Рейтинг@Mail.ru

Урок из курса Ю.Б. Гатанова "Развитие творческого мышления". Тема: "Эмоции и настроения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  1. развитие поведенческой беглости и гибкости;
  2. развивать способности классифицировать поведенческую информацию разными способами;
  3. воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;

Ход урока

1. Орг. момент.

1) Правила.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня мы покажем нашим гостям урок “Развития творческого мышления”. Но сначала давайте вспомним правила работы на уроке (на доске плакат)
  • Внимательно слушай говорящего.
  • Не критикуй.
  • Если не хочешь говорить, то можешь помолчать.
  • Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
  • Молодцы!

2) Игра “Дождик”

Цель: сплочение, ощущение единства позитивные эмоции

- А сейчас мы с вами поиграем в игру “Дождик”. Мы остаемся на своих местах (сидят в кругу). Я буду показывать движение, но его будет выполнять тот на кого я посмотрю, и делает его до тех пор , пока я снова не посмотрю на него.

Упражнение выполняем молча.

  1. Потирание ладоней
  2. щёлкает пальцами
  3. хлопает в ладоши
  4. топает ногами

Затем в обратном порядке. Ведущий обводит глазами всех участников по кругу.

-Молодцы! Хорошо. Что же вы услышали? На что это похоже?

(Звук дождя.)

2. Основной этап.

1) Тема урока.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об эмоциях и настроениях. Скажите, какие слова обозначают человеческие эмоции, настроения, чувства.

(Удивление, возмущение, недовольство, радость, страх, восторг, обида, равнодушие, презрение, боль, гнев, грусть и т.д.) - записано на доске.

- Правильно.

2) “Мимическая гимнастика”

Цель : изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.

- Ребята, а как мы узнаем, что человек грустит, радуется, боится? Что помогает нам определить эмоциональное состояние человека, настроение?

(Мимика, жесты, слово, поза.)

  • Правильно. Сейчас мы с вами проведём “мимическую гимнастику”. Руки положите на колени и выполняйте четко то, что я вам скажу:
  • Сморщить лоб, поднять брови, (это удивление).
  • Расслабиться, лоб гладкий.
  • Сдвинуть брови, нахмуриться (я сержусь).
  • Расслабиться.
  • Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно - равнодушие).
  • Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас).
  • Расслабиться.
  • Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать).
  • Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость).
  • Расслабиться.
  • Сжать губы, прищурить глаза(презрение).
  • Расслабиться.
  • Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой).
  • Молодцы!

3) “Маски”

- Ребята, к нам в гости пришли сказочные герои. Маски к нам пришли из сказки; удивительные маски!

Маска Бабы - Яги читает стихотворение:

- Здравствуйте, братишки, Здравствуйте, сестрёнки,

В гости к вам пришла добрая девчонка!
Я люблю и белочек, и зайчиков в лесу.
Милой своей бабушке пирожки несу.

Маска гнома читает стихотворение:

- Дуй мне, ветер, в паруса,
И гремите небеса!
Я лихой и злой пират,
Я любой добыче рад!
Жалости не знаю к людям,
И никто меня не любит.

-Что-то здесь не так, ребята?

(Маски - мимика не соответствуют словам)

- Маски мы перевернём и на место все вернём!

(Маски переворачиваются -вместо Бабы - Яги появляется маска Красной Шапочки, вместо Гнома - Пират)

  • Ребята, какой вывод вы можете сделать?
  • Мимика, жесты, слова- должны соответствовать.

4) Основное задание

а) деление на команды,

  • Сейчас мы разделимся на команды.
  • Делаем фруктовый салат - яблоки, бананы, апельсины, виноград.
    (Учитель считает детей. Каждый Фрукт идёт в свою команду.)

б) разминка.

- Посмотрите на доску. Можно ли объединить приведённые
изображения и фразы в одну группу на основании какого – либо общего признака? Группа может состоять из двух и более элементов.

(Метод: “мозговой атаки”)

в) работа в командах,

- А теперь вы будете работать в командах с заданием на листах. Задание заключается в том, чтобы сгруппировать предложенные рисунки и фразы множеством различных способов. Объединять элементы в группу нужно на основе какого - либо общего свойства в столбике слева следует записать номера соответствующих картинок и фраз, а справа качество (свойство), по которому они объединены в одну группу.

(работа в команде).

г) обсуждение результатов.

- Каждая команда называет группы, не повторяя предыдущий ответ.

5) Игра "Угадай эмоцию”.

- Сейчас мы поиграем в игру “Угадай эмоцию”. Каждая команда берёт лист с названием эмоции, не называя её другим командам. Команда показывает с помощью мимики и жестов какое – либо эмоциональное состояние, а другие команды должны отгадать, что это за эмоция им демонстрируется.

3. Заключительный этап.

1) Упражнение “Групповой рисунок”

- Садимся все в круг. Возьмите лист бумаги и карандаш. Подпишите имя или обозначьте символом свой лист в углу.

На листке вы должны нарисовать при помощи любых форм, линий, предметов  положительные чувства, эмоции. Как только зазвенит колокольчик, вы должны передать лист соседу и так продолжать пока ваш лист не вернётся к вам.

2) прощание

- А теперь встаем в круг. Берёмся за руки и просто улыбнемся друг другу.

-   Молодцы! Урок окончен.