Литературный вечер "Сопричастный всему живому". Внеклассное мероприятие по литературе

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Оборудование:

  • портрет писателя,
  • выставка книг.

Музыка: Полонез Огинского, "Лунная соната" Л.В.Бетховена, "Эх, дороги" муз.А. Новикова, сл .Л. Ошанина

Писатель и время: Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире.

"Как жил? Что провозглашал? Что осуждал?

Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?

Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.

За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Всё ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?"

Так спрашивал самого себя Виктор Петрович Астафьев в статье "Сопричастный всему живому". И уже название этой статьи и вопросы, обращённые к себе, много говорят нам о нём, о писателе и человеке.

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ

"Память моя, память, что ты делаешь со мной?!

Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости: И воскреси- слышишь?- воскреси во мне мальчика, дай успокоиться, очиститься возле него".

Автор. "О чём же рассказывала мне музыка?.. Почему так тревожно и горько мне? Почему мне хочется заплакать, как я ещё никогда не плакал? Почему мне жалко самого себя, жалко тех вон, что спят непробудным сном на кладбище и среди них под бугорком лежит моя мать, а рядом с нею две сестрёнки, которых я даже не видел: они жили до меня, жили мало- и мать ушла к ним, оставила меня одного на этом свете, где трепещет и бьётся о стёкла нарядной траурницей чьё- то мятежное сердце:

Я тихонько приоткрыл дверь и шагнул в сторону: сел на порог и стал глядеть на руку, в которой была зажата гладкая палочка.

Автор. Сыграйте, дяденька, ещё.

Вася- поляк. Что тебе, мальчик, сыграть?

Автор. Что хотите, дяденька.

Он заиграл.

Звучит Полонез Огинского.

Вася-поляк. Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина- он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда- никогда не проходит и не гаснет тоска по родине:

Давно нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор".

Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.

СТРАНИЦА ВТОРАЯ

Детство Виктора Астафьева- труднее не придумать. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть "Перевал". А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме ,Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью:

"Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями. Победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обострённей видеть мир и чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы у своей судьбы- оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь:

Берегите матерей, люди! Берегите, они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, он пережил свою мать".

Звучит "Лунная соната" Л.В.Бетховена.

Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Ей в первую очередь посвящена книга "Последний поклон"- воспоминания о детстве и отрочестве.

Сцена из рассказа "Фотография, на которой меня нет"

Да! У него есть бабушка, да ещё какая! Астафьевская бабушка Катерина Ивановна несёт столько тепла, света внуку, что даже сам, став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

Монолог из рассказа "Последний поклон".

Побывал Виктор Петрович Астафьев и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное от сиротства.

"Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и всё мне хотелось кому- нибудь рассказать о "моём озере".В этом году преподавать русский язык и литературу нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский:Он часто заставлял нас писать сочинения на "вольные темы. В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро: Игнатий Дмитриевич признал моё сочинение лучшим и поместил в рукописный школьный журнал. Много лет спустя, я вспомнил о своём школьном сочинении и написал рассказ для ребят". "Васюткино озеро".

Чтение отрывка из рассказа "Васюткино озеро".

Трудные судьбы детдомовцев, "вольных людей", как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести В.Астафьева "Кража".

Сцена из повести В.Астафьева "Кража".

Тут любят и калечат друг друга в не по- детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая песня соседствует с блатным куплетом.

Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой, нет, для него не чужой- ребячьей болью.

Когда вы станете взрослыми и у вас будут дети, любите их. Любите! Любимые дети не бывают сиротами. В искренности этих слов не приходится сомневаться, они выстраданы бывшим детдомовцем Виктором Астафьевым.

"Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе- учился когда- то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы. Первый в жизни шрам: Сколько их ещё будет на теле и в душе?.. Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну- единственную плату- ответную любовь".

Звучит мелодия песни "Эх, дороги" муз.А. Новикова, сл .Л. Ошанина

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ

Осенью 1942 года В.Астафьев ушёл на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание- рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне, как на войне.

"Сколько раз я погибал в мучительных снах! И всё- таки воскресал и воскресал. На смену гудящему огню, дремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пёстрые поляны в цветах; шумливая берёзовая роща; тихий кедрач на Мшиной горе; вспененная потоком река:".

Чтение отрывка из повести "Царь- рыба"

" И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне".

"О войне писать трудно: Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать. И не ведать, не носить раскалённые угли в сердце, сжигающие здоровье, сон: боится моё сердце: трудно писать о войне, хотя "во мне" книга о войне, о "моей войне", идёт и идёт своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое".

Никогда война в моём сердце не заглохнет, и через десятилетия будут звучать звуки артиллерийской канонады и голоса бойцов и командиров, с которыми делили не только фронтовые харчи, но и смертельную опасность в каждом бою. Слов таких нет, а чувство, чувство огромной любви есть, и мы понимаем- именно оно заставляет писателя вновь и вновь возвращаться к тем годам, месяцам и дням. В скольких боях он участвовал, сколько смертей удалось повидать!

Память о войне диктовала писателю строки "Пастуха и пастушки", "Звездопада", "Где- то гремит война", рассказов "Ясным ли днём", "Жизнь прожить". В романе "Прокляты и убиты"(1994 год)В.Астафьев обращается к теме своих произведений прошлых лет: "Человек и война".

"Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, "неправильная", "не похожая" на войну тех, кто сражался на ней в 100 км от передовой. А она очень разнообразна. Там люди убивали людей- это страшно, это античеловечно: "Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты".

СТРАНИЦА ЧЕТВЁРТАЯ

"Нам не привыкать к потерям,- писал Сергей Залыгин,- но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу- после этого терять уже будет нечего".

Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы.

Событием в жизни нашей литературы стало произведение "Царь- рыба", отмеченное Государственной премией СССР. А мы продолжаем её истреблять.

Звучит стихотворение Н.Новикова

Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И в обратный отправившись путь,
Всё равно не вернёшься обратно,
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад невозможно.

"Переменилась моя родная Сибирь. Всё течёт, всё изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?"

Есть желание запомнить и рассказать в доверительно узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы: Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни.

Так родилась замечательная книга рассказов "Затеси". Затесь- это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом.

Затесь- мета, по которой люди в тайге искали тропы дороги.

Затесь- это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нём "сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно.."

"Затеси", собранные в книгу с таким названием , писались почти четверть века.

Чтение миниатюр "Тоска", "Какое сырое утро", "Долбят гору".

Астафьевские "Затеси" оставят добрые мечты в памяти людей, и одна из самых глубоких зарубок будет как напоминание: в отношении к людям, к природе проявляется человек, его доброта, совестливость, любовь к родине.

И был бы он счастлив тем, ч то есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть сопричастный всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле- творить добро:

СТРАНИЦА ПОСЛЕДНЯЯ

Виктор Петрович Астафьев прожил почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться трепетное сердце этого удивительного художника слова.

Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей.

Пройдут годы. Другие люди будут открывать их. И тогда по листам пробежит радостный трепет, рождённый счастьем бытия, и они заговорят голосом автора, и. может, именно так.

Чтение стихотворения Н.Заболоцкого

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потёмок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,
Дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Счастлив тот человек, который лично знал В.П.Астафьева, слышал его слово.

Сильное. Могучее. Правильное.

"Вам продолжать эту жизнь",-сказал он.

"Каждый человек неповторим на земле, и, убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы,- так же неповторимы, как и всё живое и живущее на земле".

Зажигаются свечи

Приложение.