Конспект урока изобразительного искусства по теме "Труд и его образ в народной культуре" в 4-м классе по программе Б.М. Неменского с применением ИКТ

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Класс Тема Вид изобразительной деятельности
1 класс Мастер Изображения учит видеть
Узоры на крыльях
Работа с акварелью и гуашью, изображение сказочного леса
Монотипия;украшение  бабочки; гуашь
2 класс Осенний лес. Выразительные возможности графических материалов
Графика зимнего леса. Выразительные возможности графических материалов
Рисование мелками, пастелью
Рисование простым карандашом, тушью, углем
3 класс Мамин платок
В музее народной игрушки
Иллюстрация твоей книжки
Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки
Декор русской избы. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества
Декоративное рисование
Лепка, декоративное рисование
Тематическое рисование
Конструирование книжки-раскладушки (коллективная работа)
Конструирование
4 класс Гармония жилья с природой
Образ красоты человека. Русская красавица
Образ русского человека (мужской образ)
Труд и его образ в народной культуре
Конструирование
Тематическое рисование
Тематическое рисование
Тематическое рисование

Конспект урока изобразительного искусства по теме «Труд и его образ в народной культуре» в 4 классе по программе Б. М. Неменского с применением ИКТ

Тема: Труд и его образ в народной культуре.

Вид занятия: тематическое рисование.

Цель: познакомить с красотой изображения русских художников людей труда и  орудиями крестьян в Древней Руси.

Задачи:

  • Активизировать восприятие художественного произведения с помощью ИКТ;
  • Активизировать словарь учащихся, корректировать недостатки произношения;
  • Учить понимать содержание, главную идею живописного произведения;
  • Совершенствовать навыки изображения человека в движении;
  • Развивать эмоционально-волевую сферу детей;
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать культуру ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • Воспитывать трудолюбие;
  • Воспитывать интерес к народной культуре своего народа.

Оборудование:

  • для учителя: компьютер, проектор, экран,  компьютерная презентация по теме урока, методические таблицы: «Последовательность рисования фигуры человека» и «Наброски фигуры человека», бумажные куклы-схемы, «живая модель»(ученики), доска, мел;
  • для учащихся: бумага, карандаш,  резинка, точилка, кисти, гуашь, стакан-непроливайка с водой, салфетка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа  с показом презентации в программе PowerPoint  по теме урока (Приложение 1)

Слайд

Слова  учителя

1. Сообщение темы и цели урока.
Труд и его образ в народной культуре
Тема труда нашла широкое отображение в изобразительном искусстве. Образ мужчины неотделим от труда. Богатыри, если не было необходимости защищать родной край, обрабатывали землю, собирали урожай. Женщины-крестьянки тоже трудились порой наравне с мужчинами.
Сегодня мы увидим, какое глубокое уважение к простому человеку, его труду испытывали художники; как передавали гармонию между человеком и окружающим миром.
2.         Алексей Гаврилович Венецианов.
Автопортрет
Посмотрите на автопортрет русского живописца Алексея  Гавриловича Венецианова, известного сельскими жанрами.
3.         Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна». 1820-е годы Рассмотрите картину Алексея  Гавриловича Венецианова. «На пашне. Весна».
На фоне светлого неба мы видим крошечные фигурки женщин с лошадьми. Центральный персонаж ? крестьянка, как бы приподнят над уровнем повседневной жизни. Женщина идёт по вспаханному полю, по поступь её легка, руки едва касаются уздечек. Прекрасное лицо, праздничный наряд, высокий рост. По мысли художника, она олицетворяет собой и красоту сельского труда, и  поэтическую красоту мира. Уходящие за горизонт поля, свежая весенняя зелень, высокое небо, тоненькие деревца. В правом нижнем углу ? ребёнок. Это  женщина ? мать, это женщина-труженица.
4.         Аркадий Александрович Пластов.
Автопортрет
Посмотрите на автопортрет Аркадия Александровича  Пластова. Это народный художник СССР. Подлинный  художник русской природы.
5.         Аркадий Александрович Пластов. «Сенокос». 1945 г. Рассмотрите картину Аркадия Александровича Пластова. «Сенокос».
Каким настроением проникнуто это полотно?
Какими выразительными средствами это достигается?
Аркадий Александрович Пластов умел выразить лето во всей красе. Буйное цветение трав, красавицы-берёзы, свежая, яркая зелень, синие дали. «Любитель трав я, кроме цветущих трав ничего прекраснее в мире нет».
Сын крестьянина-иконописца, он черпал темы и сюжеты для своих картин в близкой ему жизни деревни. Он подолгу жил и работал в родном селе, собирая этюдный материал.
Настроение картины «Сенокос» бодрое и жизнерадостное. «Я, когда писал эту картину, всё думал: ну теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся   ? смерть кончилась, началась жизнь. Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост  человека. А ко всему косец пошёл иной: наряду с двужильными мужиками-стариками  вставали в ряд подростки, девчата, бабы. Ничего не поделаешь ? война. Но несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы берёзы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов ? всего этого было в переизбытке».
6. Борис Михайлович Кустодиев.
«Автопортрет на охоте»
Посмотрите на автопортрет Бориса Михайловича Кустодиева, советского живописца, графика и театрального художника.
7.         Борис Михайлович Кустодиев. «Сенокос». 1917 г. – Рассмотрите картину Бориса Михайловича Кустодиева «Сенокос».
– Что на ней изображено?
– Какое общее настроение картины?
– Какие орудия труда крестьян вы можете назвать? (плуг, серп, коса, вилы)
8. Иллюстрация 
А. Парамонова к стихотворению Алексея Васильевича  Кольцова «Косарь».
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю чёрному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришёл:
Я пришёл сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной
Вдоль и поперек
С ней хотелося...

Раззудись,  плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная;
Поклонись, цветы,
Головой  земле!

9.         Подведение итогов.
(Смена трёх слайдов по щелчку)
–    С какими картинами познакомились сегодня?
1.   А. Г. Венецианова. «На пашне. Весна».
2.   А. А. Пластова. «Сенокос».
3.   Б. М. Кустодиева. «Сенокос».
–    Какая картина вам понравилась больше? Почему?

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика

Элементы движений разных процессов труда.

III. Педагогический рисунок

  • На доске схематично показываю динамику движений фигуры человека.
  • Для подкрепления наглядности можно попросить ученика принять похожую позу.
  • Из частей бумажной куклы легко составить человека в разных позах. (Приложение 2)

 Задание: изобразите какой-либо из процессов труда: пахоту, сенокос, уборку урожая

– Ваша работа должна изображать радость и красоту труда.

IV. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя

V. Итоги урока

  • Анализ работ.
  • Выставка лучших работ (Приложение 3)
  • Уборка рабочих мест.

VII. Домашнее задание: найти  литературу о народных русских  праздниках.

Литература:

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству.1– 4 кл ./М. А. Абрамова.–  М.: ВЛАДОС, 2004.–  122 с.: ил.–  (Библиотека учителя начальной школы).
  2. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А.Неменской (под редакцией Неменского Б. М.).Сост./В. В. Асеева. –  Волгоград: Корифей, 2007.–  128 с.
  3. Кольцов А.В. Песня пахаря. Стихи. Рис. А. Парамонова. М.: Дет. Лит., 1976.–  47 с., ил.–  (Школьная б-ка).
  4. Неменская Л.А. Каждый народ ? художник. 4 класс: Учебник. М: Просвещение, 2000.

Интернет-ресурсы: