Урок-путешествие пушкинскими маршрутами "Если ехать вам случится…"

Разделы: Математика, География, Литература, Внеклассная работа


Цели урока:

  • расширение знаний о географии путешествий А.С. Пушкина, развитие интереса к его жизни и творчеству;
  • изучение нового материала, закрепление уже известных понятий по географии, математике и литературе;
  • установление новых межпредметных связей; углубление полученных знаний;
  • совершенствование навыков применения знания на практике;
  • формирование навыков подбора средств для систематизации знаний (карты, инструменты, приборы, материалы, таблицы) и оформления результатов своей деятельности;
  • развитие эстетического отношения к окружающему миру, воспитание культуры мышления, поведения, речи.
  • повышение интереса к географии, математике и литературе.

В ходе подготовки к уроку классу предлагается познакомиться с произведениями поэта, посвященными местам, где ему довелось побывать, подготовить краткое стендовое сообщение о каком-либо месте и выучить на выбор любое из произведений, ему посвященное. По подобранным материалам создана общая презентация, включающая слайды с изображением географических мест, карт, схем, портретной живописи с музыкальным сопровождением. (См. приложение)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оборудование: карта европейской части России, контурные карты, бланки с заданиями; стенды “Москва”, “Царское село”, “Кишинев”, “Кавказ” и т.д., плакаты, газеты, выполненные учащимися; макеты предметов быта ХIX в., репродукции картин русских художников ХIX в., скульптурные изображения А.С.Пушкина, мультимедийная техника.

Учитель объявляет тему занятия: “Если ехать вам случиться…”.

- Как вы думаете, почему мы решили остановиться на этой теме?
- О чем мы будем говорить?
- Какие произведения посвятил А.С.Пушкин путешествиям?

Далее идет показ слайдов – пушкинских мест, звучит музыка, ученик читает фрагмент стихотворения “Дорожные жалобы”:

Долго ль ехать мне на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком…

(идет показ слайдов – схема путешествий, учение комментирует)

Свою страну Пушкин изъездил вдоль и поперек – от северного Петербурга до Черного моря, с запада и до Урала. Некоторые его странствия были вынужденными – ссылка на юг, но Пушкин и сам любил путешествовать. (Что такое ссылка?) Особенно много ездил он сразу после освобождения из ссылки в 1826 – 1830 годах, и затем в самые тяжелые, последние годы жизни. Ему нравились дороги – неустроенные, бесконечные российские дороги, и дорожная езда и “перемена мест”, и песни ямщиков. “Путешествие нужно мне нравственно и физически”,- говорил поэт и уезжал за сотни верст от столицы.

Около тридцати тысяч верст в общей сложности проделал Пушкин по дорогам России.

- Какие места посещал поэт в своих путешествиях?

(Москва, Петербург, Царское Село, Кишинев, Одесса, Оренбург, Тбилиси и т.д.)

Рисунок 1

Учитель:

Давайте попробуем повторить пушкинский маршрут в хронологическом порядке. Все пункты фиксируются учениками на контурной карте.

(идет показ слайдов – пушкинских мест, ученик комментирует)

- Где и когда родился Пушкин? Как звали его родителей? Где прошло детство поэта?

Ученик показывает Москву на карте и читает отрывок из романа “Евгений Онегин”:

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!...
Москва...как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Следующий этап жизни - учеба в Царскосельском Лицее. Кто может показать на карте Царское село? Как учился Пушкин и какую профессию он получил по выходе из Лицея? Какие произведения посвящены этому месту?

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Как проходила жизнь Пушкина после окончания Лицея? О жизни поэта в столичном Петербурге сообщает следующий ученик, показывая на карте Петербурга адреса пребывания поэта.

По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова...

Что происходило в стране в начале XIX в.? Какие стихотворения писал Пушкин в это время?

Почему поэт был отправлен в ссылку? С какими людьми он сталкивался во время южной ссылки? Давайте проследим по карте маршрут его вынужденной поездки. Дети показывают пункты маршрута, читают стихи:

Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы...

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля...

О Кишинев, о темный град!
Ликуй...!

Я жил тогда в Одессе пыльной...
Там долго ясны небеса...

В 1824 году ссылка поэта продолжается в имении матери, в селе Михайловское.

Поговорим о роли Михайловского в жизни Пушкина. “ В разны годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я...” Восемь раз посетил поэт “любезный сердцу уголок”. Здесь всегда его посещало вдохновение. В Михайловском жила няня поэта - Арина Родионовна. И после ссылки поэт не раз возвращался в родные места:

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных...

Вернемся в Москву. Какие события связали взрослого Пушкина с этим городом? Почему он посещал Москву так часто? (Женитьба и дела, связанные с изданием произведений поэта, требовали присутствия его в Москве. Всего из Петербурга в Москву он приезжал 16 раз).

После ссылки поэт много путешествует и в первую очередь посещает покоривший его Кавказ. Какова была цель его путешествия? Ученик делает сообщение о путешествии в Арзрум.

А какое еще географическое место занимало важную роль в творчестве Пушкина? Ученик описывает болдинский период творчества поэта. Всего в Болдине, отцовском поместье, Пушкин провел около 5 месяцев Впечатления, полученные здесь, отразились в “Истории села Горюхина”, написанной осенью 1830 года. Бродя по окрестностям Болдина поэт создал прекрасные строфы “Осени”:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса...

В итоге этой части урока ученики составляют схему путешествий Пушкина

Рисунок 2

Вторая часть урока посвящена математическим расчетам.

Учитель читает фрагмент стихотворения “Зимняя дорога”.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. …

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег…Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне. …

- Что означают слова “версты полосаты?”
- Где в нашем городе можно увидеть верстовые столбы?
- Чему равна 1 верста в современных единицах? (1 верста = 1,067 км)
- Выполните округление этой величины для удобства расчета.(1 верста » 1 км)
- Сколько процентов составит ошибка в вычислениях? (1.067 –1): 1 х 100% =6,7%

Ученикам предлагается высчитать примерную длину пути всех пушкинских маршрутов.

Составляется таблица на базе краткой схемы путешествий

Пункты Расстояние в километрах Количество поездок по маршруту Суммарное расстояние
Москва Петербург 650 32 20800
Петербург Царское село 25 8 200
Петербург Михайловское 350 4 1400
Петербург Екатеринослав 1430 1 1430
Екатеринослав Кисловодск 760 1 760
Кисловодск Гурзуф 750 1 750
Гурзуф Кишенев 480 1 480
Кишенев Измаил 180 2 360
Кишенев Одесса 170 5 850
Одесса Псков 1250 1 1250
Псков Михайловское 150 1 150
Михайловское Москва 500 4 2000
Москва Полотняный завод 150 4 600
Москва Владикавказ 1500 2 3000
Владикавказ Тифлис 150 2 300
Тифлис Арзрум 250 2 500
Петербург Болдино 1000 6 6000
Петербург Оренбург-Уральск 1650+200 2 3700
ИТОГО 45 530

*расстояние определяется учениками по карте с помощью масштабной линейки.

А ведь мы учли не все поездки Пушкина: останавливаясь в каком-либо месте, поэт много путешествовал по окрестностям. По литературным источникам известно, что 6000 верст Пушкин проделал, путешествуя по южной Украине во время ссылки; около 800 – путешествуя в окрестностях Михайловского; 400 верст – находясь в Болдино.

Почему мы не обнаружили совпадения с указанным в начале урока числом 35000 верст?

(Возможно, что в расчет принималась только одна поездка по какой-либо дороге)

Далее детям предлагается оценить время, необходимое на преодоление этого расстояния.

Сколько времени провёл в дороге А.С. Пушкин?

Средняя скорость экипажа – 10 км/ч

Какое время понадобиться, чтобы проделать путь длиною в 45530 км? 45530 : 10 =4553 (ч)

Сколько это суток? 4553 : 24 ? 190 (суток)

Сколько суток нужно, чтобы преодолеть 45530 км в дневное время? 4553 : 10 = 455,3 (суток)

455, 3 суток – это 1 год 3 месяца

Итак, год жизни в дороге – это ведь не только мелькание верстовых столбов.

- Как вы думаете, что стало результатом такого огромного числа поездок? (перечислить названия произведений Пушкина, связанных с темой путешествий).

Результатом такого огромного числа поездок стали произведения Пушкина, связанные с темой путешествий: “Дорожные жалобы”, “Станционный смотритель”, “Евгений Онегин”, “Путешествие в Арзрум”, “Если ехать вам случится…”, “Зимняя дорога” и др.

(идет показ слайдов – пушкинские места, звучит музыка, ученик читает стихи)

Давайте еще немного времени отдадим расчетам. Сколько стоила поездка на почтовых лошадях из Петербурга в Москву? Обратимся к документам пушкинского времени.

Росписание, в какое время, по скольку почтовыхъ лошадей и в какие экипажи запрягать для проезжающихъ

  Сколько запрягать лошадей
  С 1 декабря по 15 марта и с 15 мая по 15 сентября В прочее время года
1. В почтовыя и обыкновенныя кибитки: одному

двумъ

тремъ

2. В большие кибитки: едущему одному и двумъ

тремъ

3. В обыкновенныя двуместныя дорожныя коляски и въ брички съ однимъ чемоданомъ или сундукомъ:

едущему одному и двумъ

тремъ

4. В двуместныя коляски и брички съ сундукомъ и чемоданомъ и съ сундукомъ на верху:

едущему одному и двумъ

тремъ

2

3

3

3

4

 

3

4

 

4

5

2

3

4

4

5

 

4

5

 

5

6

- Почему отличается скорость лошадей и их необходимое количество по временам года?
- Почему зимой ехать легче?

Итак: Сколько лошадей требуется согласно документу для одного человека, едущего с небольшим багажом зимой? (3)

Зато зимы порой холодной
Езда приятна и легка…
Дорога зимняя гладка…
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают как забор…

Вернемся к документам. До первых станций от столичных городов платят по 10 копеек с лошади за версту, далее – по 8 копеек. Считая расстояние до первой станции равным 25 верстам, рассчитаем сумму, необходимую для уплаты за проезд.

Рисунок 3

Рассчитаем сумму денег, необходимую для уплаты за проезд от Москвы до Петербурга.

25 х 2 х 3 х 10 + 600 х 3 х 8 = 1500 + 14400 =15900 (коп)
15900 коп. = 159 руб.

Для того времени это была крупная сумма. Поэтому многие путешественники предпочитали путешествовать на своих лошадях.

…Ларина тащилась
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих…

Это было дешевле, но гораздо медленнее. Почему? (Необходим отдых для лошадей, время езды сокращается)

Возвращаясь к вопросу о стоимости поездки, вспомним следующие сведения о денежных соотношениях того времени:

За стихотворение, изданное у А.Ф.Смирдина, поэт получал 5-10 рублей.

Яблоко стоило около 5 копеек. Поездка в городе на извозчике обходилась в 40-50 копеек. Небольшую квартиру можно было снять за 30 рублей в месяц. Этаж огромного дома на Мойке,12 обходился вместе с прислугой в 350 рублей в месяц. Поэтому, действительно, сумма в 159 рублей за одну поездку достаточно велика.

Затем внимание учащихся обращается на то, какие суммы тратил поэт на приобретение книг: В 1836 г: 16 июня - 58 руб; 18 июня - 199 руб; 20 июня - 73 руб

Всего за месяц: 758 руб 50 к

На личные нужды Пушкин в этом же месяце потратил 39 руб 30 к.

- Как вы считаете, чем можно объяснить такое отношение поэта к книгам?

Что можно сказать о человеке, который тратит огромные суммы на книги?

Итак, мы заканчиваем наши расчеты. Познакомившись с результатами наших вычислений, мы смогли лучше представить себе то далекое время, мысленно проделать путь по нелегким российским дорогам, ближе почувствовать дух той эпохи и, главное, увидеть Александра Сергеевича Пушкина не только как замечательного поэта, но и как заядлого путешественника, описавшего в своих произведениях бескрайние просторы России, быт и нравы народов, ее населяющих.

Математика поможет нам разобраться еще в одном сложном вопросе, который касается трагической гибели поэта.

Близ Черной речки возвышается гранитный обелиск. Он привлекает паломников многие десятки лет. Все уверены, что именно здесь состоялся поединок Пушкина и Дантеса, прогремели роковые выстрелы.

Между тем существует совершенно иное мнение – дуэль не могла произойти на таком отдалении от центра города.

Рассмотрим маршрут Пушкина с контролем времени:

1. Пушкин вместе с секундантом Данзасом выехал из кондитерской Вольфа и Беранже, расположенной на Невском проспекте, в четыре часа пополудни – на это указывают многие источники, в том числе знаменитый “Военно-судный журнал”.

2. Поездка к роковому месту, подготовка и сам поединок, возвращение кареты с раненым поэтом на Мойку, 12 заняли два часа.

Вот тут-то, как говорит питерский академик Борис Захарченя, и начинаются необъяснимые противоречия. Даже если бы не случалось задержек, маршрут А.С.Пушкина никак не укладывается в двухчасовую схему.

Рассчитаем подробно.

(идет показ слайда – расчета времени, ученик комментирует)

Схема движения Время
Поездка на место дуэли 9 : 15 = 0,6 (ч)
Поездка обратно от места дуэли до дома 9 : 8 = 1,12 (ч)
Дом мостового смотрителя 15 мин. = 0,25(ч)
Поиск места дуэли ( 5 перемещений) 30 мин. = 0,5 (ч)
Утаптывание снега 15 мин. = 0,25(ч)

ИТОГО: 0,6 + 1,12 + 0,25 + 0,5 + 0,25 = 2,72 (ч) = = 2 часа 43 минуты

Путь туда и обратно преодолевался в возке.

Расстояние, рассчитанное по карте равно 9 км.

1. Пусть карета ехала на место дуэли со скоростью 15 км /ч. Тогда время, затраченное на поездку равно 0,6 ч.

2. Обратно раненого Пушкина везли осторожно, с меньшей скоростью. Пусть скорость возки равна 8 км/ч. Тогда время, затраченное на обратную дорогу, равно 1,12 ч.

3. Есть данные, что Пушкин заезжал по дороге на Каменный остров на дачу Доливо-Добровольских, где жил. На одном из домов на берегу Большой Невки есть мемориальная доска, где значится – “В этом доме мостового смотрителя, едучи на дуэль, останавливался А.С. Пушкин”.

Предположим, на это ушло 15 минут.

4. Поиск подходящего места для поединка занял достаточно большой срок – известно, что таких перемещений было, как минимум 5, когда противники и секунданты садились в сани и ехали по версте и более.

Предположим, на это ушло 30 минут.

5. Утаптывание дорожки на месте поединка, когда Пушкин безучастно сидел на сугробе, тоже заняло немало времени – снега в тот день было по колено.

Предположим, на это ушло 15 минут.

Таким образом, мы рассчитали, что на последний путь А.С. Пушкина времени нужно было на 43 минуты больше, причем на хорошей скорости.

(идет показ слайдов – пушкинских мест, ученик рассказывает)

Если принять традиционную версию места поединка, Пушкин с Дантесом должны были оказаться на месте дуэли с наступлением темноты.

Четыре часа пополудни – это пять часов времени по нынешнему времени (как известно, в 1930 году стрелки часов в СССР были переведены на час вперед).

Это в условиях нынешнего большого города с его рассеянным светом в 6 часов вечера можно как-то ориентироваться. Петербург же пушкинской поры жил при газовых фонарях и никакого света до окраины города не доходило, так что противники в таких условиях просто не видели друг друга.

Можно предположить другое: встретившись на Каменном острове, Пушкин и Дантес могли договориться не ехать дальше.

В таком случае вся история с поездкой и возвращением укладывается в двухчасовой график.

Сомнения относительно утвердившегося в общественном мнении места на Черной речке высказывали еще современники поэта.

Поэтому, прочитав статью ученого-физика, академик РАН, Б.Захарчени “Где стрелялся Пушкин?”, мы просчитали последний маршрут А.С Пушкина и сочли нужным поделиться полученными данными с вами.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на этом уроке?
- В каких произведениях, по-вашему, поэт лучше всего отразил тему путешествий?
- Какое место из описанных поэтом вы хотели бы увидеть своими глазами?

Мы надеемся, что ваши мечты непременно исполнятся, а пока советуем вам прочитать произведения, о которых мы сегодня говорили. И, когда вы попадете в любое из любимых пушкинских мест, вы сможете узнать их по строкам поэта. Ведь вся природа России наполнена пушкинскими стихами, строчками, рифмами.