Презентации лекций на тему "Формирование количественных представлений дошкольников с использованием их ведущего вида деятельности — игры"

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками


Методическое описание

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь интегрируются с компьютерными средствами обучения. Данная работа иллюстрирует сказанное.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов педагогических колледжей, изучающих дисциплину Методика математического развития и преподавателей ведущих ее.

С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные понятия, как “множество”, “отношение”, “число”. Эти понятия широко представлены в первоначальном обучении, но не в прямом смысле, а с точки зрения пропедевтики формирования лишь представлений о них.

При формировании элементарных количественных представлений дошкольников игра выступает как метод обучения и способствует абстрагированию в мыслительной деятельности, учит оперировать обобщенными представлениями, формирует логические структуры мышления.

Составители двух презентаций студенты колледжа, мною лишь отредактировано их содержание, две другие-авторские. Презентации сопровождаются лекционным материалом. Пример одной лекции предложен в работе. Она составлена на основе работ известных педагогов и методистов по методике математического развития: Р.Л. Березиной, З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящей, А.А. Столяра и др.

Лекция с использованием мультимедийной презентации на тему

Методика формирования количественных представлений в старшей группе с использованием ведущего вида деятельности дошкольников-игры

Учебный предмет: методика математического развития

Возраст обучающихся: 18-19 лет

Цель:

  • Познакомить студентов с закономерностями формирования количественных представлении старшей группе с использованием ведущего вида деятельности дошкольников-игры

Задачи:

  • учить студентов отбирать формы, методы, средства, приемы формирования количественных представлений в старшей группе с использованием ведущего вида деятельности дошкольников-игры;
  • извлекать информацию из различных источников;
  • анализировать учебный материал в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • осуществлять выбор технологий адекватных особенностям детей старшей группы

Планируемый результат: овладение студентами закономерностями формирования количественных представлений в старшей группе с использованием ведущего вида деятельности дошкольников-игры

Рекомендации по использованию: ход лекции с использованием мультимедийной презентации сопровождается фрагментами занятий, которые показывают студенты, имеющие опыт пробных занятий или преподаватель. Домашнее задание также связано с моделированием фрагментов занятий по проведению игр в старшей группе на формирование количественных представлений.

Конспект лекции

В старшей группе продолжается работа по формированию представлений о численности множеств, способах образования чисел, количественной оценке величины путем измерения

Дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движений по осязанию в пределах 10, определяют количество условных мерок при измерении. Они овладевают умениями пользоваться в речи словами: поровну, столько же, одинаково по количеству, такое же число, не поровну, число, цифра, намного больше, наложение, приложение, составление пар, часть, целое, половина, четверть и др.

На занятиях по формированию количественных представлений необходимо соблюдать общую последовательность в усложнении материала и комплексный подход к решению простейших задач. Формирование счетных умений, действий по отсчету и воспроизведению числа, сравнению, образованию чисел, уравниванию, обобщению и др. осуществляется одновременно, взаимосвязано, на одном и том же наглядном материале (слайд № 2).

Дети учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на 1, обозначать их цифрами, знакомятся с составом чисел из единиц в пределах 5. (слайд № 3)

Остановимся на основных направлениях деятельности воспитателя по формирования количественных представлений в старшей группе с использованием ведущего вида деятельности дошкольников-игры (слайд №4).

1. Для развития у детей представлений о последовательности натуральных чисел в ходе обучения количественному счету показывается способ получения числа. План ознакомления с любым числом в пределах 10 тот же. Давайте повторим его на примере числа 6 (Фрагмент занятия.)

В старшей группе можно заканчивать получение каждого нового числа определением его места в ряду чисел, используя модель натурального ряда чисел. (Фрагмент занятия)

    10

2. Одновременно с показом числа его знакомят с цифрами от 0 до 9. Нужно научить детей различать, называть, находить, выстраивать в ряд, используя карточки с цифрами, соотносить множество предметов с карточками, обозначающими количество (Фрагмент занятия).

Цифра помещается рядом как знак, свидетельствующий о том, что предметов определенное количество. Особого внимания заслуживает число 10, так как оно записывается двумя цифрами 0 и 1. Поэтому прежде следует познакомить детей с нулем и его обозначением цифрой. (Фрагмент занятия)

Для лучшего запоминания цифр можно использовать игры (слайд № 5).

Для закрепления цифр используются различные обследовательские действия:

  • обведение пальцем,
  • штриховка контурных цифр,
  • лепка цифр,
  • выкладывание с помощью палочек, песка, камушков и др., а также чтение литературных произведений

Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует осмыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей применения чисел в практической деятельности.

3. Дети совершенствуют все известные им способы сравнения групп предметов (наложение, приложение, составление пар, соединение предметов линиями, применение эквивалентов, счет), но используют для сравнения более двух групп (слайд № 6) (Фрагмент занятия).

Аналогичное сравнение переносится и на три, четыре числа: 1,2,3; 3,4,5; 5,6,7 и т.д. Это позволяет формировать представление о направленности ряда чисел, способах образования смежных данному числу, образованию какого-либо числа двумя способами (4+1, 6-1). Решению этих же задач способствует использование таких приемов как “числовая лесенка”. (Фрагмент занятия)

Здесь уместно проводить работу по формированию простейших представлений о свойстве транзитивности отношений “больше”, “меньше” (если 1<2, 2<3, то 1<3).

Различие в количестве на 2, 3 предмета отмечается как более значительное, чем 1 и определяется как “намного больше”, “на несколько больше”. Дети продолжают учиться уравниванию групп предметов двумя способами: путем увеличения или уменьшения на единицу. (Фрагмент занятия)

4. В старшей группе детей продолжают учить различать числа по количественному и порядковому значению (слайд № 6). Они упражняются в счете предметов в пределах 10 со сменой направления счета. Считают по порядку слева направо, справа налево в зависимости от условий, убеждаются, количественный счет не зависит от направления, порядковый – зависит. В процессе обучения порядковому счету используется различный наглядный материал: объекты, расположенные в порядке возрастания, убывания по величине; отличающиеся по качественным признакам; однородные объекты. Можно использовать игры (слайд № 6).

Воспитатель создает специальные ситуации, в которых есть необходимость определения порядка следования предметов. (Фрагмент занятия)

5. Дети осваивают количественный состав чисел в пределах 5 из отдельных единиц (слайд № 7). Эта работа проводится с использованием предметных действий детей (гиперссылка) (Фрагмент занятия).

Такие упражнения раскрывают детям количественный состав чисел из единиц, а отсюда отношения часть-целое (количество единиц определяется числом и, наоборот число определяется несколькими его единицами). Знание количественного состава чисел способствует осмыслению и пониманию детьми места числа в натуральном ряду, является подготовкой к вычислительной деятельности детей.

6. В старшей группе дети учатся делить целое на части (слайд № 7). Это необходимо в качестве пропедевтики к усвоению долей и дробных чисел в школе, способствует пониманию детьми элементарных отношений: больше, меньше, равно. Деление осуществляется практическим путем складывания и с последующим разрезанием фигуры с использованием игровых ситуаций (Фрагмент занятия).

В ходе обучения у детей формируется понимание половины, как части целого, деленного на две равные части; четверти, как части целого, деленного на четыре равные части. В дальнейшем воспитатель не только упражняет детей в делении на части, но и упражняет в складывании частей для воссоздания целого или конструировании других фигур из частей.

7. С целью подготовки детей к счету групп, ознакомлению с арифметическими действиями, познанию зависимостей между целым и частью в старшей группе проводятся упражнения в делении совокупностей из 4,6,8,9,10 предметов на группы по 2,3,4,5 предметов (слайд № 7). При этом определяется количество предметов, групп, предметов в группе, зависимость между количеством групп и предметов в них. Упражнениям придается игровой характер (слайд № 7). (Фрагмент занятия)

Таким образом, количественные представления детей 5-6 лет сформированные под влиянием обучения носят более обобщенный характер, чем в средней группе (слайд № 8,9). Дошкольники пересчитывают предметы независимо от их величины, внешних признаков, направления счета; обобщают по числу, сравнивают числа на наглядной основе. Формирование количественных представлений происходит с использованием ведущего вида деятельности дошкольников-игры.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5