Рейтинг@Mail.ru

Разработка урока литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Урок креативного типа.

Вид : урок – путешествие в сказку.

Ведущие задачи курса литературного чтения 2 класса:

  • знакомство учащихся с понятием авторской позиции и понятием жанра сказки;
  • освоение позиции читателя – исследователя;
  • исследование внутреннего мира героя.

Тема: “Особенности образа героя - животного в сказке Ш. Перро “Кот в сапогах””.

Цель урока:

  1. Познавательный аспект:
  • формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения;
  • формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской волшебной сказки;
  • формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.
  1. Развивающий аспект:
  • развитие речи учащихся;
  • развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
  • формирование действий контроля и оценки.
  1. Воспитательный аспект:
  • воспитание честности, усердия, требовательности к себе и другим.
  • воспитание умения радоваться и сопереживать успехам товарищей;
  • формирование представлений о таком качестве, как хитрость.

Дидактические средства и материалы.

Карточки с отрывками из текста для индивидуальной работы, макет замка, толковый словарь Ожегова, словарь иностранных слов, карточки с заданиями, книга – сказка “Кот в сапогах” с выдвижными картинками для пересказа с инсценировкой.

Ход урока

  1. Организационный этап

- Сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Путь не близок, не далек, а прямо в замок маркиза де Карабаса.

  • Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается. Встретим мы в дороге трудности, но дружба поможет нам все преодолеть.

  1. Этап актуализации знаний.
  1. На доске записаны ключевые слова урока (вельможа, достоинство, наследство, хитрость). Дети задают вопросы с этими словами и вспоминают вопрос, на который решили ответить на предыдущем уроке, познакомившись со сказкой Ш. Перро “Кот в сапогах” - “Для чего Ш. Перро написал сказку?”
  2. Задания из волшебного сундучка:
  • Расшифруйте героев сказки:

ОТК КИЗМАР РОЛЬКО

  • Прочитайте слова, которые помогут нам описать характер героев. Покажите стрелочками, какие черты характера подходят героям, какие еще можно подобрать слова, характеризующие героев сказки?

добрый жадный

обидчивый кот злой

ленивый маркиз храбрый

застенчивый король внимательный

мужественный рассудительный

  1. Словарная работа
  • Прежде чем мы продолжим наше путешествие, выясним значение слов, которые вам не понятны.

(Ученики читают выразительно слова, определяют их лексическое значение с помощью словарей, подбирают близкие по значению слова).

  • Вельможа – знатный, богатый, занимающий высокое положение;
  • карета
  • достоинство
  • наследство
  • хитрость

III. Проверка домашнего задания

  • Чтобы посетить замок, его надо восстановить, мы помним, что его разрушили злые чары друзей людоеда. У каждого из вас есть часть замка. Дома вы подбирали пословицу или поговорку, которые подходят к этой сказке.

(Дети зачитывают пословицы, доказывают свой выбор. На доске строится замок).

Пословицы:

Кто хитер, тому и слава.

Смелость силе воевода.

Смелость города берет.

Не видав горя, не узнаешь и радости.

Была бы охота, - заладится всякая работа.

И сила уму уступает.

Не гонкой волка бьют, а уловкой.

IV Физкультминутка

Физкультминутка сочетается с речевой разминкой, чтение скороговорки с интонированием. (Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции. Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения).

На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапкой кошка.

V. Этап выразительного чтения как интерпретация авторского замысла

(Обучать чтению сказки по ролям, использовать инсценировку произведения. Учить обдумывать содержание, представить себе изображаемую картину, услышать звучание фразы. Развивать умение планировать и анализировать свое выступление. Вырабатывать умение использовать подробный или выборочный пересказ с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Устанавливать последовательность событий в сказке, осмысливать их взаимосвязь, подкреплять ответ на вопрос выборочным чтением).

  • Замок восстановлен. Мы приготовили нашим героям подарки. Это ваши замечательные рисунки к сказке.

(Чтение отрывков сказки. Оценивание чтения учащимися).

  • Инсценировка отрывков сказки. (работа в группах)
  • Восстановление деформированного текста. (Индивидуальное задание на карточках)

Карточка 1

  • Кот до того испугался, увидев перед собой (льва, тигра), что в одно мгновение взобрался по водосточной трубе на (дерево, столб, крышу), хоть это было (легко, трудно) и даже опасно, потому что в (тапочках, босиком, сапогах) не так-то просто ходить по (скользкой, гладкой) черепице. Только когда (людоед, великан) принял свой прежний (вид, облик), кот спустился с крыши и признался хозяину, что едва не умер со страху.

Карточка 2

  • Было у (сапожника, кузнеца, мельника) (два, три) сына, и оставил он им , умирая, всего (кузницу, мельницу, лошадь, осла, кошку, кота).

Братья поделили между собой отцовское (добро, состояние, наследство) без нотариуса и судьи, которые бы живо проглотили все их небогатое наследство. Старшему досталась …. Среднему - …. Ну, а уж младшему пришлось взять себе ….

VI. Этап рефлексии

  • Какие будут ваши ответы на основной вопрос нашего урока?
  • Чему научила вас сказка?
  • Всегда ли в жизни с помощью хитрости можно найти выход из сложившейся ситуации?
  • Какие открытия сделали?
  • Что хотели бы еще узнать?

VII. Домашнее задание

На этапе рефлексии дети предложили узнать:

Какие еще сказки написал Ш. Перро? и Придумать продолжение сказки “Кот в сапогах”.

Литература

  1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Гостимская Е. С. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. – М.: 5 за знания, 2005.
  3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.
  4. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. – М.: ВАКО, 2007.