Обучение детей раннего возраста, имеющих сложную структуру дефекта, на логопедических занятиях в условиях Дома ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Данная статья является результатом многолетнего анализа работы логопедов в условиях дома ребенка с детьми от 1 месяца до 4-х лет, имеющих сложную структуру дефекта, и попыткой создать целостную систему корригирующего обучения и воспитания детей раннего возраста, находящихся в условиях депривации.

Основной контингент домов ребенка очень специфичен: недоношенные дети, неблагополучное течение внутриутробного периода, родовые травмы, заболевания в период новорожденности, алкоголизм, наркомания и венерические заболевания родителей, неблагоприятный социальный анамнез, т.е. дети, имеющие отставание в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. В подавляющем большинстве следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза является интеллектуальная недостаточность, которая выражается в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов деятельности и психологических новообразованиях, и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности. Весьма специфичны и условия пребывания ребенка в стенах этого учреждения: отсутствие близких людей, ограниченность впечатлений и информации, минимальное речевое общение, сложные формы поведения некоторых детей, постоянное пребывание в коллективе.

Учитывая всю специфику работы с такими детьми, мы предлагаем поэтапную систему обучения детей раннего возраста, имеющих сложную структуру дефекта. В основе этой системы лежит комплексный подход, предполагающий решение разнообразных задач в ходе каждого логопедического занятия: коррекция звукопроизношения и фонетико-фонематического восприятия, развитие лексики, отработка словообразовательных навыков и умений, формирование основ коммуникативного вербального общения. Главное в этой системе – это постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, которая на каждом возрастном этапе существует в разных сочетаниях, которые зависят от характера речевого дефекта и уровня его проявления. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию речи и выходу в связную речь. Но вместе с тем каждый этап имеет свои особенности. Так, например, первые этапы в течение первого года жизни начинаются с воспитания речевой активности. Основной работой здесь является формирование активного и пассивного словаря, развитие понимания речи. На последующих этапах второго года жизни главное – формирование фразовой речи, работа по расширению словаря, охватывающего тематическое единство, постепенно усложняя структуру слова. На третьем-четвертом году жизни задачей этапов речевого обучения является формирование связной речи. Связная речь – сложная форма коммуникативной деятельности. Связная речь не может быть воспитана сама по себе, так как требует четкой систематизации, коррекционной работы логопеда. Уделяя внимание работе над словом, логопед подводит детей к пониманию связной речи, к определенной связи слов в предложении.

Задачи обучения и воспитания на первом этапе:

  • формирование у детей потребности эмоционально-личностного контакта с взрослым;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие зрительного и слухового сосредоточения и слежения;
  • развитие ответных эмоционально-положительных реакций на звуки, речь взрослого.

Задачи обучения и воспитания на втором этапе:

  • формирование у детей способов адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями);
  • продолжать формировать у детей представлений о себе, адекватное отношение к себе, ориентировку в схеме собственного тела;
  • развивать навык самостоятельного передвижения в пространстве;
  • развивать скоординированную деятельность различных анализаторов;
  • формирование речевых способов общения;
  • освоение простых умений обслуживать себя.

Задачи обучения и воспитания на третьем этапе:

  • формировать у детей умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь);
  • формировать адекватную реакцию на инициативу сверстников;
  • развивать и накапливать сенсорные представления об окружающем;
  • развивать конструктивное мышление;
  • формировать основы коммуникативного общения.

В связи с тем, что уровень речевого развития не зависит от возраста детей, имеющих сложную структуру дефекта, то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста, особенно на первом году обучения, и должна соответствовать уровню речевого развития ребенка.

В соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы используется гибкая система занятий: индивидуальных, малыми подгруппами(2-3 ребенка), фронтальных, составление микропрограмм для каждого ребенка. Выбор и содержание микропрограмм обеспечивается знаниями компенсаторных возможностей ребенка и предъявлением к нему адекватных требований. На индивидуальных занятиях создаются условия для самореализации возможностей каждого ребенка путем выбора способов и темпов выполнения заданий в соответствии с уровнем его развития и подготовленности. Фронтальные занятия и занятия малыми подгруппами направлены на организацию совместной деятельности и на формирование коммуникативных навыков. На начальном этапе коррекционно-развивающей логопедической работы приоритет имеют индивидуальные занятия. Переход к подгрупповым и фронтальным занятиям осуществляется по мере овладения ребенком навыком конструктивного взаимодействия.

Организация коррекционно-развивающего обучения включает в себя систему заданий и упражнений по освоению речевых навыков и умений, а также языковых средств, которые должны создать у ребенка определенный фундамент для формирования коммуникативной функции речи. В этот «фундамент» включаются процессы «говорения» и «понимания». На начальных этапах работы большое внимание уделяется развитию у детей невербальных форм общения – мимико-жестовой речи. Но и в дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

На специальных занятиях по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи – фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная; осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей. От занятия к занятию идет постепенное усложнение материала, однако, на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро, включающее в себя приоритетную задачу для каждого направления в развитии речевых умений.

Учитывая, что большинство детей, воспитывающихся в доме ребенка, имеют недоразвитие высших психических функций, логопедическая работа органически связана с коррекцией умственного развития, так как только на основе формирования интеллектуально-языковых взаимоотношений реальным становится освоение родного языка детьми со сложной структурой дефекта.

С целью коррекции и развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоций, в ход каждого занятия включаются специальные коррекционные упражнения, которые отрабатывают ту или иную функцию психических процессов, а также лексические игры и задания, в которых усилен интеллектуальный компонент.

Важное место в коррекционно-развивающем обучении в условиях дома ребенка занимает работа по формированию предметной и игровой деятельности. В процессе развития предметных действий у ребенка формируются соотносящиеся и орудийные действия, при выполнении которых у него происходит становлении ориентировочно-познавательной деятельности, появляются предпосылки к развитию речи. Кроме того, в ходе выполнения предметных действий у детей улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная соотнесенность. Поэтому, именно предметная деятельность является приоритетным направлением в работе по формированию мышления, а затем и речи.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей младенческого и дошкольного возраста независимо от психофизиологических особенностей ребенка. Формирование игровой деятельности направлено на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, в состоянии освоить игровые действия, основы орудийных действий и простые сюжетно-ролевые игры, связанные с их бытом. Сюжетно-ролевая игра создает основу для возникновения функции замещения, необходимую для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.

Таким образом, подводя итог, отмечаем, что коррекционно-развивающая направленность формирования связной устной речи у детей раннего возраста, имеющих сложную структуру дефекта, на логопедических занятиях реализуется через:

  • систему специально разработанных коррекционных упражнений по развитию сенсомоторной сферы и высших психологических функций;
  • систему специально разработанных лексических игр и упражнений, формирующих мотивацию высказывания, потребность в общении;
  • систему упражнений и заданий компенсаторно-развивающего характера, формирующую механизмы продуктивного способа речевого общения;
  • различные варианты планирования коррекционно-развивающих занятий, предусматривающих реализацию охранительного режима обучения, индивидуального и дифференцированного подхода, наглядность и доступность учебного материала;
  • разнообразие методов и приемов обучения, скомбинированных так, что осуществляется смена видов деятельности детей и смена доминантного анализатора, через который поступает информация.