"Привычка, характер, судьба". Окружающий мир

Разделы: Внеклассная работа


1.Эпиграф к уроку

(Дети хором читают на доске)

Котенок вырастет кошкой
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их мамы и папы
Не знают, Кем станут
Кем вырастут дети.

Учитель:

– От кого зависит, кем вырастут дети?

Дети:

– От воспитания, от них самих.

2. Учитель:

– Давайте прочитаем пословицы:

– К худой жизни не привыкнешь.

– Привычка вторая натура.

– На привычку есть отвычка.

– Привычка браниться – никуда не годится.

По привычке живется, а отвыкнешь – помрешь!

Учитель:

– Ребята как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь не уроке?

Дети:

– О привычках.

Учитель:

– Что такое привычка?

(Ответы детей)

Учитель:

– Составитель великого толкового словаря Иван Даль дал такое определение: привычка – это что усвоено, принято человеком по опыту, по частому повторению.

Сложившийся способ поведения, который приобретает характер потребности.

3. Учитель:

– Какие бывают привычки?

(Ответы детей: вредные, хорошие…)

– В природе всегда противоположности зло-добро трудно бороться…

4. Учитель:

– Вспомните, в каких сказках хорошие привычки помогали героям, изменяли их жизнь.

Дети вспоминают сказки:

– Наф-Наф – обстоятельный строил дом, доводил дело до конца.

– Дочь – падчерица (“Морозко”, “12 месяцев”, “Золушка”) труд для всех и доброта.

– Иванушка – братья. Иван привык надеяться на себя, трудиться.

– Герда “Снежная Королева” не хныкать, надеяться на себя, привыкла слушать людей, доводить дело до конца.

Учитель:

– Когда плохие привычки страшно портили жизнь героям, и их окружающим.

Дети вспоминают сказки:

– Круть и Верть – безделье (мышата)

– Шапокляк – делать гадости.

– Волк – даром получать от всех, хамство, злоба.

– Незнайка – из-за лени попадал в разные истории.

– Стрекоза (басня И. Крылова) – привычка к безделью, праздности, пустому веселью.

5. Учитель:

– Сказка ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок.

– Дома я вас просила найти в детской литературе как высмеивают вредные привычки поэты. Стихотворным языком это сделать сложнее.

Ответы детей:

1) Грязнуля “Мойдодыр” К.И. Чуковский. “Девочка чумазая” А. Барто.

а) Учитель читает стихи о грязнуле.

Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи, столько ссадин,
Мы на шее лук посадим,
Репу на ладошках,
На щеках картошку,
На носу морковь взойдет –
Будет целый огород!

б) Учитель загадывает загадки:

Гладко, душисто
Моет чисто.
Нужно, чтобы
У каждого было.

(Мыло)

Костяная стенка,
На брюшке щетинка
По частоколу прыгал,
Всю грязь повыгнал.

(Зубная щетка)

Зубаст, а не кусается,
Как он называется?

(Гребешок)

2) Неряха “Федорино горе” К.И. Чуковский.

Учитель:

– Я тоже нашла про неряху, вспомним В. Маяковского:

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему
Федю Баратова
И Федя увидел неряху лохматого.

(Зеркало)

  1. Каприза “Рева” А. Барто.
  2. Грубость “Любочка” А. Барто.
  3. Безделье “Про Петю” С. Михалков.
  4. Не верить “Про Фому” С. Михалков.
  5. Модничать “Модница” А. Барто.
  6. Притворство “Инфлюэнца-лодырит” С.Я. Маршак.

Учитель: Привычка не спешить, все делать медленно и нигде не поспевать.

Девочка – копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась,
Утром завтракать пошла,
Только к вечеру пришла!

Учитель:

– Ребята, давайте споем песню, где мальчик тоже не торопился.

Песня “С понедельника возьмусь” (В. Шаинский – Ю. Энтин)

6.

Учитель:

– Ребята, а разве поэты о хороших привычках не писали?

Дети вспоминают:

В. Маяковский “что такое хорошо и что такое плохо?”

Если мальчик любит мыло
И зубной порошок ...

(Дети продолжают)

Этот чистит валенки,
Моет сам галоши…

(Дети продолжают)

Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик...

(Дети продолжают)

Этот хоть и сам с вершок
Спорит с грозной птицей…

(Дети продолжают)

Этот вот кричит
– Не трожь! Тех, кто меньше ростом…

(Дети продолжают)

Помни это каждый сын,
Знай любой ребенок…

(Дети продолжают)

7.

Учитель:

– Вернемся к началу урока. (к эпиграфу)

(Дети читают хором)

И даже их мамы и папы
Не знают, Кем станут
Кем вырастут дети?

Учитель:

– Сейчас у вас сигнальные кружки.

  • Больше вредных привычек – красный кружок.
  • Хороших и плохих привычек поровну – желтый кружок.
  • Больше хороших привычек – зеленый кружок.

– Ребята, сами для себя какой бы вы выбрали кружок? Решать и выбирать вам…

8.

Учитель:

-Я хочу рассказать вам притчу:

Очень давно жили два мудреца. Слава о них шла по всему миру. Но один мудрец очень завидовал другому. Он решил придумать такой вопрос, чтобы все жители усомнились в мудрости второго мудреца. Возьму бабочку в ладони, решил мудрец и скажу: “О великий мудрец, в моих руках бабочка. Скажи, живая она или мертвая?”

Если Мудрец ответит, что живая, я сожму ладони и раздавлю бабочку, а если скажет, что мертвая – выпущу её из рук, и все увидят какой он “Мудрец”.

Люди собрались на площади, и Мудрец задал свой вопрос другому Мудрецу:

– О великий мудрец, в моих руках бабочка. Скажи, живая она или мертвая?

Мудрец помолчал, а затем коротко произнес:

– Все в твоих руках!…

Когда учитель рассказывает притчу, он держит в ладонях бабочку, затем раскрывает ладони, бабочку на магните сажает на доску. На доске рисунки – цветные иллюстрации героев литературных произведений. На левой стороне – плохие привычки. На правой стороне – хорошие. Посередине – бабочка.

Учитель делает вывод:

– Каждый в жизни выбирает свой путь.
Посеешь привычку, пожнешь – характер.
Посеешь характер, пожнешь – судьбу.

Ребята, все в ваших руках!