Подгрупповое логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи по теме «Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях по теме "Россия"»

Разделы: Работа с дошкольниками


Коррекционно-образовательные цели:

  • Упражнять в правильном произношении звука «Р» в словах и предложениях.
  • Закрепить умения пользоваться моделями при анализе характеристики звуков.
  • Упражнять в подборе однокоренных слов, согласовании существительных и прилагательных, составлять небольшой рассказ из ответов на вопросы, записывать схему предложения.

Коррекционно-развивающая цель:

  • Развивать артикуляционную моторику, длительный речевой выдох, фонематический слух, память, внимание, самоконтроль.

Коррекционно-воспитательная цель:

  • Воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость, аккуратность в работе с моделями.

Оборудование: зеркало, карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, модели звуков и образ буквы «Р». Картинки с изображение города Сургута, российский флаг и герб, карта России, макет Кремля, фото президента, мяч.

Ход занятия

1. Контроль за осанкой, упражнение на восстановление дыхания (медленный выдох), артикуляционные и мимические упражнения, упражнения на расслабление.

«Блинчик, Качели, Чашечка, Маляр, Пулемет»

2. Организационный момент

Логопед: В какой стране мы живем?

 Дети: Мы живем в России.

Л.: Произнесите это слово громко, четко, правильно.

- С какого звука начинается слово «Россия» (Р)

 3. Объявление темы занятия

Мы продолжаем работать и играть с этим звуком.

4. Анализ артикуляционного уклада и акустических признаков звука

Используются карточки – модели.

Звук согласный (почему?) зрительный контроль.

Звук звонкий (почему?) тактильный контроль.

Звук твердый

Л: Произнесите звук громко на длительном выдохе, тихо на коротком.

Закрепляется образ буквы.

Л: Чем буква отличается от звука?

Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и читаем.

5. Чтение прямых и обратных слогов (РА, РО, РУ, РЫ, и обратно)

6. Развитие фонематического слуха. Игра с колокольчиком

Л: Будьте внимательными, вот вам колокольчик , нужно дать сигнал, тогда, когда в слове не будет звука «Р».

Россия, страна, родня, флаг, родинка, край, транспорт, библиотека, улица, народ, друзья, город.

7. Закрепление правильного произношения звука в словах, согласование существительных в роде, падеже

Л: Как называются люди, живущие в России? (Россияне)

- А ты, Дима, кто в нашей стране? (Россиянин)

- Твой папа? А мама? Твои друзья?

 8. Подбор однокоренных слов

Л: А вы знаете, что слова как и люди бывают родными и близкими, потому что они получаются от одного слова. Вот слово РОДИНА произошло от слова РОД.

Давайте вспомним слова, которые имеют это маленькое слово: родители, родинка, родственники, родная, родимая, родился (игра с мячом). Город- городок, городище, городской горожане, города.

9. Закрепление произношение звука «Р» в словосочетаниях. Согласование существительных с относительными прилагательными

Л: В каком городе вы родились? (В городе Сургуте)

Сургут наша маленькая родина.

Рассматривание иллюстраций.

Я буду называть разные объекты нашего города, а вы добавляйте к ним подходящее слово: городской, городская или городские.

Дворы, театр, храм, проспект, дороги, парк, управление, рынок, транспорт библиотека улицы, цирк.

10. Составление рассказа из ответов на вопросы, составление схемы предложений.

- Как называется наша Родина? (Наша Родина называется Россия.)

В России живут россияне (карта). Дети прописывают схему предложения.

Россияне любят свою страну. /___ ___ ___ ___.

Страной управляет президент (фото). /___ ___ ___.

Президент управляет из Кремля (макет). /___ ___ _ ___.

Над Кремлем развивается российский флаг (флаг). /_ ___ ___ ___ ___.

А теперь соедините все эти предложения в один маленький рассказ.

11. Итог занятия

12. Домашнее задание (записано в тетради)

Выучить стихотворение «Россия».

А я живу в России. У нас леса густые.
У нас березы белые, а люди наши смелые.
А небо наше чистое, а реки наши быстрые.
И Москвы, столицы нашей, в целом мире нет краше.
Приезжайте в гости к нам, очень рады мы гостям.

Методические рекомендации ДОУ. (Приложение 1)