Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков «Вместе мы сильнее»

Разделы: Социальная педагогика


При разработке данного плана действий следует иметь в виду следующие группы населения:

  • школа (учащиеся и преподаватели);
  • семья (родители и дети);
  • место жительства (поселковая администрация, правоохранительные органы, районное здравоохранение);
  • рекреационная среда (рестораны, дискотеки)

Целевые группы:

Возрастная категория Микросреда Целевая подгруппа
Учащиеся начального звена (1-4 классы) Школа, семья, учреждения дополнительного образования Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций
Учащиеся среднего звена (5-8 классы) Школа, семья, учреждения дополнительного образования Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций
Учащиеся старшего звена (9-11 классы) Школа, семья, учреждения дополнительного образования, молодёжные объединения Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций, сверстники и друзья

Целью является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  2. поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  3. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  4. в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить специфику наркомании как особого социальнопсихологического феномена;
  2. Выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
  3. Обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
  4. Разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;
  5. Определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Принципы программы:

  • Комплексность или согласованное взаимодействие
  • органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
  • специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми ( педагоги, школьные психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
  • органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).

Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

  • возраста детей;
  • степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

М н о г о а с п е к т н ость: сочетание различных направлений профилактической работы:

  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Преемственность: Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

  • согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
  • анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных рганизаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:

1) Работа с детьми:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми “группы риска”;
  • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим составом:

  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
  • работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.

4)Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Актуальность данной программы:

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие  для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и   дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ? населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является  передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная  проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы мною разработана целевая программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни на 2007-2010 гг. Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. Если сформулировать основную идею программы, то она может выглядеть следующим образом: “СДЕЛАТЬ ШКОЛУ ТЕРРИТОРИЕЙ СВОБОДНОЙ ОТ ПАВ”. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

При этом цель программы – уменьшение количества новых вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.

Условия реализации программы – этапы:

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь – октябрь.

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

  1. Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
  2. Выделить факторы, влияющие па формирование позитивно го отношения к употреблению наркотиков.
  3. Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
  4. Выявление детей “группы риска”.

Методы:

  1. Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом.
  2. Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: ноябрь 2007 г. – март 2008 г.

Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
  2. Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
  3. Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  4. Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
  5. Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

  1. Информационный;
  2. Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
  3. Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

  • лекция;
  • беседа;
  • семинар;
  • конференция;
  • мини-спектакль;
  • психотерапевтические занятия;
  • тренинг;
  • ролевая и деловая игра;
  • мозговой штурм;
  • круглый стол;
  • дискуссия;
  • конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
  • социологический опрос;
  • показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Значение этапа:

развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; 4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап - заключительный.

Время проведения: апрель – май 2008 г.

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

  1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
  2. Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании.
  3. Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании

Методы:

  1. Анализ отчетной документации.
  2. Опрос, беседа.
  3. Анонимное анкетирование.

Значение этапа:

  • позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
  • сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
  • на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
  • выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия

  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
  2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
  3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)

Ожидаемые конечные результаты программы:

  1. Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
  2. Уменьшение числа учащихся "группы риска".
  3. Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.

Техническое оснащение программы:

  1. Проектор и экран;
  2. DVD, телевизор;
  3. Музыкальный центр;
  4. Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
  5. Цифровой фотоаппарат;
  6. Расходные материалы.

 План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.

Наименование мероприятия Время проведения Класс Ответственные
1. Организация и проведение профилактических бесед совместно с сотрудниками РОВД В течение учебного года 1-11 Социальные педагоги
2. Рейды по борьбе с курением В течение учебного года 1-11 Социальные педагоги
3. Посещение учащихся на дому В течение учебного года 1-11 Классные руководители, социальные педагоги
4. Классный час “Человек. Личность. Гражданин” Декабрь 7-11 Классные руководители, социальные педагоги
5. Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч” В течение учебного года 1-11 Классные руководители, социальные педагоги
6. Месячник по профилактике правонарушений Декабрь 1-11 Классные руководители, социальные педагоги
7. Дни инспектора В течение учебного года 1-11 РОВД, социальные педагоги
8. Анкетирование детей “Группы риска” Январь 5-9 Социальные педагоги
9. Операция “Неблагополучная семья” Февраль 1-11 Социальные педагоги
10. Участие в профилактической акции “Безнадзорник” Апрель 1-11 Социальные педагоги
11. Профилактическая операция “Неформал” В течение учебного года 1-11 Социальные педагоги, сотрудники РОВД
12. Семинар для социальных педагогов и классных руководителей по теме: “Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия” декабрь 5-11 Баранова Н.Ю., социальные педагоги
13. Обновление картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих различных формах учёта В течение учебного года 1-11 Баранова Н.Ю.,

социальные педагоги

14 Знакомство учащихся с правилами поведения в школе Сентябрь 1, 5 Классные руководители
15. Дни инспектора ПДН 1 раз в месяц 1-11 Баранова Н.Ю.
  Профилактическая работа по борьбе с наркоманией и табакокурением
16. Классный час на тему: “Опасные удовольствия” Сентябрь 5-10 Классные

руководители

17. “Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь”- профилактическая беседа Октябрь 7-8 Хлебникова А.В.
18. Ток-шоу “Давайте задумаемся” по проблеме алкоголизма Октябрь 9-11 Социальные педагоги Алексеева И.Н.
19. Профилактическая неделя по борьбе с наркоманией Ноябрь 5-11 Хлебникова А.В.

Баранова Н.Ю.

20. Лекция на тему: “Причина одна, последствий - множество” Декабрь 9-10 Алексеева И.Н.

 

 

21. Театрализованная игра “Суд над наркоманией” Январь 8-9 Алексеева И.Н.
22. Выпуск школьной информационной газеты “Молодёжка” на тему: “Нет наркотикам!” Февраль 9-11 Алексеева И.Н.
23. Проведение классных часов на тему: “Что такое алкоголь?” Март 6-9 Классные

Руководители

24. Организация и проведение рейдов в течение учебного года 5-11 Алексеева И.Н.

Хлебникова А.В.

25. Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением Октябрь 5-8 Протодьяконова А.Н., учитель рисования
26. Организация и проведение тренинговых упражнений Ноябрь 5-9 Хлебникова А.В.

Алексеева И.Н.

27. Проведение профилактических классных часов В течение года 5-9 Классные руководители

 

28. Цикл бесед

“Курить – здоровью вредить!”

Декабрь 5-10 Хлебникова А.В.

Алексеева И.Н.

Социальный педагог

29. Школьная научно-практическая конференция “Влияние табака на здоровье человека” Январь 9-10 Алексеева И.Н.

Баранова Н.Ю.

30. “Что? Где? Когда?”

тема: Безвредных сигарет не бывает

Февраль 10-11 Алексеева И.Н.

Баранова Н.Ю.

Социальные

Педагоги

31. “Что? Где? Когда?”

тема: Безвредных сигарет не бывает

Февраль 10-11 Алексеева И.Н.

Баранова Н.Ю.

Социальные

педагоги

32. “Научись себя беречь” -дискуссионная беседа Март 9 Социальные педагоги
33. Акция:

“21 век – век без наркотиков”

Март 5-11 Классные руководители, социальные педагоги, Алексеева И.Н.
34. Анкетирование “Вредные привычки” Апрель 5-6 Хлебникова А.В.
35. Театрализованная игра “Суд над сигаретой” Апрель 7-8 Хлебникова А.В.

Алексеева И.Н.

36. КВН “Вредные привычки” Май 7 Хлебникова А.В.
37. Час коммуникативного общения “Как сказать наркотикам “нет!” Ноябрь 8-10 Социальные педагоги, Алексеева И.Н.
38. Круглый стол “не сломай судьбу свою” Ноябрь 7-9 Хейлик И.Р.
39. Внеклассное мероприятие “Вместе мы сильнее” Декабрь 8-10 Алексеева И.Н.
40. Кинолекторий для учащихся по теме: “Профилактика алкоголизма” Ноябрь 7 Волков П.Е.
41. Кинолекторий “Всего одна рюмка” Декабрь 5-6 Хейлик И.Р.
42. Час размышлений “Влияние наркомании и токсикомании на организм” Январь 9-11 Волков П.Е.
43. Экскурсии в РОВД Ноябрь 6-8 Хейлик И.Р.