Классный час "Край любимый! Моя Родина, мой мир"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

  • формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;
  • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
  • развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;
  • воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему,
  • стремление быть соучастниками и созидателями будущего.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
/С.Есенин/

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
/С.Синицын/

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь.
Где тайга стоит стеной,
Снег лежит сплошной волной.
Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!

Тема урока (на доске):

Кр_й л_б_м_й!
М_я Р_д_н_,
м_й м_р!

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

– Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

– Подберите однокоренные слова к слову родина. (Род, родня, родственник, родители, родословная, народ и т.д.)

– Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

– Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Показать на карте нашу страну).

– А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.)

– Назовите главный город нашей страны.

– Как вы думаете, это красивый город? Почему вы так думаете?

– Кто из вас был в Москве? А хотите совершить экскурсию по столице нашей Родины прямо сейчас?

Просмотр презентации “Я шагаю по Москве” (Приложение 2)

Давайте послушаем стихи поэтов о Родине.
Дети читают стихи.

В поле звон раздается лазоревый,
Льется с птичьими трелями в лад.
Почему—то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.

Я.Козловский

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березки, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины!
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо
Что же к ним все тянет так неодолимо?

А. Плещеев

Топи да болота, синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивается лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится гомон косарей.
По лугу со скрипом тянется обоз –
Суховатой липой пахнет от колес.
Слушают ракиты посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

С. Есенин

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь.
Где тайга стоит стеной,
Снег лежит сплошной волной.
Гряды гор и рек прозрачных,
А в лесу зверья полно,
Соболь, белка и куница,
И лисица и олень.
Летом белые ромашки,
Распустили свои шляпки.
Солнце яркое над ними
Освещает лес густой.
Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!

Дети по желанию читают другие стихи о Родине.

Работа с пословицами

Наш народ сложил немало различных пословиц, в том числе и о родине. Расшифруйте пословицы. /Приложение 1/

  1.  
  2. НWQАJLV

    ЧSSУWQWЖGОЙRW

    СJNVТОWQRYРRОWWQНSУШКZVNWQЕ

    РWRQАSDRYДWQS

    РZWQОDSДRYUНОWWQUЙSWW

    ВWWQОFGGРОJIUYНRWУШQQWКSZJЕJGF.

  3.  
  4. ГWWQJДRYLJVVЕ WWZS

    РGFОDFДSSQИJLЛZZСVVSQЯWRY –

    ТWWRYАVVZSQМJGFD

    ИWWQRJZSD

    СZZWRГQWRОSSRYДQQWИWWQZЛQWСЯ.

  5.  

БJGFЕWWRYQUЗ WW

КQSDОWWRРSSZVНWWQRЯQSZV

WWИVVS

ТGDJРGWWQRАSZNВDFGА

НRWЕ GFРSWАQСWSТDDFGЁТZSWQ.

ОТВЕТЫ:

  1. На чужой сторонушке рад родной воронушке.
  2. Где родился – там и пригодился.
  3. Без корня и трава не растёт.

Объясните смысл пословиц.

– А есть еще одна пословица “Всяк кулик свое болото хвалит”. Как вы думаете, а почему я ее вспомнила? Подходит ли она к нашему уроку?

– Кулик хвалит болото, потому что он там живет, есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня будем хвалить мир, в котором мы живем. А мы живем в Сибири, в Иркутской области, Братском районе, а село Ключи-Булак – это наша малая родина.

Наша малая родина – село Ключи-Булак. Строили его русские и бурятские переселенцы, отсюда и название русско-бурятское. Это они выбрали для села красивое место на чистых прозрачных ключах. Со всех сторон село окружено лесом. И это лесное окружение постоянно обновляет свои лиственные наряды в зависимости от сезона: переходя с изумрудно-зеленого цвета на золотисто-багряный. А как приятно, накупавшись жарким днем в прохладной воде, лежать на песке и любоваться бегущими по небу причудливыми облаками.

Выставка рисунков “Моя Родина”

Рассматривание рисунков, которые нарисовали дети, готовясь к уроку.

Землю обмотали,
Тоненькие нити.
Нити параллелей
И множества дорог.
Где-то на планете,
В глубине Сибири,
Есть Ключи-Булак— этот милый
Всем нам уголок.

– В нашем селе нет таких красивых зданий, какие есть в Москве. Но в нашем “маленьком уголке” очень красивая природа.

Просмотр презентации “Чудный край Ключи-Булакский…” (Приложение 3)

– Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Послушаем отрывки из ваших сочинений

– За что же мы любим свою малую родину?

“Я обожаю нашу природу. Особенно летом. В это время года здесь много разных цветов. Они радуют глаза своей красотой”.

“Люди в Сибири добрые и ласковые. Летом в Сибири можно купаться”.

“Здесь у нас хозяйство и дом, в котором я живу, и в котором мне нравится”.

“Мне нравится жить в Ключи-Булаке, здесь живут мои друзья и вся моя родня”.

“Летом я хожу на море, там я загораю, жгу костер, купаюсь”.

“Здесь мне нравится свежий воздух и тишина”.

“Ездим на покос. Папа работает, а мы грибочки собираем, по лесу гуляем. Вот что мне нравится!”

“Интересно собирать ягоды в лесу. Вот соберешь ягоду, а зимой поешь”.

“Хорошо летом провожать корову в стадо, а потом встречать. Садить картошку хорошо; садишь в огороде да улыбаешься. Хорошо гонять на велике. Просто классно!”

“Можно ходить по ягоды, купаться в море, играть в хоккей, кататься на лыжах и на санках, играть в песок на берегу, кататься на лодке, ходить в магазины, пить холодную воду из ключа, собирать грибы, ходить на рыбалку и ловить рыбу, качаться на качелях и карусели”.

“Здесь есть места, где можно отдохнуть на природе, подышать свежим воздухом, можно увидеть очень много зверей: и больших, и маленьких”.

“Мне охота, чтобы не засоряли море и пляж, не поджигали лес. Нужно беречь природу, чтобы было где отдохнуть, собирать ягоды, грибы, подышать чистым свежим воздухом, позагорать”.

“Летом я люблю на море строить замки из песка”.

“Я люблю Ключи-Булак, потому что я здесь родилась, и потому что здесь очень красивая природа”.

“Мне нравится собирать в лесу грибы и ягоды, ездить с отцом за шишкой, отдыхать на природе”.

“Мне без ума нравится купаться в море. Даже летом она такая прохладная, освежающая”.

“Наш лес богат травой, ягодами, грибами и шишкой. Летом я всегда бываю с дядей, мамой и бабушкой на покосе. Там всегда очень тихо, и даже иногда можно очень близко увидеть белку”.

“Я люблю свой Ключи-Булак, потому что в лесу очень много вкусных грибов и ягод и здесь очень красивая природа. А вода в море такая чистая, прозрачная и холодная”.

Вопрос для обсуждения:

– Что бы вы хотели изменить в жизни нашего села? Как это можно сделать?

Задаю проблемный вопрос:

– Всегда ли люди бережно относятся к матушке – природе? Приведите примеры.
– Что можем сделать мы, дети, чтобы сохранить природу нашего села красивой, чистой и чудесной?

Выставка книг писателей и поэтов-сибиряков

Краткий обзор книг Михасенко, В.Распутина, Машкина, В.Корнилова и др. Обратить внимание на детский журнал “Сибирячок”, в котором печатаются произведения сибирских писателей и поэтов.

Подведение итогов урока

Я предлагаю закончить наш урок хорошей детской песней о нашей родине, о своем крае. Дети поют песню “Как хорош, край, в котором ты живешь”

Мы играем возле дома
И зимой, и летом
Все давным-давно знакомы
В дружном доме этом.
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живешь.
Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней.
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней.
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живешь.
Октябрятским дружным хором
Песенка поется.
Край, который с детства дорог
Родиной зовется.
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живешь.
Наша Родина большая
Солнышком согрета.
Нет на свете лучше края,
Чем страна Советов.
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живешь.

Домашнее задание

Сбор материала о родном селе.

– Почему село так называется?
– Когда оно образовалось?
– Кто были первые жители деревни?
– Чем занимались мужчины, женщины?
– Когда открылась первая школа?
– Была ли в деревне церковь? и т.д.

Спасибо всем, кто принял участие в нашей работе.

Приложение 4 (звуковое сопровождение)

Приложение 5 (звуковое сопровождение)

За презентациями (приложения 2 и 3) обращайтесь, пожалуйста к автору. Они не вошли в публикацию из-за большого объема