Урок географии в 6-м классе по теме "Вращение Земли"

Разделы: География


Цели:

  • Cформировать представления о причинах, вызывающих смену сезонов года.
  • Объяснить особенности неравномерности нагрева земной поверхности.

Оборудование:

  • теллурий;
  • глобусы(на каждую парту);
  • мультимедийный проектор (слайдовая презентация по разделам урока);
  • учебник “Планета Земля” авт. А.А Лобжанидзе, изд-во “Просвещение”, 2006 год;
  • атлас “Планета Земля”(серия “Сфера”) стр.2-3.

Ход урока

I. Организационный момент (вводное слово учителя).

II. Проверка - обобщение изученного материала с прошлых уроков.

Задание №1: “Парад планет”. На столе разложены карточки с названием планет и Солнца (“закрытой” стороной).
10 учащихся подходят к столу, берут карточки, открывают и располагаются по порядку. Каждый учащийся вспоминает одну особую черту “своей” планеты.

Задание №2: Во время выполнения первого задания один учащийся записывает на доске “Наш космический адрес” (Вселенная - Млечный Путь - Солнечная система - Планета Земля и т.д.)

Приложение 1 (Слайд №1)

Обобщение. Оценка результатов.

III. Изучение нового материала.

- Вам известно, что Земля вращается. Как? (вокруг своей оси).За сколько полный оборот? (за 24 часа).

Приложение 1 (Слайд№2)

- Представим себе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения? (Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут - на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна)

- Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-нибудь движется? (вокруг Солнца)
- За какое время Земля проходит один круг по орбите? Найдите точный ответ на странице 43 учебника. (365 дней, 9 минут, 9 секунд)
- За 4 года набирается один лишний день. Такой год называют високосным.

Приложение 1 (Слайд №3)

-Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца (рисунок № 1 на доске)

Демонстрационный показ с использованием теллурия

1) Вращение Земли вокруг Солнца.

- Ось изменяет своё положение? (Нет)
- Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? (Нет)

2)

- На теллурии отмечены определённые дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся? (март, июнь, сентябрь, декабрь)
- Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.

Демонстрация на теллурии с остановками на отмеченные дни.

-Теперь выпишите в тетрадь дни, отмеченные на слайде. Приложение 1 (Слайд №4)

Итак:

22.XII – день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день)
21.III – день весеннего равноденствия (день = ночь). Приложение 1 (Слайд №5)
22.VI – день летнего солнцестояния (самый длинный день и самая короткая ночь) Приложение 1 (Слайд №4)

23.IX – день осеннего равноденствия (день = ночь) Приложение 1 (Слайд №5)

Схема на доске

- Посмотрите на слайд. 22 июня северная полярная область Земли освещена? (Да)
- Как называется это время? (Полярный день)
- А в другом полушарии, в южной полярной области? (Полярная ночь)
- Вот так выглядит полярная ночь. Приложение 1 (Слайд №6)
- А так – полярный день. Приложение 1 (Слайд №7)

Обобщение:

- Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? (Смена времён года)
- Кроме этого на что ещё влияет орбитальное движение Земли? (На продолжительность дня и ночи)
- На дворе ноябрь. Какой особый день ждёт нас в декабре? (День зимнего солнцестояния)
- Как будет располагаться Солнце над горизонтом? (Низко)

- А потом вновь начнёт подниматься!

Работа с глобусом

- На глобусе перед вами есть линии, которые отмечены пунктирной линией. Назовите их. (Северный и южный тропики, северный и южный полярные круги)
- Это параллели или меридианы? (Параллели)
- Запишем в тетрадь. Полярные круги (66,5 с.ш.,66,5 ю.ш.) Тропики – параллели, где дважды в год Солнце находится в зените (23,5 с.ш.,23,5 ю.ш.) Приложение 1 (Слайд №8)
- Эти линии делят нашу планету на тепловые пояса. Приложение 1 (Слайд №9)
- Сколько тепловых поясов можно выделит? (5). Назовите их.
- В каком тепловом поясе мы живём? (В северном умеренном)

Заключение.

- Земля вращается не только вокруг своей оси и вокруг Солнца. Она ещё участвует в галактическом движении. Приложение 1 (Слайд №10)
- В учебнике на стр.45 найдите время одного оборота Земли вместе с Солнечной системой вокруг центра Галактики. (220 млн. лет)
- А какова скорость вращения? (250 км/с)
- Но это ещё не всё! Вместе с нашей Галактикой Земля участвует в межгалактическом движении. Приложение 1 (Слайд №11)

Обобщение: - Таким образом, вместе с Землёй мы вращаемся?.. (Вокруг оси, вокруг Солнца, вокруг центра Галактики Млечный путь и участвуем в межгалактическом движении)

Д/з: стр. 42-45. Выделить на к /к полярные круги и тропики.