Организационные аспекты работы педагога-психолога на консультативном пункте для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Во исполнении п. 1.2. постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 года № 104 - ПП “О развитии системы дошкольного образования в городе Москве” и п.2.3. приказа Департамента образования города Москвы от 10 марта 2006 г. № 116 “О реализации постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 года № 104 - ПП “О развитии системы дошкольного образования в городе Москве” в целом ряде дошкольных учреждений г. Москвы были открыты Консультативные пункты для родителей и детей, не посещающих детские учреждения. На консультативном пункте в нашем дошкольном учреждении работают специалисты: логопед, педагог-психолог, медицинская сестра, педагог-дошкольник.

Отношения между родителями, детьми и специалистами строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставления свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Основными задачами работы педагога-психолога являются:

  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от1года до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3-7 лет);
  • диагностирование проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений;
  • Осуществление необходимых коррекционных и развивающих мероприятий в рамках родительского запроса;
  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Распределение времени педагога-психолога

Психолог консультативного пункта имеет учебную нагрузку 9 часов в неделю (4,5 часа работа с детьми и родителями+4,5 часа оформление документации, написание планов, заполнение компьютерной базы данных) и принимает посетителей 2 раза в неделю с 11.00.до 15.30.

Направления и формы работы психолога с посетителями

Направления Формы Примечание
  Дети Родители  
Диагностика Индивидуально Индивидуально Диагностика в зависимости от запроса клиента:
  • диагностика актуального развития ребенка;
  • диагностика готовности к школе;

Диагностика детско-родительских отношений.

Развивающие занятия -Подгрупповые занятия;

Индивидуальные занятия.

  Все занятия проводятся в присутствии родителей
Коррекционные занятия -Подгрупповые занятия;

-Индивидуальные занятия.

  Все занятия проводятся в присутствии родителей
Просвещение   Лекции

Круглый стол

Практические занятия

Семинары

На основе учета запросов родителей и имеет гибкую систему.
Консультирование   Индивидуально По запросу

Специфика работы педагога-психолога в консультативном пункте:

Первый шаг для клиента – запись у руководителя подразделения на прием к специалисту. Начиная работу с родителями детей, не посещающих детский сад, специалист обязан ознакомить родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса консультативного пункта и специфику его функционирования.
1.Первичная консультация педагога-психолога: - Заполнение регистрационного листа. - Заключение договора между детским садом, на базе которого организован консультативный пункт, и родителями (законными представителями). - Анкета для родителей. - Анамнестические сведения о ребенке. - Составление запроса на работу (в случае разовой консультации делается пометка в регистрационной форме и учете консультаций) 1а. Повторный прием психолога:

-оформление запроса

-исходя из запроса, строится дальнейшая работа, начиная с пункта 2.

2а. Разовая консультация - Заполнение регистрационного листа. – Оформление листа запросов.

2.Дальнейшая работа с родителями и ребенком.
А) Диагностика в соответствии с запросом: - диагностика детей от 1года до 3-х лет – диагностика детей от 3 до 7 лет - диагностика эмоциональной сферы ребенка -диагностика родительских установок  

Б) Оформление документов - Составление протоколов обследования. – Составление заключения по итогам диагностики - Заполнение психологической карты ребенка - Составление образовательного маршрута работы с семьей по итогам предварительной работы, определение количества занятий.

 
В) Развивающие или коррекционные занятия (занятия пишутся для группы или для ребенка индивидуально)  
3.Итоговая диагностика по окончании блока занятий.

В ходе работы ребенку присваивается код, заполняются документы и хранятся в индивидуальной папке. В данную папку вносятся данные всех специалистов, которые работают с ребенком на консультативном пункте.