Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача «Формирования качеств личности, её направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенциалов в интересах решения глобальных проблем человечества.» Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться в 21 веке теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим в настоящее время и у нас, и за рубежом наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания.

Хорошо известно, сколь огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. Иностранный язык как действенный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средства общения обладает и определёнными возможностями в плане экологического воспитания. Человек понял, что недостаточно беречь и сохранять только тот участок земли, на котором он живёт. Планета – наш общий дом, и для предотвращения экологической катастрофы и решения общечеловеческих проблем требуется консолидация сил всего человечества в рамках движения за мировую охрану окружающей среды, сотрудничества по выработке экологически чистых технологий. И в этих условиях роль школы в решении этих проблем и каждого отдельного предмета, в том числе и иностранного языка, возрастает.

Анализ УМК для средней школы по иностранному языку показывает, что его содержание в определённой мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом. Следует отметить, что уровень разработки экологической проблематики зависит от этапа обучения: если на начальном этапе это отдельные её элементы, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.

На начальном этапе мы знакомим учащихся с соответствующей лексикой, т.е. начинает формироваться базовый словарь (названия времён года, животных, явлений природы и т.д.) Уже с первых лет изучения иностранного языка мы ставим задачу прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным.

Лексический материал по экологической проблематике увеличивается из года в год. Этот словарь помогает обсуждать более сложные ситуации. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.

Материал учебников об общественно-полезном труде школьников способствует не только выработке навыков наблюдения за природой, но и умений разумной деятельности по её преобразованию, по уходу за животными. Информация страноведческого характера способствует развитию у учащихся любви к родному краю, к Родине, а так же любознательности, интереса к стране изучаемого языка, воспитанию патриотизма и интернационализма.

Известно, что эффективность экологического образования и воспитания через любой предмет, и иностранный язык в том числе, находится в прямой зависимости от учебной деятельности учащихся не только на обязательных занятиях, но и в различных видах внеурочной деятельности: кружках, факультативах, клубах. Всё это позволяет учащимся повысить уровень практического владения иностранным языком, развивать навыки работы над языком, более полно реализовать функции иностранного языка как средства общения, т.к. актуальность экологической проблематики всё увеличивается, и не учитывать это сегодня просто нельзя. Опираясь на идею интегрирования предметов, можно создать интегрированный курс «Экология + иностранный язык» и использовать его в условиях сельских школ на факультативных занятиях, а элементы этого курса непосредственно на уроках.

Как показывает практика, интерес к иностранному языку снижается у учащихся с годами обучения из-за отсутствия мотивации. Одной из причин потери интереса к данному предмету является отсутствие естественной потребности и реальной возможности его применения. Интегрированный курс «Экология +иностранный язык» мог бы в определённой степени решить эту проблему посредством установления контактов со школьниками – членами организаций по охране окружающей среды в различных регионах страны и на международной арене. Известно, что движение за охрану окружающей среды приобретает в мире широкий размах, и не последнюю роль в нём играют дети. С помощью иностранного языка можно было бы наладить их общение, обмен опытом.

Рассматривая экологические проблемы, на первый план выдвигается углубление языковой базы за счёт более широкого использования бесед экологической проблематики о мире, в котором мы живём, о необходимости сохранения природы и бережного отношения к ней. В русле данной проблематики общение могло бы строиться на реальной заинтересованности в деле так как ребятам всегда интересно говорить именно о своих делах, о том, что им близко, что их волнует. Они могли бы рассказать о своих домашних животных, или о животных, которых они хотели бы иметь, о любимых растениях, о цветах, фруктах и овощах, которые они выращивают дома. Всё это позволило бы ребятам сформировать личностное отношение к знаниям и окружающей действительности.

Как показывает опыт работы, такие задания предполагают более высокий уровень развития речевой деятельности за счёт расширения устной речевой практики и чтения, за счёт совершенствования навыков письма (посредством переписки с юными экологами разных стран), за счёт выхода в практическую деятельность международных природоохранных акций, и через интернет.

Успехи канадской организации «Гринпис» способствовали созданию аналогичных организаций и филиалов во многих странах. Важно, чтобы учащиеся знали о состоянии дел в этой области, о существующих международных движениях, о работе по охране окружающей среды в их регионе. Такую информацию ребята могут черпать из радио и телепередач, из газет и журналов не только на родном, но и на английском языке. С помощью журналов ребята могут начать переписку с единомышленниками, обменяться опытом работы, поделиться мыслями и идеями по проблемам экологии.

Изучение экологических проблем на уроках иностранного языка позволяет связать деятельность на языке с другими видами деятельности: учебно-трудовой, игровой, познавательной и др. в ходе экскурсий, экспедиций, индивидуальных и групповых наблюдений, создания творческих проектов. Ведение дневников, оформление альбомов, фотовыставок, выполнение рисунков, работа на пришкольном участке – всё это может служить предметом обсуждения на уроках иностранного языка. Такого рода творческие коллективные дела соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей. Здесь очевиден выход за рамки традиционных уроков, более разнообразны формы их организации: урок-беседа, урок-диспут, ролевая игра, защита творческих проектов. Всё это значительно стимулирует деятельность учащихся на иностранном языке.

Хотелось бы отметить, что при изучении экологических проблем на уроках иностранного языка особое значение приобретает приоритет воспитательной цели, а именно – воспитание экологической культуры школьников, которую мы рассматриваем как динамическое единство экологических знаний, положительного отношения к этим знаниям и реальной деятельности человека в окружающей среде.

Подготовка поколения высокой экологической культуры – насущнейшая потребность общества, поэтому разработка тем и отдельных уроков по экологии на иностранном языке позволяет внести вклад в решение этой проблемы, даёт возможность для реального применения языка в общении с единомышленниками, как в своей стране, так и за рубежом.

Чтобы наглядно проиллюстрировать возможность решения проблемы экологического воспитания школьников, предлагаю сценарий внеклассного мероприятия.

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-го класса  «Открываем экологический музей»

Задачи:

  • Тренировать речевые компетенции учащихся: аудирование, говорение, чтение, письмо.
  • Активизировать в речи учащихся лексико-грамматический материал по теме «Экология».
  • Развивать у учащихся внимание, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать творческие навыки учащихся.
  • Повышать интерес к предмету «Иностранный язык».
  • Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине.

Оборудование: лексические карточки, диск с фильмом “To Live Or Not To Live”,  компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска «SMART», экологические плакаты, эмблемы экологических организаций, карточки с заданиями, таблицы, графики, рисунки, фотографии, аудиокассета с записью звуков леса.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит красивая музыка. Учитель показывает фотографии с красивыми пейзажами.

Dear pupils, look at these photos. Do you like these places? Are there many such places on our planet? Why? Do you agree that ecology is a very important problem nowadays? You are right. That is why we speak so much about it at our lessons. We have gathered much information and interesting material and today we have a holiday – we open our Ecological Museum. Let’s come into its halls and look at the exhibits.

Учащиеся читают названия залов.

  1. Ecology Hall.
  2. Hall of Ecological Organizations.
  3. Ecological Art Gallery.
  4. Ecology of Novobataisk.
  5. Children’s Hall.
  6. Video Hall.

Here we are in the first hall – Ecology Hall. It is devoted to ecological science. Our guides will tell you about it.

Учащиеся выступают с рассказами об экологии и экологических проблемах. Они демонстрируют графики, таблицы с помощью интерактивной доски.

Now answer my questions:

– Do you like this hall?
– What is “Ecology”?
– What are the main ecological problems?
– What do scientists do to solve these problems?

Our next hall is devoted to ecological organizations. Listen to our guides.

Учащиеся выступают с сообщениями об экологических организациях разных стран. Демонстрируются компьютерные презентации.

– What ecological organizations do you know now?
– What tasks do they solve?
– Is there an ecological organization in Novobataisk?
– Do you want to make such organization in our village?
– What name can we give to it?
– Can you invent an emblem of it?
– What will be the program?

And now, look, we are in Ecological Art Gallery. Here you can see many nice pictures and posters devoted to main problems of our planet. Our guides will show you the exhibits of this hall. Listen to them.

Учащиеся проводят экскурсию по галерее. Демонстрируются рисунки учащихся и прослушиваются комментарии к ним. Затем отвечают на вопросы.

– What poster did you like best of all?
– Which is the most beautiful picture?
– What problems are most posters devoted to?
– Do you like our gallery?

And now we shall visit the hall devoted to our village. But first tell me please, do we have any ecological problems in Novobataisk? What are they?

Учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают проблемы.

How do we solve our problems? When we discussed ecological situation in Novobataisk you wrote articles in newspaper, in these articles you told what must be done to improve the situation in our village. Let’s read some of these articles.

Учащиеся читают и переводят тексты.

We live in a rather nice from the point of view of ecology region. But it doesn’t mean that we shall stay aside from global problems. For example, there is a sharp problem of economy of water and energy. At our lessons you made “Economy contracts”. And now you will read the contracts, which were made by the pupils of the 7-th form “B”.

Учащиеся читают и обсуждают тексты.

And now we are in the Children’s Hall. What is it? You know, many museums in Great Britain and in the USA offer children “Working Papers” while they visit them. On these papers there are some interesting tasks, devoted to these museums. Pupils of your form have prepared such papers and they suggest you to fill them.

Учащиеся заполняют рабочие листы с различными заданиями. (Можно использовать задания на бумаге и в электронном виде)

And now let’s visit the last hall of our museum – Video Hall. Today we shall watch a nice film “To Live or Not to Live”.

Учащиеся просматривают и обсуждают фильм.

Well, our excursion is over, I think that we have created a nice, useful and important museum.
And what do you think about it? Tell me please about your impressions. What was interesting for you, what did you like most of all?
I would like to finish our meeting with a very nice Russian poem.

Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар,
Солнце в жарких лучах, наклоняясь, как гончар,
Варит влажную глину, с любовью лепя,
Округляя, лаская, рождая тебя.
Керамической печью космических бурь
Обжигает бока и наводит глазурь.
Наливает в тебя голубые моря,
И где надо – закат, и где надо – заря.
И когда ты отделан и весь обожжён,
Солнце чудо своё омывает дождём.
И отходит на воздух и за облака,
Посмотреть на творение издалека.
Ни отнять, ни прибавить, такая краса!
До чего ж этот мир гончару удался!
Он, руками лучей сквозь туманы светя,
Дарит нам своё чудо: Бери, мол, дитя!
Дорожи, не разбей, на гончарном кругу
Я удачи такой повторить не смогу!