Познание окружающего мира с помощью информационных технологий

Разделы: Информатика, Начальная школа


В информационном обществе и школа должна быть информационной, в связи с этим актуальным становится введение в начальную школу пропедевтического курса информатики, направленного на формирование у младших школьников начального уровня информационно-коммуникационной компетентности, на развитие нового типа операционного мышления, призванного способствовать выбору оптимальных решений и развитию творческих способностей детей.

Детей необходимо учить находить и обрабатывать информацию, уметь анализировать её, выдвигать гипотезы решения проблемы, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, делать выводы.

Именно в начальной школе происходит процесс смены игровой деятельности на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игры. Применение компьютерных технологий позволяет совместить игровую и учебную деятельность, при этом обеспечивается плавная смена деятельности, а обучение делается интересным, способствует развитию учащегося и повышает его мотивации к учебе.

Наша школа имеет гуманитарно-лингвистическую направленность. Со второго класса ученики изучают английский язык, с пятого – второй язык, французский.

На базе школьного компьютерного класса седьмой год практикуется внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы. Кроме компьютеров, класс информатики имеет хорошую периферию: цифровые фото и видео камеры, микрофоны, принтер и сканер. Все это широко используется на занятиях. Во второй половине дня в компьютерном царстве учащиеся 3-4-х классов - творцы.

Занятия с малышами проходят в традициях нашей школы: широко используется методы деятельностного, мотивированного, развивающего обучения, основанного на личностном подходе.

Каждому ребенку предоставляется компьютер – инструмент для получения знаний. Освоение "технических премудростей" идет по мере выполнения творческих проектов.

Темы проектов согласовываются с учителями предметниками.

Ученики 3-их классов разрабатывают «слайд-шоу» на портативных компьютерах iBook, а 4-х мультимедийный проект на компьютерах PC и MAC.

Каждый ребенок работает по своей индивидуальной программе, имея возможность для развития творческих способностей. Дети любят рисовать, сочинять, а компьютерные проекты позволяют им реализовать свои электронные сочинения и художественные рисунки (отсканированные и разработанные в Kid Pix и Paint) в реальный продукт. Разработанные учениками начальных классов творческие компьютерные проекты доступны другим людям. Их можно увидеть и услышать самим, показать друзьям и самому реально оценить выполненную работу.

Наши дети стремятся всегда доделать свою работу до конца и завершить начатый проект. Они не останавливаются на достигнутом результате, постоянно совершенствуя свои приобретенные навыки. Помимо пользовательских навыков малыши получают опыт работы в творческом коллективе, опыт публичного выступления. Самооценка у детей высокая.

В процессе работы над проектом освоение «технических премудростей» идет семимильными шагами. Нехватка навыка и знаний компенсируется взаимовыручкой, на помощь малышам приходят старшеклассники, помогая освоить процесс сканирования и обработки графической информации, давая полезные советы по структуре проекта, оказывая помощь в переводе.

Создавая свои электронные творения, ребята расширяют знания по школьным предметам, они стали бережнее относится к книгам. Поняли, что создать книжку – трудная работа и что областью применения компьютера является не только игра.

Разработав свои волшебные мультимедийные шедевры, дети убеждаются, что в Интернет их разместить нельзя из-за больших объемов, и они решают создать Web версию проектов. http://nachsch1413.narod.ru/www_nach/det.htm

Учащиеся младших классов учатся правильно работать с информацией, использовать компьютер и ИТ в повседневной практической деятельности для решения учебных и практических задач.

Основные цели внеурочной работы по информатике:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, его индивидуальности.
  • Формирование отношения к компьютеру как инструменту для самовыражения, творчества.
  • Формирование коммуникативных и организаторских навыков.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих важных задач:

  • Овладение навыками применения информационных технологий.
  • Формирование устойчивого познавательного интереса детей к интеллектуально-творческой деятельности.
  • Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, деятельностного мышления, сообразительности.
  • Развитие навыков свободного культурного общения.
  • Обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания.

Планирование работы кружка

«Познание окружающего мира с помощью информационных технологий»

Задача курса состоит в том, чтобы показать, что технические устройства могут быть большими помощниками в повседневной жизни и в учебе.

Содержание пропедевтического курса сочетает в себе три существующих важнейших аспекта общеобразовательной значимости:

Мировоззренческий аспект (формирование представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации, об информационных процессах в природе).

Алгоритмический аспект (развитие мышления школьников).

"Пользовательский" аспект (формирование компьютерной грамотности, понимание принципов работы компьютера и опыт использования информационных технологий в повседневной жизни и в учебе).

№ занятия

Тема занятия

Часы кружка

Окружающий мир

ИКТ

Часы ИКТ

Теория

Практика

3 класс

1.

Вводное занятие. Техника безопасности работы на компьютере и в компьютерном классе.

2

1

1

1

 

2.

Основы компьютерной грамотности.
Экскурсия в Политехнический музей, виртуальные экскурсии. Обучающая среда.

14

10

4

1

3

3.

Способы получения, обработки, защиты, сохранения и передачи информации.

2

1

1

 

1

4.

Компьютерная графика.

8

1

7

1

6

5.

Итоговое занятие: компьютерный вернисаж, выставка детских рисунков.

2

1

1

 

1

6.

Технология набора и отладки текстовой информации (редактирование текста)

4

1

3

1

2

7.

Итоговое занятие: компьютерное сочинение по индивидуальной теме.

2

1

1

 

1

8.

Компьютерное видео. Назначение и возможности.

2

 

2

1

1

9.

Выездные фото- и видеосъемки, тематические экскурсии. Фото- и видео хроника школьных экскурсий.

12

8

4

 

4

10.

Выбор темы проекта, разработка макета, планирование работы

2

1

1

 

1

11.

Подготовка текстового материала.

4

2

2

 

2

12.

Подготовка графического материала.

4

2

2

 

2

13.

Работа над проектом.

8

4

4

 

4

14.

Отладка проекта.

2

1

1

 

1

15.

Демонстрация и обсуждение творческих работ.

4

2

2

 

2

 

 

 

 

 

5

31

 

И Т О Г О:

72

36

36

 

iBook, творческий проект в стиле слайд-шоу

4 класс

1.

Вводное занятие. ТБ, демонстрация работ.

2

1

1

1

 

2.

Мультимедиа в современном мире (средства, техническая и программная составляющая) Приёмы творчества в мультимедийных технологиях.

3

1

2

1

1

3.

Посещение Политехнического музея, виртуальная экскурсия. История развития кино и телевидения.

14

12

2

1

1

4.

Расширенные возможности в Power Point

8

 

8

2

6

5.

Цифровая фотокамера, назначение и возможности.

2

 

2

1

1

6.

Выездная фотосъёмка на тематических экскурсиях.

12

9

3

 

3

7.

Система обработки графических изображений. Форматы графических файлов.

5

 

5

1

4

8.

Выбор темы проекта. Разработка макета проекта, планирование.

2

1

1

 

1

9.

Компьютерный дизайн в самопрезентации.

2

1

1

 

1

10.

Работа над проектом (подбор теоретического и иллюстративного материала; звуковое оформление; съёмка и обработка фото- и видеоматериалов)

16

8

8

 

8

11.

Отладка проекта.

2

1

1

 

1

12.

Демонстрация и обсуждение проекта.

4

2

2

 

2

 

 

 

 

 

7

29

 

И Т О Г О:

72

36

36

 

Класс «Формоза» - мультимедийный проект

Программа курса позволяет осваивать информационные технологии, усилить наглядную дидактическую основу формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний; позволяет формировать общую культуру, эрудицию; развивать познавательные интересы школьников; на основе показа природных процессов и явлений, не доступных в данный момент и виртуальных путешествий.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшее условие развития личности ученика при изучении курса окружающего мира и формирования информационно-коммуникационной компетентности.

Занятие кружка проходит один раз в неделю: первый час «Окружающий мир»- проводит учитель начальных классов, второй – ИКТ – учитель информатики.

При разработке творческих проектов по теме «Мир вокруг меня» используются традиционные источники информации: книги, ресурсы Интернет, готовые диски: «Большая детская энциклопедия», «Детская энциклопедия, 2006г», «Хочу всё знать. Детская энциклопедия», «Мир природы», «Естествознание», «Природа России», «Моё тело. Как оно устроено?», «Моё тело. Анатомия и физиология», «Птицы России. Нескучная энциклопедия для детей и их родителей», «Энциклопедия животных КМ 2006 г», «Весёлый зоопарк. Игра, видеоролики, энциклопедия, задания», «Мои первые животные», «Учим географию», «Вокруг света», «Увлекательный мир астрономии», «Земля. Мир. Россия. Энциклопедия», «Что такое хорошо и что такое плохо? Правила поведения в сложных ситуациях», «Природа. Человек. Общество. Электронное учебное пособие».
В процессе работы над проектом учащиеся чётко осознают, что те знания, которые они приобретают, могут быть применены на практике, для самостоятельной работы над развитием своего культурного уровня и информационной компетентности.

В результате развития информационной компетентности младших школьников в условиях компьютерной среды достигаются значительные результаты в развитии познавательной сферы и эрудиции.