Открытый урок в 5-м классе по теме "Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в художественном тексте"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Формирование орфографических и пунктуационных навыков учащихся в течение урока.
  2. Углубить знания об особенностях текста.
  3. Познакомить учащихся с параллельной и последовательной связью предложений в тексте, определить отличительные признаки данных типов связи.
  4. Развивать творческие способности учащихся (составлять текст по опорным словам; продолжать повествование и тд.)
  5. Прививать любовь к русским национальным традициям.

Оборудование: куклы, матрёшка, табл-схема “Последовательная и параллельная связь в тексте”, “Ромашка”, сундучок.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Повторим изученное.

Лингвический сундучок (Дети из сундучка достают поочерёдно карточки с № задания 1,2,3)

1. Орфографическая дуэль.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку он сказал Прусту:

- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию, вы убиты.

К доске выходят два ученика 2 ученика секунданта проверяют
(слова на доске)

______

На время

1 мин.

(даются слова на разные орфограммы)

Например : пр.…бывать в Липецке, пр..зреть сироту, пл..вец, к..снуться, приш..л, ск..чок и др.

В это время класс думает, на какие орфограммы даны слова, что является опознавательным признаком орфограмм?

2. “Языковая разминка”.

(задание выполняют по вариантом)

I вариант – схематический диктант (объясняют схемы предложений)
II вариант – синтаксическая минутка.

Задание:

I вариант – дайте характеристику предложениям по схемам.
II вариант – расставьте и объясните знаки препинания.

  1. Все мне здесь кажется родным широкие поля зеленые луга глубокие реки.
  2. Кажется шепчут колосья друг другу.
  3. Люблю тебя моя Россия!

“Это интересно!”

“Этимологическая страничка”

Можно ли считать родственными слова:

Палка – палить;
Трава – травить;

(Можно. Сожженое место называлось палом, а обожженные колья – палками ; трава раньше означала “пища, корм”, древнейшее слово травити имело значение “перетирать, съедать”)

Итак, наш сундучок наполнился вновь вашими знаниями.

А сейчас, как обычно, проведём словарную работу.

3. “По следам выполненных упражнений”. (словарная работа)

Идти (но: прийти, выйти)
Лягте (но: ложитесь)
Класть (но: положить)

4. Физкультминутка.

5. Новый материал.

Вспоминаем изученное.

Ребята, обратим своё внимание на материал, который лежит у вас на столе, и попробуем ответить на вопрос; “Какую из записей можно назвать текстом и почему?”

Дети читают два варианта записи. (Смотрите приложение к уроку № 1)

Спрашивайте – отвечаем.

  • Что такое текст?
  • Чем он отличается от предложений?
  • Тема – что такое тема?
  • Идея – что такое идея?
  • Композиция.
  • Порядок слов в предложении играет большую роль.

Инверсия (новое понятие)

Всё это верно.

Мне хотелось бы сегодня обратить ваше внимание ещё на одну особенность построения художественного текста, но пока я её раскрывать не буду.

Попробуйте догадаться сами.

А чтобы вам было легче, я предлагаю вашему вниманию следующий текст. (на доске запись текстов) (смотрите “ Приложение к уроку” №3)

Если вы догадались, то сегодня перед нами тексты особой темы.

Кто догадался, какой? (О русских национальных традициях, о русском фольклоре).

Итак, перед нами 2 текста:

“Сказка зимнего леса” (смотрите “Приложение” №3)

А) учитель читает тексты (они же находятся на партах уч-ся)
Б) давайте попробуем решить лингвистическую задачу.

Можно ли изменить порядок предложений или исключить одно какое-нибудь предложение из I текста? А из II?

Почему? Связаны ли эти предложения с предыдущим?

В I тексте? Во II тексте?
Нет Да

Учитель: В русском языке есть такое понятие как параллельная и последовательная связь предложений в тексте.

Кто догадался, какой текст мы отнесём к последовательной связи .Какой текст соответствует данной схеме?

На доске схема:

А какой к параллельной?

Давайте сделаем вывод.

Какая связь называется параллельной, а какая последовательной. (дети самостоятельно делают вывод)

Обратите внимание на схему-помощницу.

Отработка навыков и умений.

Обратим своё внимание на текст “матрёшка”. (тексты на партах у детей)

Мы продолжаем сегодня говорить о русских традициях.

Ребята, а вы знаете, кто такая матрёшка? (разные ответы детей)

А ещё в Древней Руси были такие разновидности кукол, которые первоначально использовались как элемент обряда. Они служили людям оберегом. Её брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали.

“Отвернись злом, повернись добром”.

Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь.

А вот как игрушка кукла появилась у славян примерно 1000 лет назад, у такой игрушки была и обучающая функция. Крестьяне ерили, чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Чем красивее куклы, тем, красивее будет хозяйка куклы. Игрушками не разбрасывались, их берегли в корзинах, ларчиках. По красоте куклы судили и о хозяйке.

Из чего же делали кукол?

(Заранее подготовленные уч – ся рассказывают о куклах)

Итак, возвращаемся к нашей матрёшке, она тоже имела некую особенность.

А вот какую, давайте прочитаем.

Учитель разъединяет матрешку, читает отпечатанный текст. (текст у каждого на столе, смотрите “ Приложение №2”)

 Спрашивайте – отвечаем (по тексту)

К какому типу вы бы отнесли этот текст? К последовательной или параллельной связи? Докажите. (связь последовательная)

А сейчас выполним творческую работу с элементом занимательности. (По опорным словам записать мини-текст, определить тип связи предложений в тексте)

А тема такая “Русская берёзка”.

(славяне любили берёзки, она по сей день является символом России, из бересты по сей день, изготавливаются предметы домашней утвари: ведра, корзинки, а в старину незаменимы были берёзовые лапти.)

Игра “Ромашка”

Подведём итоги урока.

1. Что нового узнали о тексте?
2. Запись ключевых слов на доске.

Ребята, а ведь тему урока мы с вами не записали.
Как бы вы сформулировали тему, используя ключевые слова темы?

3. Запись в тетрадь темы урока.

Д/З. Дома в тетради для творческих работ записать мини- сочинения по темам: “Дом, полный загадок”, “Удивительная посуда”.