Портфолио учителя как средство оценки уровня его профессиональной компетенции

Разделы: Администрирование школы


“Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем”
О. Уайльд

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя”.

Откуда появилась такая традиция? Из жизненной необходимости.

Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя.

Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.

В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:

  • портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
  • отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
  • демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

накопительная

модельная

  • достижения учителя

(грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);

  • набор рабочих материалов

(конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.)

  • отражает динамику развития учителя;
  • показывает результаты самообразования;
  • демонстрирует стиль преподавания;
  • позволяет проводить рефлексию;
  • помогает спланировать деятельность

Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Для учителя

Для администрации

  • повышение профессионального мастерства (качество);
  • реальное представление о результатах деятельности и резервах;
  • основание для аттестации;
  • основа для участия в конкурсных и грантовых программах;
  • предъявление результатов социуму через систематизацию наработок
  • лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
  • расширение методического диапазона ОУ;
  • основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения;
  • мониторинг эффективности работы учителя;
  • объективность системы оценивания успешности учителя;
  • интеграция количественной и качественной оценок

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

  1. Неприрывность самомониторинга

  2. Последовательность

  3. Достоверность

  4. Объективность

  5. Актуальность

  6. Логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним

  7. Аккуратность и эстетичность оформления

  8. Наглядность результатов работы

  9. Технологичность

  10. Творчество (оригинальность)

ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

 Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:

  • современность;

  • оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);

  • функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любопытствующих), т.е. фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять

  • эффективность (повышение самооценки учителя и позитивное влияние как на администрацию школы, так и на учащихся);

Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя.

СТРУКТУРА (содержание) ПОРТФОЛИО

Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Рекомендуемые разделы Портфолио:

Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога;

использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе:

  • материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы;
  • выбор образовательных технологий;
  • обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  • работа в методических объединениях;
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  • участие в методических и предметных неделях;
  • организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов;
  • проведение научных исследований, разработка авторских программ;
  • подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;
  • публикации

Раздел 4. “Внеурочная деятельность по предмету”.

  • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  • список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  • программы кружков, факультативов, элективных курсов

Раздел 5. “Учебно-материальная база”.

В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:

  • список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  • список наглядных пособий;
  • наличие технических средств;
  • наличие компьютера и компьютерных средств;
  • аудио - и видеопособия;
  • наличие дидактического материала;
  • измерители качества обученности учащихся.

Раздел 6. “Работа в качестве классного руководителя”.

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.

Работа с родителями:

  • анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
  • сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
  • информация о правонарушениях;
  • сведения о работе с родителями;
  • разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. “Отзывы”

В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.

Вспомним мудрые слова А.П.Чехова "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой преподавания, а также  современными инновационными технологиями, правильное оформление и представление своего наработанного педагогического опыта - всё это пора активно осваивать.

При организации работы творческой группы по ознакомлению с Портфолио учителя, участникам можно предложить заполнение анкет (входное и итоговое анкетирование), что позволит выявить позицию каждого по заявленной тематике.

Входное анкетирование

Уважаемые коллеги!

  1. Из предложенного списка отметьте знаком “+” наиболее подходящую, на ваш взгляд, ассоциацию к слову “портфолио”:
  2.  

    В начале заседания

    блок заданий

     

    выставка достижений

     

    конструктор

     

    визитная карточка

     

    копилка

     

    музейная коллекция

     

    набор фотографий

     

    пакет документов

     

    папка эскизов

     

    сборник текстов

     

    коллекция работ и результатов деятельности

     

    досье

     
  3. Укажите, пожалуйста, сколько учителей работает в ШМО Вашего образовательного учреждения?
  4. Знаете ли Вы, сколько учителей ведут свой портфолио? В какой форме?

Итоговое анкетирование

Уважаемые коллеги!

  1. Из предложенного списка отметьте знаком “+” наиболее подходящую, на ваш взгляд, ассоциацию к слову “портфолио”:
  2.  

    В конце заседания

    блок заданий

     

    выставка достижений

     

    конструктор

     

    визитная карточка

     

    копилка

     

    музейная коллекция

     

    набор фотографий

     

    пакет документов

     

    папка эскизов

     

    сборник текстов

     

    коллекция работ и результатов деятельности

     

    досье

     

    Изменился ли Ваша ассоциация, по сравнению с началом работы? _________________

  3. Выберите одно из возражений против применения технологии “Портфолио” и постарайтесь сформулировать его таким образом, чтобы оно превратилось в довод “за”:
  • отсутствие универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио

_________________________________________________________

  • организационные трудности, связанные с хранением учебных портфолио, необходимость дополнительных площадей и помещений под портфолио и т. п.

_________________________________________________________

  • трудоемкость процесса проверки и оценки учебного портфолио

_________________________________________________________

  • проблема времени, т.к. новая система требует больше времени для реализации

_________________________________________________________

  • неготовность многих учителей одобрить эту инновацию

_________________________________________________________

  • необходимость большой систематической работы по повышению квалификации учителей в связи с внедрением портфолио учителя

_________________________________________________________

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Закон Российской Федерации “Об образовании” от 10.07.1992, № 3266-1;
  • “Концепция модернизации общего образования на период до 2010 года”;
  • Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06. 2000 №1908 “Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”;
  • Правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей. Приказ Минобрнауки России от 10.05.2006 года;
  • Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 24.08.2007 № 03-1845 “О направлении краткой концепции учительского Портфолио”;
  • Положение о Портфолио педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности//Образование в современной школе. 2002, № 5 — с. 23-27.
  2. Копылова,С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога // Практика административной работы. – М.: 2006, № 8 – с. 31-33.
  3. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как одна из форм проведения экспертизы педагогических работников (разделы, содержание портфолио, процедура презентации)//Завуч. 2005, № 4 – с. 101 - 111
  4. http://www.junior.ru/nikolaeva/tv_rab/web/students.htm
  5. http://teacher-portfolio.narod.ru/
  6. http://www.junior.ru/nikolaeva/dc/dc1.htm