Система работы с детьми с задержкой психического развития и общего недоразвития речи с использованием логико-математических игр на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Разделы: Работа с дошкольниками


Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается. Совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной для детей форме.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Реализовать поставленные перед педагогом задачи развивающего обучения можно с помощью оригинальной системы игровых упражнений, основанных на применении универсального дидактического материала – палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша, игр Воскобовича и игр с применением ковролина.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Работая с палочками Кюизенера, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше.

Рассмотрим основные этапы работы с палочками Кюизенера.

Первый этап

Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения. На этом этапе можно проводить следующие игры.

Заборчик - дети строят одноцветные заборы. Укладывая полоски одного цвета, дети для себя замечают, что все одноцветные полоски одинаковы по длине (по высоте).

Жмурки - дети с закрытыми глазами выбирают какую-либо из четырёх-пяти палочек. Затем подбирают к ней палочку такой же длины, убеждаясь, каждый раз в том, что палочки одинаковые по длине имеют один цвет.

Построим мост - дети выбирают для строительства моста через реку палочки в соответствии с шириной реки. Каждый раз дети убеждаются в верности высказывания: все полоски одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот.

На этом этапе можно использовать и другие игры, используя пособие Е.Н.Пановой вып. 2 «Дидактические игры – занятия в ДОУ»

Второй этап

Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даёт возможность выбирать действие самому ребёнку. Ребёнок быстро научается переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. Для обучения и закрепления проводятся следующие игры.

Разноцветные вагончики - детская железная дорога – одна из интереснейших тем для детей. Можно построить необычный поезд – из цветных палочек. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практически: берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка – это всегда одно место. В ходе игры дети замечают, что у каждого цвета есть своё число.

Весёлый поезд - история продолжается. Разноцветные весёлые поезда отправляются в разные города. Ритмическое чередование цветов палочек: синий – красный и красный – синий. Дети делают умозаключение, что из двух чередующихся цветов можно построить два разных поезда.

Поезд 2дети строят одинаковые поезда. Педагог предлагает взять чёрный вагон, присоединить к нему красный, затем жёлтый. Позднее слово «присоединить» заменяется словом «прибавить», «сложить». Далее включается упражнение на сложение: «Отыщите фиолетовую палочку, прибавьте к ней розовую. Найдите палочку, равную сумме фиолетовой и розовой».

Ремонт поезданахождение вагона, равного по длине сумме двух данных. Поезда бегут дальше. Но на их пути бывают и печальные остановки, когда вагон ломается и нужен ремонт. Вагон чёрного цвета сломался. Его надо заменить двумя другими, сохранив длину заменяемого вагона.

Цветные коврикисостав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его разложения. Педагог приглашает детей посетить магазин «Ковры». Как только дети увидели красивые ковры, им хочется сплести свои, но при сплетении ковров надо обязательно соблюдать следующие правила:

  • Выбрать одну полоску для начала сплетения;
  • Следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета. Но в сумме равных по длине первой;
  • Все ряды должны быть разные;
  • Закончить ковёр бахромой из белых полосок;
  • «Прочитать» ковёр цветами и числами, углубляя знания состава чисел.

Когда алгоритм плетения освоен, дети выбирают первую полоску по своему усмотрению. Дети самостоятельно выделяют и формулируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размеры ковра. Коврики могут продаваться. Покупатель выбирает ковёр. Описав его в цветах или числах.

Цветная лесенканаправленность ряда чисел. Свойства чисел натурального ряда. Чётные/нечётные числа.

Детская деятельность, направленная на освоение содержания и развитие познавательных способностей детей, организуется пот типу проблемно-игровой.

Использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур даёт возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина), причём как по наличию, так и по отсутствию свойства: дети, пользуясь блоками, выделяют красные, некруглые; тонкие, неквадратные и т.д. они знакомятся со знаками символами, обозначающие цвет, форму, толщину, размер. С использованием блоков, проводятся разнообразные игры: «какая фигура лишняя?», «Раздадим игрушки», «Кто в домике живёт?», «Украсим дерево», а также игры с одним, двумя обручами и др.

Полезно составлять и преобразовывать фигуры, используя развивающие игры Воскобовича. «Игровой квадрат» и разноцветные резинки «Геоконта» способствуют развитию воображения. Осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур. Воссоздание из частей геометрических фигур, картинок, различных силуэтов и построек интересно детям, оно развивает сенсорные эталоны и интеллектуальные способности. Такие игры разнообразны: «Составь квадрат», «Сложи узор», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Волшебный куб», «Логоформочки». Игры с «математическими корзинками», «Чудо-цветиком», «Счетовозиком» помогают освоить количественное и порядковое значение числа, независимость количества предметов от их сгруппированности. Подобные упражнения способствуют самостоятельному познанию количественных отношений и использованию результатов в других видах деятельности.

Цифра как знак, показатель числа выделяется при уточнении итога счёта. Запоминание знаков даёт возможность ребёнку быстро ориентироваться в количестве предметов, сравнивать. Желательно, чтобы цифры стали повседневным материалом, частью развивающей среды.

Игры с использованием ковролина помогают детям в умении моделировать какую-либо модель геометрической фигуры. Создавать различные постройки, применяя правила ориентировки на плоскости листа, развивать творческие способности и аналитико-синтетический уровень мышления.

С целью развития активности ребёнка педагог организует разнообразные виды деятельности: совместные с ребёнком индивидуальные коррекционные игры и упражнения, свободные игры, развивающие мини-ситуации, досуговые мероприятия, занятия. При этом соблюдается главное требование способность становлению субъективной позиции ребёнка, проявлению им исследовательского поведения в процессе математических и логических игр. Решения творческих, проблемных задач экспериментирования даёт возможность избегать в обучении и развитии детей пассивных методов и приёмов, таких как показы, длительные объяснения, частые подсказки.

Используемые педагогом приёмы, обеспечивающие успех в деятельности ребёнка, зависят от его личного опыта, общей активности, интересов, настроения. Активность может быть вызвана предложением подумать вместе. Доброжелательным диалогом с ребёнком, неведением его на аналогии, ассоциации, использованием отрывков из юмористических произведений. Одобрением направления поиска, умения замечать собственные ошибки и исправлять их, подсказкой алгоритма рассуждения (думай, делай, получай результат) и т.д.

Логико-математические игры разнообразны и практически значимы для ребёнка в разных видах деятельности. Они должны являться средством успешного осуществления игровых, конструктивных, простейших трудовых действий, приобщения ребенка к познанию и творчеству.

Литература

  1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Крулехт М.В. «Дошкольник 4-5 лет в детском саду», СПб. «Детство-Пресс» 2007.
  2. Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ», Воронеж 2007.
  3. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. «Математика до школы», СПб. «Детство-Пресс» 2006.