Игра как средство обучения учащихся французскому языку на начальном этапе

Разделы: Иностранные языки


«Игры помогают не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их».

Ушинский К. Д.

Вопрос о разработке и внедрении игр в учебный процесс очень важен и актуален. Это, естественно, не означает, что учебный процесс должен сводиться только к играм. Но эта форма работы очень эффективна на начальном этапе обучения иностранному языку. Игра помогает реализовать один из ведущих принципов в современной методике преподавания иностранных языков - принципа коммуникативности обучения иностранной речи.

Игра представляет собой средство построения модели окружающего мира. Именно в игре достигает ребенок максимально возможной степени самоуправления. Этот факт делает игру наиболее подходящей для обучения.

Однако практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке, учителя к ним прибегают скорее для того, чтобы снять утомление учащихся, используют их в качестве разрядки. Обучающие игры должны стать подлинным средством обучения, частью общей системы.

Что же такое игра на уроке иностранного языка с точки зрения ее содержания и структуры? Каковы ее обучающие возможности и механизм воздействия?

С одной стороны, игра обусловлена рядом правил, определяющих ее сюжет. Мы должны придумать такие правила игры, которые бы отвечали учебной задаче и в то же время создавали у ребенка иллюзию свободы. По существу, в каждой игре мы имеем дело с одним - двумя речевыми образами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра - не что иное, как языковое упражнение. С другой стороны, игра представляет собой ситуацию, которая многократно проигрывается и при этом каждый раз в новом варианте. В ходе игры происходит соревнование. А как известно, дети любят соревноваться, а еще больше они любят побеждать. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику имеет здесь мотивированный и естественный характер (Я говорю, чтобы выиграть).

В обучающей игре есть цель и задача. Планирование игры должно начинаться с определения той учебной задачи, которая должна быть в этой игре решена, а уже потом нужно выстраивать саму игру, мнимую ситуацию, определять игровые правила.

 Игры могут быть:

  • фонетическими
  • лексическими
  • грамматическими
  • орфографическими

Каждый блок игр имеет свои основные задачи по формированию умений и навыков при изучении иностранного языка.

Теперь мне хотелось бы перейти к практической части данной работы.

Фонетические игры.

При обучении французскому языку на начальном этапе уделяется очень большое внимание правильному произношению звуков. Учебная цель игры состоит в том, чтобы дети произносили и узнавали требуемые звуки, не думая об этом специально, делая это автоматически. Поэтому на уроках целесообразно использовать следующие игры.

I класс. "Alphabet français".

Учащиеся, к которым обращается водящий, должны быстро назвать несколько слов, не содержащих букву "А". Modèle: М: Je n’aime pas les A. Qu’est-ce que tu me donnes? El: Un livre, une règle, une gomme. E2: Un chien, une oie, une poule...

Игру можно варьировать, называя любую букву французского алфавита.

"Trouvez les noms"
 Играющие находят названия:

  • животных, которые начинаются с буквы "С";
  • фруктов, начинающихся с буквы "Р"...

"Avec des sons"

Участники игры становятся в круг. Один из игроков бросает мяч другому игроку и произносит звук, например [ i ]. Игрок, поймав мяч, должен назвать слово с этим звуком: un lit. Продолжая игру, он называет другой звук и перебрасывает мяч соседу.

II класс. "Changez ma tête"

Играющие быстро заменяют первую букву данных слов, чтобы получить новое: рèге, gomme, tarte, je реuх, mur, tête...

Еще одна игра. Учитель показывает карточки с буквосочетаниями. Ученики называют слова с данными буквосочетаниями. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

III класс. "La pêche aux mots"

Учащиеся должны найти в читаемом тексте самое большое количество слов, включающих данный звук.

Например, звук [Е] или [е], которые имеют в орфографии è, é, ê, ait, ais, ai, aient, er, et...

"Jeu des mots".

Дети слушают скороговорки.

  1. Les nez des poupées de Pépé sont cassés.
  2. Charlotte cherche un chapeau chinois archi-chic.
  3. Un ver de terre va vers un ver vert qui est dans un verre vert.

Тот ,кто сумеет повторить скороговорку быстро и без ошибок, побеждает.

Лексические игры.

Лексические игры должны помогать детям в овладении лексикой. Данные игры преследуют следующие цели:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях приближенных к естественной обстановке;
  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

I класс.

После введения слов в первом классе целесообразно провести следующую серию игр:

а) пассивное распознавание нового слова.

По мере изучения слов ученики делают карточки с картинками. Учитель называет слова, а дети должны поднять ту карточку, на которой картинка соответствует данному слову.

б) активное распознавание.

На магнитной доске прикреплено 5 или 6 картинок. Водящий загадывает одно из слов, изображенных на карточках. Играющие задают вопрос (Est-ce que с'est une pomme?...), пытаясь отгадать задуманное слово.

Вариации лексических игр могут быть очень разнообразны. Перечислю еще несколько игр, проводимых на уроках в I классе.

Учитель раскладывает на столе игрушки (например, животных) и описывает одну из них, не называя ее. Угадавший получает право загадать следующую игрушку.

При обучении счету может быть проведена следующая игра. Учащиеся делятся на 2 команды. Учитель пишет на доске числа. Игроки от каждой из команд стоят у доски с цветными мелками в руках. Мелки у команд разного цвета. Учитель называет число по-французски. Ученик, который обводит названное число в кружок, получает очко. Каждый играющий обводит 2-3 числа, затем уступает место другому игроку из команды. Если ученик допустил ошибку, он выбывает из игры. Выигрывает команда, получившая большее количество очков.

Несколько учеников стоит лицом к классу, их руки заложены за спину. Учитель кладет в руки какой-либо предмет. Ученик должен догадаться, какой предмет у него в руках и назвать его.

II класс. "Qu’ est-ce qui est rond?"

Играющие должны назвать как можно больше круглых предметов.

Modèle:

Le soleil est rond.

La pomme est ronde.

La balle est ronde... Победителем является игрок, который назовет последний предмет по заданной теме.

При изучении предлогов (sous, sur, dans, devans, derrière) большой интерес у учащихся вызывает игра:

"II fait chaud, il fait froid".

Ученик выходит из класса. Другой ученик прячет какой-либо предмет в классе. Ведущий возвращается в класс. Задавая вопросы группе, он ищет спрятанный предмет.

Est-ce que le livre est sous la table?

Est-ce que la poupée est derrière la table?

При приближении ведущего к тому месту, где находится спрятанный предмет, учащиеся произносят хором: "II fait chaud", при удалении - "II fait froid".

В начале игры ведущий должен задать вопрос: "Quest-ce que c’est? Ученики отвечают хором: "С est un livre".

III класс. "Quest-ce que je fais?"

Жестами и мимикой ученик изображает разные действия, а другие ученики должны отгадать, что он делает.

Modèle:

Tu chantes? Tu dessines? Tu manges? Tu sautes à la corde?

Ведущий должен подтвердить или опровергнуть догадку:

  • Oui, je chante.
  • Non, je ne chante pas.

"Boule de neige".

Например, при изучении темы "Ма journée", после того, как ученики усвоили достаточно слов, можно провести данную игру. Перед учениками на магнитной доске прикрепляется серия картинок, изображающих рабочий день Миши. Ведущий, начиная игру, произносит предложение, например:

- Michel se réveille à 7 heures.

Следующий игрок, повторив фразу ведущего, добавляет свое предложение:

- Michel se réveille à 7 heures. II se lève vite.

Побеждает тот, кто скажет все предложения без ошибок и добавит последнюю фразу.

Дети очень любят отгадывать загадки. Можно провести игру, где победителем будет тот, кто отгадал больше всего загадок.

Devinettes.

II se lève chaque matin,
II se couche chaque soir.
(le soleil)

Qu’est-ce qui saute, mais n’ a pas de jambes?(une balle)

II est blanc, tu le bois?(le lait)

Elle a quatre jambes, mais elle ne marche pas.(une table)

Deux regardent,
Deux écoutent,
Une seule parle.
(les yeux, les oreilles, une langue)

Грамматические игры.

Грамматические игры преследуют следующие цели:

  • научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
  • развить речевую, творческую активность учащихся.

Большинство игр основано на соревновании, которое проводится между учащимися по принципу индивидуального или командного первенства.

I класс.

С первых уроков в первом классе я учу детей выполнять разные команды, делая зарядку. Я даю команду, дети ее выполняют, показывая, что они делают. Таким образом, ученики узнают повелительное наклонение глаголов I группы. -Sautez! Marchez! Nagez! Volez! Tournez!...

В первом классе, после того, как учащиеся выучили первый речевой образец C’est une pomme и первый вопрос Qu’est-ce que c’est?, я провожу следующую игру. Группа делится на две команды: «ученики» и «учителя». У каждой команды набор картинок, французские названия которых знакомы ученикам. Команда «учителей» задает вопросы, команда «учеников» отвечает. Когда все «учителя» зададут вопросы, команды меняются ролями.

Для того, чтобы закрепить отрицательную конструкцию пе ... pas, удобно использовать игру "Devine!"

Ученик выходит из класса, группа загадывает один из предметов, выставленных на доске. Ведущий возвращается и начинает отгадывать, какой предмет был загадан. Он задает вопросы:

Est-ce que c’ est une tasse?

Группа отвечает хором:

Non, се n’ est pas une tasse.

Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не отгадает загаданное слово. Чтобы игра не затянулась, не надо выставлять на доску много карточек, достаточно 5 штук.

II класс.

При изучении спряжения глаголов avoir и être во втором классе учитель называет и показывает местоимение, а ученики должны показать карточки с соответствующими формами того или другого глагола.

При закреплении глаголов 1-ой группы во вторых классах можно использовать кубики, на которых написаны местоимения, основы глаголов, окончания и дополнения. Учащиеся делятся на 2 команды. Учитель говорит предложение, игроки команд должны составить его.

Modèle: M. - Je porte une robe.

El- Je E2 - porte E3 - une E4 - robe.

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок сложит данную фразу.

При изучении глагола avoir можно провести и такую игру для закрепления его отрицательной формы.

"As-tu une balle?"

Ученики становятся в кружок. В центре - ведущий. Ему показывают мячик. Игроки передают мячик друг другу за спиной, пока водящий не даст команду "Stop!" Ведущий должен угадать, у кого за спиной мяч.

E1 Olga, as-tu une balle?

E2 Non, je n’ai pas de balle.

Е3 Et toi, Anatole, as-tu une balle?

E4 Oui, j’ai une balle.

III класс.

В третьем классе во время изучения оборота il у а учитель приносит в класс яркую коробку. Обведя класс глазами, он с загадочным видом спрашивает: "Qu’est-ce qu’il у a dans la boîte?" Дети отгадывают, называя разные предметы, которые могут быть в коробке. Например, это могут быть школьные принадлежности или игрушки - животные.

При изучении темы "Моп anniversaire ", в которой вводится прошедшее время глаголов I группы, можно провести следующую игру. Из группы выбирается именинник. А остальные ученики - гости. Именинник рассказывает учителю о своем дне рождения.

Modèle.

Hier, j’ai eu mon anniversaire. J’ai téléphoné à mes amis. J’ai invité mes amis à mon anniversaire. Ma mère a préparé un gâteau. A quatre heures on a sonné à la porte. Mes amis sont arrivés. Ils m’ont donné beaucoup de cadeaux.

Дальше гости рассказывают, что они подарили имениннику.

E1 J’ai donné une poupée à Marie.

E2 J’ai donné une boîte de bonbons à Marie...

Орфографические игры.

Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания французских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие - на воспроизведение орфографического образа слова. Как правило, в этот вид упражнений входят орфографические закладки, составление слов из одного слова, из данных букв и другие.

I класс.

На столе в беспорядке лежат карточки с буквами французского алфавита. Группа делится на две команды. Каждой команде учитель называет по слову. Например, ипе porte и ипе table. Игроки команд берут карточки с буквами, и все выстраиваются по порядку их следования в данном слове. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок соберет данное учителем слово.

Еще одна игра. Учитель пишет на доске слово из четырех букв. Ученики должны написать по три слова на каждую букву за определенное им время.

На доске в два столбика написаны слова с пропущенными буквами:

unе ро . . е

unе t.. е

Nad . ne

Ana . le

unе b . nаnе

unе ро . te

Ученики (по одному из каждой команды) по очереди выходят к доске и вписывают пропущенные буквы, передавая кусок мела как эстафету товарищу по команде. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

II класс. "Qui est plus attentif?"

Учитель пишет на доске несколько слов, в одном из них делает ошибку. Ученики должны найти и исправить ее.

  1. Une pomme, une balle, une lampe, une fleur.
  2. Une fillette, un garçon, un chat, un chien.
  3. Un bateau, un tableau, un chapeau, un manteau.
  4. Un plafond, un plancher, une porte, un mur

Очень эффективна игра в «Лото». Учитель раздает игровые поля учащимся. На этих полях нарисованы предметы, названия которых известны детям. Учитель называет буквы. Ученики, у которых в названии предмета есть эти буквы, берут их у учителя. Побеждает тот, у кого слова сложены правильно и без ошибок.

III класс.

Учащихся нужно учить работать со словарем. Игра проводится на базе двуязычных словарей, помещенных в конце учебника. Класс делится на две команды. Учитель дает разнообразные задания.

Например: Найти в разделе «А» глаголы. Или в разделе «С» слова, относящиеся к теме "A table". Ученики просматривают раздел за отведенное время. Ученик, у которого наибольшее количество слов, зачитывает их вслух. Другие члены команды помогают. За каждое правильно выбранное слово команда получает очко.

Игра "Qui est plus attentif?" в III классе усложняется. Каждая команда получает небольшой рассказ. Количество ошибок указано в задании. Побеждает команда, которая за меньшее время найдет большее количество ошибок.

Таким образом, тщательно продуманная и хорошо проведенная игра облегчает введение и закрепление языкового материала (фонетики, лексики, грамматики) и способствует формированию соответствующих умений и навыков. Игра приучает учащихся к тем психическим усилиям, которые необходимы им для овладения иностранным языком, а кроме того, учащиеся испытывают радость, удовольствие как в процессе игры, так и при достижении ее результатов.