Коррекция памяти через опору на речевые тренажеры у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

Разделы: Работа с дошкольниками


«Если…хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины.
Призовите к участию осязание, обоняние, вкус… При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения…вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая – третью и т.д.».

К.Д. Ушинский

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. У детей с недоразвитием интеллекта страдают все процессы памяти.
Педагог должен подсказать детям наиболее целесообразные приёмы заучивания и припоминания учебного материала, помочь им сформировать эти сложные навыки. Запоминание материала зависит от поставленной перед ребенком задачи, от их собственной активности (Б.И. Пинский, П.Н. Зинченко) и предварительной инструкции (Г.М. Дульнев). Необходимо учитывать принцип разнообразия при повторении учебного материала (Х.С. Замский).

Цель работы: Коррекция памяти через опору на речевые тренажеры у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием, активация процессов памяти.

Задачи: научить ребенка запоминать, удерживать в памяти, припоминать, воспроизводить учебный материал.

Реализация этих задач позволит более успешно подготовить дошкольников с интеллектуальной недостаточностью к предстоящей учебной деятельности в школе.

В начале XX века были широко распространены методы механической тренировки памяти под названием «мнемотехника», рекомендовалось заучивать ряды телефонов, колонки чисел, стихи, тексты и т.д. мнемотехника отмерла и позабыта как бесплотная затея, т.к. совершенно излишне приобрести навык заучивания бессмысленного, ненужного материала.

Тем не менее, некоторые элементы и приемы методики мнемотехники являются достаточно эффективными и помогают ускорить процесс запоминания каких-либо знаний.

В данной разработке раскрываются приемы методики мнемотехники, используемые на занятиях по развитию речи при заучивании стихов.

Методика мнемотехники позволяет коррегировать и совершенствовать восприятие дошкольников с нарушением интеллекта, т.к. предполагает осуществлять запоминание через воздействие на сенсорные анализаторы человека. Поэтому при использовании методики мнемотехники необходимо использование многообразных и разнообразных средств, воздействующих на слух, зрение, обоняние ребенка, активизирующие тактильные и вкусовые ощущения.

На I году обучения используются предметные опорные и сюжетные картинки в цветном изображении, игрушки, натуральные предметы.

В работе с детьми необходимо включать как можно больше анализаторов, тогда они быстрее и лучше усвоят материал.

Эксперименты В.Г. Петровой показали, что, если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с этими предметами различные действия, повышается качество их представлений, знаний суждений о свойствах этих предметов. Например: при заучивании Энгер «Яблоко», натуральное яблоко можно ощупать (гладкое), понюхать (ароматное), попробовать (сладкое), пополам разрезать (с другом разделить пополам). При заучивании А.Барто «Зайка».

  1. Дается предметная инсценировка данного произведения: лавочка, на лавочке игрушка мокрая.
  2. Читается произведение А.Барто «Зайка».
  3. Повторное чтение с предметной исценировкой.
  4. Ощупывание мокрого зайца, можно сравнить с сухим зайцем. Беседа по стихотворению: Почему капает вода с зайчика? Почему зайчик мокрый? Где лежит зайчик? Кто его оставил на скамейке? Почему хозяйка бросила зайчика?
  5. Рассматривание иллюстраций к стихотворению и соотнесение с предметной инсценировкой. Вопросы задаются по содержанию стихотворения. Кого бросила хозяйка? Где остался зайка? Откуда слезть не смог? Какой зайчик?
  6. Хоровое повторение стихотворения совместно с педагогом.
  7. Хоровое повторение стихотворения совместно с педагогом с отбиванием ритма.

В ходе занятия можно использовать физкультминутки, связанные с содержанием стихотворения. Например, прыгают зайчики, спрыгнуть со скамейки. Пальчиковая гимнастика – «Дождик кап-кап». Каждый пальчик отстукивает по столу кап-кап.

С помощью такой работы дети учатся понимать содержание иллюстраций к произведению, лучше запоминают стихотворение.
На II году обучения применяются иллюстрации к произведениям не только в цветном изображении, но и черно-белом. Здесь дети учатся узнавать предметы и действия в контурном изображении. При беседе над содержанием произведения педагог схематично зарисовывает те предметы, о которых идет речь в стихотворении. С помощью этого метода у детей формируется умение преобразовывать содержание произведения в образы. При заучивании педагог постоянно опирается на иллюстрации и схематические рисунки, тем самым учит детей этому приему.

Например, заучивание стихотворения Н. Саконской «Иголка, иголка».

1. Рассматривание предмета – иголка (острая, тонкая, колкая).

2. Чтение произведения Н. Саконской «Иголка, иголка».

3. Рассматривание иллюстрации к стихотворению. Что делает девочка? Что она шьет? Чем она шьет?

4. Повторное чтение произведения Н. Саконской «Иголка, иголка».

5. Беседа по произведению и зарисовывание предметов, о которых идет речь в данном произведении.

1. О чем говорится в стихотворении «Иголка, иголка». – Какая иголка? (Острая, колкая может уколоть пальчик)
2. Что боится уколоть девочка? (Пальчик)
3. Что шьет девочка? (Сарафанчик)

6. Хоровое заучивание стихотворения, где педагог обращает внимание на схематичные рисунки.

7. Хоровое заучивание с отбиванием ритма.

8. Рассказывание педагогом и детьми стихотворения наизусть с опорой на схематичные рисунки.

На III году обучения при заучивании так же используются иллюстрации в красочном и контурном изображении, игры – драматизации. К данным приемам добавляется схематичное зарисовывание не только предметов, но и отдельного эпизода произведения, конечно в определенной последовательности.
На данном этапе у детей формируется умение устанавливать последовательность событий, развиваются причинно-следственные связи.
Например, заучивание А.Барто «Кораблик».

1. Чтение произведения А.Барто «Кораблик» (можно использовать грамзапись).

2. Рассматривание иллюстраций.

– Кто изображен на картинке?
– Какая шапка на голове?
– Что тянет мальчик за веревочку?
– Кто скачет за мальчиком по пятам?

3. Повторное чтение А.Барто «Кораблик» (с опорой на иллюстрацию).

4. Составление педагогом схем-рисунков, педагог обговаривает содержание эпизода, советуется с детьми как лучше изобразить, дети с педагогом проговаривают каждую часть стихотворения.

1. Матросская шапка.
2. Веревка в руке.
3. Тяну я кораблик.
4. По быстрой реке.
5. И скачут лягушки.
6. За мной по пятам.
7. И просят меня.
8. Прокати капитан.

Можно использовать физкультминутки по содержанию стихотворения, выполняя соответствующие действия и проговаривая слова:
– «Кораблик» – тяну я кораблик по быстрой реке.
– «Лягушки» – и скачут лягушки за мной по пятам (дети повторяют слова и скачут как лягушки).

При заучивании и воспроизведении всегда надо опираться на схемы – рисунки.
На IV году обучения используются графические символы, которые символизируют структурные компоненты произведения.
У детей совершенствуется умение преобразовывать содержание произведения в усложненные образы – символы.
Графические символы последовательных эпизодов произведения составляется совместно с детьми во время беседы по произведению.
Например, заучивание С. Маршака «Февраль».

1. Чтение произведения «Февраль».

2. Беседа по произведению.

– Когда дуют ветры?
– Где ветры воют?
– Что летит по земле?
– Куда мчатся звено самолетов?
– Что празднует февраль?

3. Повтор чтения С. Маршака «Февраль».

4. Схематичное зарисовывание.

img3.gif (5035 bytes)

  1. Дуют ветры в феврале.
  2. Воют в трубах громко.
  3. Змейкой мчится по земле легкая поземка.
  4. Поднимаясь, мчатся вдаль.
  5. Самолетов звенья.
  6. Это празднует февраль армии рожденья.

5. Хоровое заучивание стихотворения с опорой на схемы-символы.

6. Заучивание с отбиванием ритма стихотворения.

7. Воспроизведение стихотворения детьми с опорой на схемы-символы.

Схемы рисунка для III и IV года обучения по произведениям не даются в готовом виде, они составляются педагогом совместно с детьми во время беседы над произведением. Только в этом случае дети осмысленно запоминают содержание произведения.

С III года обучения при заучивании стихотворений можно использовать метод стихи – перевертыши. Например:

Матросская шапка
Веревка в руке
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
Зимняя шапка
Шнурочек в руке
Тяну я машину
По быстрой дороге.

Данный метод применяется только тогда, когда дети хорошо усвоили содержание стихотворения, он позволяет совершенствовать у детей фонематический слух, формирует словесно – логическую память.

К данной методической разработке ниже прилагается 2 открытых занятия на I и II год обучения.

Занятие по развитию речи I года обучения.

Тема: «Заучивание А. Барто «Зайка».

Цели: Обучение умению понимать смысл художественного произведения. Развитие памяти через заучивание стихотворений. Развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия. Воспитание интереса к поэзии.

Материал: ширма, скамейка, игрушки – мокрый и сухой заяц, зонт, иллюстрация к произведению.

Словарная работа: хозяйка, весь до ниточки промок, скамейка.

Ход занятия:

1. Психогимнастика «Улыбнемся друг другу».

2. Массаж языка и кистей пальцев рук.

3. Загадки о зайце:

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.

4. Чтение произведения А. Барто «Зайка».

5. Предметная инсценировка.

(Ширма, за ширмой – скамейка на которой лежит игрушка мокрого зайца. Ширма убирается, педагог приглашает детей к скамейке).

Повторное чтение стихотворения А. Барто «Зайка».

6. Словарная работа.

Дети ощупывают зайца.

– Какой зайчик? (Мокрый). Сравнить сухого и мокрого зайца.
Мокрый – это когда игрушку намочили.
Весь до ниточки – когда вода капает с зайчика.
– Где лежит зайчик? (На скамейке)
Скамейка – это предмет мебели в виде доски на ножках.
– Кто оставил зайчика? (Хозяйка)
Хозяйка – это человек, у которого что-то есть. Что есть у хозяйки?
– Почему бросила хозяйка зайчика? (Пошел дождик)

7. Физкульминутка «Солнце – дождик».

Солнце – дети гуляют.
Дождик – дети прячутся под зонт.

8. Рассматривание иллюстраций к стихотворению и соотношение с предметной инсценировкой.

Вопросы по содержанию стихотворения:

– Кого бросила? (Зайку бросила хозяйка)
– Под дождем кто остался? (Под дождем остался зайка)
– С чего слезть не смог зайка? (Со скамейки слезть не смог)
– Как промок зайчик? (Весь до ниточки промок)

9. Физкульминутка «Зайчики».

10. Хоровое заучивание стихотворения совместно с педагогом.

11. Хоровое заучивание стихотворения совместно с педагогом с отбиванием ритма (хлопать в ладоши).

12. Чтение стихотворения педагогом.

13. Чтение стихотворения детьми.

14. Анализ. Итог.

Занятие по развитию речи II года обучения.

Тема: «Заучивание Н. Саконской «Иголка, иголка».

Цели: Обучение умению понимать смысл художественного произведения, умению отвечать на вопросы предложением. Развитие памяти через заучивание стихотворений. Воспитание интереса к поэзии.

Материал: предмет – иголка, иллюстрация в цветном и контурном изображении, карандаш.

Словарная работа: колкая, сарафанчик.

Ход занятия:

1. Психогимнастика «Солнце – дождик».

2. Массаж языка и кистей рук.

3. Загадки об иголке.

Всех на свете обшивает,
Что сошьет, не надевает.

4. Рассматривание предмета – иголка.

Тонкая, если ее уронить, ее очень трудно найти. После тонкой иголки не остаются большие дырки, когда шьют.
Острая – чтобы легче было делать дырочки при шитье.
Колкая – колется, можно уколоть пальчик, будет больно.

5. Чтение стихотворения Н. Саконской «Иголка, иголка».

6. Физкультминутка «Иголка и ниточка».

Иголка – педагог, ниточка – дети
Все держатся друг за друга
Дети змейкой ходят за педагогом.

7. Рассматривание иллюстраций к стихотворению (цветная). Беседа.

– Что делает девочка? (Девочка шьет).
– Чем она шьет? (Шьет иголкой).
– Что шьет девочка? (Шьет сарафанчик)

8. Повторное чтение стихотворения «Иголка, иголка».

9. Беседа по произведению и зарисовывание предметов, о которых идет речь в стихотворении.

1. О чем говорится в стихотворении «Иголка, иголка». – Какая иголка? (Острая, колкая может уколоть пальчик)
2. Что боится уколоть девочка? (Пальчик)
3. Что шьет девочка? (Сарафанчик)

10. Физкультминутка «Иголка с ниткой».

11. Хоровое заучивание стихотворения, педагог обращает внимание на схематичные рисунки.

12. Хоровое заучивание с отбиванием ритма (хлопать в ладоши).

13. Игра «Сравни картинки» (иллюстрации к стихотворению в цветном и контурном изображении).

14. Чтение стихотворения педагогом.

15. Чтение стихотворения детьми.

16. Анализ. Итог.