Внеклассное мероприятие "А всему начало - отчий дом"

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛЬ: сформировать понятие о семейном воспитании и семейных ценностях.

ЗАДАЧИ.

1. Познакомить учащихся с традициями и устоями русской семьи.

  1. Акцентировать внимание на проблеме становления и сохранения семьи.
  2. Развить интерес к родословной своей семьи.
  3. Дать общее представление о науке генеалогии.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ. Круглый стол в старших классах”

ОФОРМЛЕНИЕ.

1. Оформляется выставка нарисованных учащимися гербов и генеалогических древ.

2. На протяжении всего мероприятия применяется мультимедийная презентация.

Приложение1.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня за нашим круглым столом “А всему начало - отчий дом”. 2008 год объявлен Годом Семьи, поэтому наш разговор будет посвящен принципам семейной жизни, в которых закодирована вечная мудрость сотен поколений. Итак, что такое семья? Это любовь и заботы, труд и совместный отдых, радости и печали, привычки и традиции. Есть одна очень интересная легенда о семье.

Учащийся: В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово “понимание”!

Ведущий: А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность. Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома. ( после выполнения задания представители групп озвучивают свой результат)

Ведущий: Ребята, вы замечательно справились с заданием. Но моделировать на бумаге намного проще, чем создавать счастливую семью в реальной жизни. Сегодня сама идея создания семьи постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах многих молодых людей. Часто они предпочитают либо совсем не создавать семью, выбирая свободные отношения, либо создавать “пробные” гражданские браки, не беря на себя ответственности за результат этого эксперимента. Социологи описывают нынешнее состояние семьи как кризисное и приводят следующие факты:

  • -на 100 заключенных браков приходится 80 разводов (4 из 5 распадаются);

  • 90% сирот имеют живых родителей;
  • из-за большой смертности и маленькой рождаемости население России каждый год уменьшается на 1,6 млн человек

Ведущий: Каковы же причины такого положения дел? Можем ли мы утверждать, что среди причин кризиса семьи в первую очередь следует искать экономические причины? (обсуждение)

Ведущий: Получается, что современные семьи страдают эгоцентризмом, т.е. каждый думает о личном благополучии, личном счастье, личной карьере.

Учащийся: В 16 веке в России распространилась любопытная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи.

Ведущий: Давайте вспомним пословицы и поговорки о любви и семье. Любовь кольцо – а у кольца нет начала и нет конца. Милые бранятся только тешатся. Не родись красивой, а родись счастливой. На что и клад, коли в семье лад. Зять на двор - пироги на стол. У кого есть дед, у того есть обед.

Ведущий: Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица “хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе”. Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Итак, обратимся к генеалогии. Кто знает, что означает это слово?

Учащийся: В переводе с греческого оно означает “родословная”, т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах предавалось большое значение. Например, для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при допуске к участию в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне. А первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды.

Ведущий: Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Давайте проверим, до какого колена знают своих родственников в ваших семьях, (учащиеся представляют свои генеалогические древа). Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. А что означает слово “герб”?

Учащийся: Русское название “герб” произошло от немецкого “наследство”. Первые гербы были очень просты по форме и скромны, немногословны по знакам. Чаще всего они имели вид подлинного или стилизованного щита, овала, с помещенными внутрь одной, двумя или тремя фигурами, окрашенными в два- три цвета. Фигуры - символы, фигуры - эмблемы, словно новые слова, начали передавать по наследству. Искусство создания гербов развивалось и усложнялось. Часто высокоодаренные художники составляли этот живописный рассказ о человеке. Постепенно герб становился как бы двойником своего владельца, его представителем. Посмотрев на такой герб, можно угадать о человеке довольно много, Однако, чтобы понять о чем рассказывает герб, чтобы расшифровать его нужно знать особый гербовый язык, а также основные правила создания гербов. Герб говорил о происхождении семьи, а в тексте девиза в краткой форме заключался основной смысл.

Стихотворение:

Герб - это ваш великаний размах,
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, злак ремесла,
Чтобы Отечества память цвела.
Перья над конскою мордой литой...
Герб- это эхо судьбы родовой!

Ведущий: Среди нас, я думаю, нет представителей так называемой “голубой крови”, но тем не менее поговорим сейчас о вас и вашей семье. Давайте рассмотрим ваши семейные гербы, (дети представляют гербы своих семей).

Ведущий: В 1829 году, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Невольно вспоминаешь строки из стихотворения НМ.Рубцова.

Учащийся: ...

И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным - полна,
И близких всех душа не позабудет...

Ведущий: Покажите нам свой семейный альбом, (ребята представляют семейный альбом).

Учащийся:

Семейным альбомом всегда дорожите. Его как реликвию нужно хранить. На самое видное место кладите, Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить.

Ведущий: Ребята, что вы почерпнули из нашего разговора? Какие семейные ценности хотели бы вы взять в свою семейную жизнь? (обсуждение)

Ведущий: Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим детям не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам. Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:

- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает
и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому
учитесь;
больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Ведущий: В современном мире ослаблено влияние на внуков со стороны дедушек и бабушек, на детей со стороны отца и матери. Это несет большую потерю. Потерю не в деньгах, а в человечности и моральном здоровье молодого поколения.

Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье.

Список используемой литературы

  1. Научно-методический журнал Зам.Директора школы по воспитательной работе. № 6, 2005г.
  2. Учебник литературы 5 кл.(I часть) под ред. Коровиной В.Я. “Просвещение” - 2004.
  3. Журналы “Воспитание школьников” за 2007г.