Школа, семья, социум – грани сотрудничества

Разделы: Работа с родителями


 

Формы государственного общественного управления Педагогический Совет, Совет профилактики, общешкольное родительское Собрание, общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, методические объединения, общественный наркопост, управляющий Совет, попечительский Совет, Совет старшеклассников.
Источники и способы получения внебюджетных средств Спонсорская помощь, родительские добровольные взносы, гранты.
Основные положения концепции и программы развития школы - создание условий для всестороннего развития личности обучающихся;
- подготовить обучающихся к взрослой жизни, развивая индивидуальные способности каждого;
- повышать значимость обучения – дать жизненные ориентиры обучающимся;
- использование наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание благоприятных условий для формирования основ ЗОЖ;
- создание системы взаимодействия школы и семьи для обеспечения эффективной работы по повышению роли семьи в воспитании детей;
- комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, реабилитации, социализации;
- воспитание творчески развитой, социально – ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации;
- воспитание гражданственности , любви к Родине, почитание и уважение народных традиций, ощущение своих корней, преемственность поколений, ответственность за судьбу своего народа и его культуру.

 

Содержание образования
Учебный план школы разработан на основе БУП ОУ РС(Я) 2005 года.

Региональный компонент:

Компонент образовательного
учреждения:
внеаудиторная деятельность:

 

Культура народов РС(Я), Якутский разговорный язык

Экология, информатика, введение в профессию, предметы по выбору.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, ОБЖ, проектная деятельность, практика, консультации по предметам.

Вариативные программы обучения в начальной школе «Школа – 2100»
Направления дополнительного образования Художественно-эстетическое: - художественная студия «Радуга»; кружок «Кружево»; драматическая студия; кукольная студия.
Информационно-технологическое: - кружок «Машинопись»;спецкурс «Основы информатики»
Физкультурно-спортивное: - секция «Спортивные игры»; секция «Подвижные игры»
Экологическое: - кружок «Экотопик»
Формы и содержания родительского участия в общественно-педагогической жизни школы взаимодействие школы с общественностью и семьей. В школе разработана целевая программа «Семья + школа»
- психолого-педагогическое просвещение родителей: проведение тематического лектория по запросам родителей и с учетом их мнения;
- рассмотрение и обсуждение проблем различных категорий семей и детей;
- тематические классные собрания;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: привлечение родителей к посещению открытых уроков и внеклассных мероприятий, использование активных форм работы с родителями – творческие КТД, родкомом школы инициирован и реализуется проект «Крепка семья - крепка держава»
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом: активная деятельность, общешкольного родительского комитета, Совета профилактики школы.
Реализуемые социальные и социально-педагогические проекты
и целевые программы
Целевые программы: «Здоровье», «Семья+Школа», «Профилактика право нарушения, безнадзорности социального сиротства».
Проекты: «Преемственность», «Азбука жизни», «Отчий дом», «Наш дом – Заречье», «Наша малая Родина – Олекминский край», «Мы и Отечество», «Интеллект. Увлечение. Интерес», «Труд. Милосердие. Забота», «Твой выбор», «Крепка семья – крепка держава».
Тематика родительских собраний, классных часов, педагогических советов Родительские собрания: «Чтение - окно в мир познания», «Проблемы укрепления здоровья», «Возрастные особенности подростков и семья», «Азбука воспитания», «Как стать хорошим родителем?», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка».
Классные часы: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Нет Земли краше, чем Родина наша», «Здоровье богатство на все времена», «Мое генеалогическое древо», «Великие русские живописцы», «Якутия – земля моя», «Мы и этикет», «Я и школа», «Правовые нормы жизни», «Человек как патриот», «Юрий Гагарин – первый космонавт».
Педагогические советы:
КПМО;
О методике распределения стимулирующей части ФОТ;
О новой форме итоговой аттестации выпускников основной школы;
Об итогах работы педагогического коллектива школы и о задачах на новый учебный год.
Традиции  – в конце каждой четверти отмечать грамотами отличившихся
учеников, по итогам года вручать премии по различным номинациям;
– шефство над пожилыми односельчанами;
- по результатам учебного года, поощрять активных родителей,
педагогов, социальных партнеров школы;
– развивать различные формы трудового воспитания;
– каникулярные мероприятия планируются и проводятся
активистами Совета старшеклассников;
– организовывать и проводить ключевые мероприятия в
содружестве: дети – родители – педагоги:
Линейка посвященная Дню знаний, День ученического самоуправления, Чествование педагогов, Патриотический месячник: Поклон тебе, солдат России, Вахта памяти: Память, которой не будет конца., Декады здоровья, Акции: Забота, Ветеран живет рядом, Экологические акции: Чистота леса, Птичья столовая, Живи елочка; Декада краеведения, Спортивные состязания между командами учителей и учащихся.Смотр летних объединений, Выставки школьного творчества, Неделя детской книги, Интеллектуальные игры, День защиты детей, Экскурсии на природу и турпоходы, Творческий отчет школы.
Система стимулирования педагогов и обучающихся Награждение грамотами и ценными подарками работников и обучающихся;
Именная стипендия в номинации «Ученик года»
Премирование работников и обучающихся;
Рекомендации для участия в профессиональных конкурсах различного уровня;
Материальная поддержка работников школы из фонда стимулирующих надбавок.

Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. Вопросы воспитания детей не теряют актуальности для родителей, несмотря на постоянное повышение их педагогической и психологической грамотности. Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи», поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является школьно- семейное воспитание.
Педагогический коллектив нашей школы стремится усилить влияние на семью, чтобы вместе с ней максимально раскрыть каждого ученика. Нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт. Семьи, с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями - первая школа интеллектуального, нравственно-эстетического и физического воспитания. Понимая, что основой воспитания является семья, все начала от семьи педагоги школы разработали и реализуют целевую программу «Семья+школа», целью которой является активное общение семьи и школы для обеспечения эффективной работы по повышению роли семьи в воспитании детей.

Реализация программы осуществляется по трем основным направлениям:
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- проведение тем аттического лектория по запросам родителей и с учетом их мнения;
- тематические классные собрания, рассмотрение и обсуждение проблем различных категорий и семей;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- привлечение родителей к посещению уроков и внеклассных мероприятий;
- использование активных форм работы с родителями;
- реализация социальных проектов;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:
- активная деятельность общешкольного родительского комитета , Совета профилактики школы и Совета отцов;

В работе с родителями используются различные формы и технологии взаимодействия. Учителя и родители, как партнеры воспитания дополняют друг- друга, поэтому установлены доверительные отношения равенства сторон, взаимное уважение, доброжелательность. Организация взаимодействия семьи и школы началось с диагностики: изучение интересов, микроклимата семейных отношений, материальное положение родителей, выявление воспитательного потенциала семьи, путем паспортизации семей обучающихся. Это позволяет раннее выявление неблагополучия семей, своевременное оказание адресной помощи и поддержки. Для изучения семьи использовались комплексные, традиционные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, ролевая игра. Для того, чтобы оказать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка, необходимо знание ситуации в семьях. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания.
С целью вооружения родителей педагогическими знаниями и умениями в школе действует лекторий «О вас и для вас, родители». Тематика бесед разнообразна, интересна и актуальна для родителей. Расширению, углублению и закреплению знаний в воспитании детей содействуют практикумы, ролевые игры, диспуты, открытые уроки, знакомящие родителей с учебными программами, методикой преподавания. Открытые внеклассные мероприятия позволяют родителям открыть неизвестные стороны интересов, увлечений, талантов своих детей.
Система работы с родителями построена так, что самые активные, заинтересованные в успешной работе школы вовлекаются в школьное самоуправление. Ведь именно родители являются социальными заказчиками школы и поэтому должны иметь возможность влиять на её деятельность и участвовать в школьной жизни.
Родители - профессионалы организовывают работу кружков по интересам, ведут предпрофильную подготовку выпускников : «Основы лесопромышленного производства», «Основы переработки сельскохозяйственной продукции», «Колесные и гусеничные тракторы, сельскохозяйственные машины»,«Основы растениеводства».

Школа сегодня как никогда нуждается в добрых помощниках и союзниках – активных родителях. Педагогическому коллективу удалось объединить вокруг себя инициативных, увлеченных родителей и создать большой родительский комитет, в который входят представители  всех классов, являющийся координирующим штабом для работы с семьями. Особенностью нашей школы является то, что в ней обучаются дети из двух наслегов и поэтому в родительском комитете по два представителя от класса. Так как ребята, проживающие в селе Троицк, не имеют возможности посещать занятия кружков и секций при школе, организация их досуга ложится на родительский комитет и Совет отцов. Сотрудничество детей и взрослых, учителей и родителей создают неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка и каждой семьи. Органическое сочетание различных форм досуга – праздник, развлекательные шоу, спортивные игры и конкурсы, турпоходы, с разнообразными формами образовательной деятельности позволяют сокращать пространство девиантного поведения, решать проблему занятности обучающихся. Неоценима помощь, внимание и поддержка родительской общественности в решении сложных задач по предупреждению правонарушений и социального сиротства в ОУ. Родители участвуют в патрулировании по общественным местам, дежурят на школьных вечерах и праздниках, участвуют в шефской работе с «проблемными» подростками и семьями социального риска. Самый сложный участок профилактики – сотрудничество с хронически кризисными семьями, где социальная неустроенность подкрепляется алкоголем, отчуждением от окружающих, асоциальным поведением. Такие семьи (на ВШК состоит 7 семей) привыкают жить в ситуации кризиса, пребывают в состоянии ярости, подозрительности. Работа с ними ведется на уровне социального патронажа, индивидуальных собеседований, морально-материальной поддержки. Активно вовлекаются профилактическую работу отцы – авторитет, весомое мужское слово, порой бывают эффективнее любых других мер. На заседаниях Совета отцов и Совета профилактики школы рассматриваются вопросы нейтрализации отрицательного влияния неблагополучных семей на детей, компенсирование пробелов семейного воспитания, обеспечение согласованности взаимодействия в осуществлении комплексного подхода по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся , беседы с «проблемными» учащимися и родителями. Совместная деятельность педагогов и родителей помогает оздоровлению окружающего социума и семейной обстановки, меняет отношение благополучных родителей к проблемным семьям и в целом улучшает положительную динамику социализации детей «особой заботы».
Изюминкой педколлектива в работе с родителями являются творческие встречи, в триаде «учителя – родители – дети». Совместная творческая деятельность педагогов родителей и детей способствует объединению школьной семьи, стирает межвозрастные барьеры, создавая условия для радостной, полноценной жизни, содействует развитию школьных традиций. Традиционными для нашего коллектива стали такие КТД:
- фестиваль детских летних объединений;
- парад школьных наук;
- неделя благодарения матери;
- зимний разгуляй;
- театрализованные вечера;
- творческий отчет школы.

Выдумка, задор, фантазия – составляющие успеха наших КТД. Участие родительской общественности в демократизации школьной жизни дает возможность родителям почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за все, что в ней происходит. Мы видим, как на наших глазах растет авторитет и влияние на окружающий социум общешкольного родительского комитета и успешных родителей. Набираясь опыта работы, используя новые формы актив школы разрабатывает и реализует социальные проекты. 2008 год - Год семьи и стенах нашей школы реализован проект «Крепка семья – крепка держава», направленный на использование успешного опыта семейного воспитания, развитие творческого потенциала семьи. Презентация Года семьи была представлена встречей в семейной гостиной «В семейном кругу». В селе Троицке чествовали семейные династии и многодетные семьи. За чашкой чая шел неспешный разговор о детях, о проблемах воспитания, нелегком родительском счастье, родители делились секретами семейного воспитания и счастья. Совместной заботой родителей, медицинских работников, учителей является укрепление здоровья учащихся и их физическое развитие, привитие навыков ЗОЖ . и одна из встреч в семейной гостиной была посвящена теме «Кто кого? Человек в мире привычек». Папы и мамы принимали участие в творческих конкурсах: «Супер мама – 2008», «Охотничьи забавы». Большой популярностью пользовались конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Маленькая Фея – 2008», «Папа, мама, я – книжкины друзья». Завершился калейдоскоп школьных будней творческим отчетом «Дом, в котором уютно всем». За короткое северное лето успели озеленить и обустроить детские площадки, подготовили к выставке материалы семейных творческих конкурсов и реализовали осенние мероприятия проекта. Так и работаем в дружной команде - родители и педагоги нашей маленькой, сельской школы, понимая, что только единство семьи и школы в воспитании ребенка – один из основных источников его развития, прочности нравственного стержня.

Приложение