слов, употребление прописных букв, сокращение слов на письме. Основное внимание в программе по русскому языку(I-IV кл.) уделяется первому разделу, т.е. усвоению правописания корней. окончаний, приставок и суффиксов.

Написание большинства морфем подчиняется морфологическому принципу орфографии. Сущность данного принципа заключается в том, что морфема на письме передаётся единообразно, независимо от произношения. В современной русской орфографии имеются и такие написания морфем, которые являются отступлением от морфологического принципа. К ним относятся фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Успех в обучении орфографии зависит от того, насколько правильно учитель определит тип орфограммы, изучаемой на конкретном уроке. Тип орфограммы определяет выбор упражнений.[1]

Изучение правописания корневой морфемы - основное содержание орфографической работы в третьем классе четырёхлетней начальной школы. С написанием гласной или согласной буквы в корне слова связаны темы: "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова", "Правописание безударных гласных в корне слова", "Правописание непроизносимых согласных". При изучении данных тем с учащимися можно составить следующий алгоритм:

Найди орфограмму в слове (вспомни слабые позиции гласных и согласных звуков).

Определи в какой части слова находится орфограмма (приставка, корень, суффикс, окончание)

Если в корне, то:.

  1. измени форму слова или подбери однокоренное слово, чтобы гласный (согласный) звук был в сильной позиции.
  2. непроверяемые написания вспомни или обратись к словарю.
  3. определи, какую букву нужно писать .
  4. напиши правильно.

Рассмотрим подробнее третий шаг данного алгоритма - подбор проверочного слова. Возможность использовать в качестве проверочного форму слова на данном этапе обучения русскому языку у учащихся весьма ограничена. Например, образование краткой формы имени прилагательного для проверки согласной в корне слова редкий (редок). Поэтому дети в качестве проверочных слов используют однокоренные слова: редеть, реденький. Но и подбор однокоренного слова далеко не лёгкая задача для учащегося третьего класса. Несмотря на то, что тема " Состав слова" уже изучена и учащиеся получили достаточную грамматическую базу для этого. Трудности в подборе однокоренного слова объясняются следующими причинами: ограниченность словарного запаса ребёнка, неумение отличать родственные слова от слов с похожим звуковым комплексом (слизал - слезал), неумение отличать родственные слова от слов с одинаковым графическим обозначением корня (горе- гора), а также от слов близких по значению.

Повседневное внимание учителя к работе над однокоренными словами - основное методическое условие, от которого во многом зависит успешное формирование орфографического навыка у учащихся. Работу над однокоренными словами можно проводить на разных этапах урока и формы данной работы достаточно разнообразны.

Узнавание однокоренных слов.

Помимо традиционных упражнений, направленных на выработку умения узнавать в тексте однокоренные слова, можно предложить следующие задания:

1. При проведении словарно- орфографической работы использовать загадки