Общечеловеческая ценность комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Проблема жанра и метода

Разделы: Литература


Ход урока

 … «Горе от ума» феномен,
какого не видели мы от времен «Недоросли»…
Человек с сердцем не прочтет
ее не смеявшись, не тронувшись до слез.
А.А. Бестужев.

 Время – честный человек …
О. Бомарше

Учитель:
Художественный принцип, провозглашенный А.С. Грибоедовым: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно».
И все же как человек своего Времени Александр Сергеевич не мог не соответствовать тем канонам, согласно которым развивались литература и искусство.
Итак, в какую же эпоху довелось творить Грибоедову? Отпечаток чего не мог не «сказаться» на комедии «Горе от ума»?

Ученики:
- Классицизм и Просвещение. Просветители боролись против старых феодальных порядков, социальной несправедливости, в особенности против старой идеологии.
- Разум и природа были основными критериями для просветителей. Была очень популярна идея «естественного человека». Ликвидацию феодальных отношений просветители рассматривали как возврат к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, человеческих качеств.
- Прежде всего просветители стремились научить людей мыслить и поступать разумно и ответственно. Ведущие представители Просвещения могли придерживаться разных политических и религиозных убеждений, но их сближала Вера в разумные и естественные начала, в возможность улучшать человека и общество. Главными ценностями для просветителей были Природа и Цивилизация, Разум и Чувство.
- Большинство просветителей были деистами, т. е. считали, что Бог создал Вселенную и людей, наделив их «естественными законами» дальнейшего развития, и более не вмешивается в существование природы и человека. Их совершенствование или, напротив, ухудшение – результат деятельности общества. Но природные качества человека, прежде всего разум, позволяют правильно строить жизнь, следует лишь использовать заложенные в каждом способности. Для этого и необходимо воспитывать и просвещать людей.
- Литература сближается с философией и публицистикой и осознает свою главную задачу как задачу воспитания.

Учитель:
Какие произведения западноевропейского Просвещения вам известны?

- Бомарше «Женитьба Фигаро»,
- Вольтер «Кандид»,
- Шиллер «Разбойники».

Учитель:
Что взял Грибоедов от классицизма? Почему ему стало тесно в рамках «трех единств» и в служении только разуму и гражданскому чувству?
- Жизнь шире этих узких рамок.
- Есть еще Любовь, что «движет Солнце и Светила», как писал Данте.
Чацкий, будучи героем-гражданином, не исчерпывается этим, он – страстный, искренний, влюбленный – он живой.
В классическом произведении действие развивалось в силу внешних причин: крупных переломных событий. В «Горе от ума» таким событием становится возвращение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия.

Учитель:
В 1778 г. Бомарше была создана комедия «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Герой комедии, Фигаро, буквально потряс Францию конца XVIII в.
А.И. Герцен писал: «Чтобы верно оценить значение и влияние произведения Грибоедова в России, надо вспомнить то время во Франции, когда первое представление «Свадьбы Фигаро» имело там значение государственного переворота.
Что роднит Фигаро и Чацкого?
- Оба пишут стихи; «пересмеять» умеют всех; слова, сказанные Лизой о Чацком, можно отнести и к Фигаро: «Кто так чувствителен, и весел, и остер».

Учитель:
Многие реплики Фигаро звучали своеобразным пророчеством для Чацкого. Приведите примеры.

Ученики:
- «Обычай часто является злом».
- «С умом, и вдруг – продвинуться? Шутить изволите … Раболепная посредственность – вот кто всего добивается».
- «Время – честный человек …»
- «Ум невозможно унизить, так ему отмщают тем, что гонят его».
- «Я был беден – меня презирали. Я выказал не совсем заурядный ум – родилась ненависть».
- «Случай распорядился мудрее, чем мы все, вместе взятые … И так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое».

Учитель:
Вывод: героев объединяет неприятие делячества, приспособленчества, так называемого «прислуживания»; оба сожалеют, что ценится не ум, личные качества, а происхождение, положение в обществе и деньги.
Но у Фигаро нет такого противостояния с окружающими его людьми, у него все проще: он счастлив в любви, ему многие помогают; он не касается так остро основ политического устройства Франции. Он не противостоит обществу.

Откуда этот драматизм в облике Чацкого?
Что шло на смену классицизму, сентиментализму и столкнулось в России в 20-е годы XIXв.?
- Романтизм.
Каковы отличительные черты романтического героя?

Учитель:
Итак, Чайльд Гарольд и Чацкий. Ведь уже в начале 1812 г. в печати появились первые песни «Паломничества Чайльд Гарольда», и Грибоедов, отлично знавший английский язык, прочитал их.

Ученики:
- И Чайльд Гарольду, и Чацкому стало скучно в родном доме; они покидают его в поисках лучшей жизни. Оба противостоят обществу. Но Чацкий не мрачный, разочарованный во всем скептик. Он и страстный мечтатель, и обличитель зла, и борец за светлое будущее.

Учитель:
Вслед за кем из русских драматургов шел Чацкий в своем обличении?
- Фонвизин «Недоросль».
- Но зло у Фонвизина слишком явно, оно особенно не прячется в нарядные одежды, а добро слишком положительно. «Недоросль» - образец литературы классицизма эпохи Просвещения: зло невежественно, смешно и в то же время ужасно, а добро нравоучительно, и всегда побеждает разум.
- В комедии Грибоедова нравоучительный момент сведен к минимуму. Здесь никто не исправляется, даже Софья. При прощании Чацкий насмешливо советует Софье помириться с Молчалиным, и она, наверное, примет этот совет. И если это случится (а к этому ведет весь ход событий), то Софья из невинной притворщицы превратится в притворщицу по расчету и станет такой, как Наталья Дмитриевна Горич или графини Хрюмины.

Учитель:
Особенности жанра.

И зло в комедии не наказано. И даже будто и торжествует. И это зло не невежественно столь явно. Это сила, которая способна объединиться в нужный для них момент против инакомыслящим и угрожающим их господству.
Грибоедов придает моральным оценкам социальную окраску и предельно обнажает социально-нравственные позиции сторон. Он подвергает критике фамусовское общество с точки зрения декабристской идеологии (Герцен говорит: «Чацкий – «декабрист в глубине души») и поднимает традиционный жанр комедии на новую высоту.
Итак, Грибоедов обозначил жанр своего произведения – комедия.
Но каждый получил свой «мильон терзаний».
Грибоедов создал комедию с обширной проблематикой. Он затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и важнейшие нравственные вопросы, современные в любую эпоху; осмысливает те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают его пьесу истинно великим художественным произведением. И все же он адресовал «Горе от ума» прежде всего своим современникам. Театр Грибоедов рассматривал не как увеселительное заведение, но как кафедру, трибуну, с которой мог произнести важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки – мелочные, пошлые, комичные – и ужаснулось им, и посмеялось над ними. Поэтому Грибоедов стремился показать Москву прежде всего смешной.
Комичен Скалозуб, это чисто фарсовый персонаж. Он смешон одинаково.
Гораздо более сложен образ Фамусова: он глубже проработан психологически, он интересен автору как тип. И Грибоедов делает его смешным по-разному. Он просто комичен, когда лебезит перед бравым полковником, заигрывает с Лизой и тут же прикидывается святошей, читая нравоучения Софье. Но его рассуждения о службе («подписано, так с плеч долой»), его восхищение дядюшкой Максим Петровичем, его гнев на Чацкого и униженный страх перед судом «княгини Марьи Алексеевны» уже не только смешны. Они и страшны, страшны своей глубокой безнравственностью, беспринципностью. Страшны тем, что свойственны отнюдь не только Фамусову – это жизненные установки всего фамусовского мира, всего «века минувшего». Именно поэтому Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех – смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.

Например, семейство Тугоуховских или Горичи.
Мужчины находятся в страшной зависимости от женщин. Они добровольно отдали свою мужскую привилегию – быть главными – и вполне довольствуются жалкой ролью «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей». И они вполне довольны.
Для Фамусова – мужчины, барина, государственного чиновника не из мелких – суд какой-то Марьи Алексеевны страшнее Божьего суда, ибо ее слово определит мнение света
Женская власть – вот, пожалуй, главная комическая тема всей пьесы.
Комедия постоянно апеллирует к нашему здравому смыслу, поэтому мы и смеемся, читая «Горе от ума». Смешно то, что неестественно.
Но ведь тоже общество, над которым мы только что смеялись, привело Чацкого на грань безумия. Дело в том, что автор свободно пользуется в рамках одной пьесы разными видами комического.
От действия к действию комизм «Горе от ума» приобретает всё более ощутимый оттенок сарказма, горькой иронии. Все герои – не только Чацкий – шутят по ходу пьесы всё меньше и меньше. Атмосфера столь близкого когда-то герою дома становится душной и невыносимой. К финалу Чацкий уже не шутник, который высмеивает всех и вся. Потеряв эту способность герой просто перестаёт быть собой. «Слепец» - выкрикивает он в отчаянье. Ирония – это способ жизни и отношение к тому, что изменить не в твоей власти. Поэтому умение шутить, возможность в каждой ситуации увидеть нечто забавное, высмеять самые священные ритуалы жизни – это не просто особенность характера, это важнейшая черта сознания и мировоззрения. А единственный способ побороться с Чацким и, прежде всего, с его злым языком, ироничным и саркастичным, - сделать из него посмешище, отплатить ему той же монетой: теперь он – шут и паяц, хотя о том не подозревает.
Чацкий по ходу пьесы меняется: переходит от достаточно безобидного смеха над неизменностью московских порядков и представлений к едкой и пламенной сатире, обличающей нравы тех, кто «сужденья черпают…»
Роль Чацкого – страдательная, в этом нет сомненья. Драматический мотив всё более нарастает к финалу, а комический постепенно уступает своё главенство. И в этом состоит новаторство Грибоедова.

Учитель:
Поговорим об общеловеческой ценности комедии.

И.А. Гончаров считал: «Литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснётся борьбы понятий, смены поколений…»
Действительно, комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе. Произведения эти содержат некую высшую идею своего времени, но эта идея обладает свойством развития, устремлена в будущее.
Будучи выражением национальной культуры, эти шедевры становятся достоянием всех людей в разные времена, что отнюдь не противоречит ни национальному характеру этих произведений и героев, ни исторической их обусловленности.
Да разве только фамусовское общество гонит от себя гения, объявляет его безумцем?
Всегда, везде общество отворачивается от обличителя, от безумца, не желающего замыкаться на частной жизни, стремящегося не «семейство осчастливить», но постичь и провозгласить вечные истины, и жить согласно этим истинам, не признавая компромиссов.

Кто они искатели истины, которых общество для спасения и прикрытия своих нелицеприятных дел объявляет безумными? Назовите этих героев.

- Царь Эдип – Гамлет – Дон Кихот – Фигаро – Фауст – Чацкий. (Эта логическая цепочка выстраивается на доске учителем вместе с учащимися.)

Попробуйте объяснить, что связывает этих героев?

- Царь Эдип ищет истину.
- Гамлет символизирует устремление к абсолютной честности мыслей и поступков, трагическому самоанализу.
- Дон Кихот – поиски призрачной, утопической справедливости.
- Чацкий – человек, вопреки всему, верящий, что можно разбудить в каждом Человека, достучаться до сердца, до души.

Учитель:             
Такие герои всегда существовали в жизни и в литературе. И будут существовать, пока стоит мир.

Д/з: сочинение – рассуждение «Нужны ли Чацкие в ХХI веке?»