План-конспект урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) "Состав Интернет"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • освоение новых знаний по теме “Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернет”;
  • применение знаний полученных при изучении информационных технологий для создания проекта “Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”;
  • развитие творческого потенциала учащихся в процессе работы над проектом;
  • развитие познавательного интереса к предмету через практическую проектную деятельность.

Задачи урока:

обучающие: изучение новых понятий и определений по теме “Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернет”; совершенствование навыков работы с текстовыми, графическими редакторами и электронными таблицами; стимулирование учащихся к созданию новых проектов в сфере информационных технологий;

развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;

воспитательные: воспитание добросовестного отношения к труду и ответственности; воспитание уверенности в своих силах.

Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.

Методы: объяснение, самостоятельная работа над проектом.

Оборудование и методическое обеспечение:

  • персональные компьютеры;
  • операционная система Windows;
  • мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска;
  • ЦОР мультимедийная презентация по теме “Состав Интернет” (Приложение);
  • пакет программ Microsoft Office;
  • выдержки из прайс-листов компьютерных фирм города.
  • Учебник: Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс Учебник для 9 класса. М.: Бином, 2008

Межпредметные связи: физика, экономика.

Ход урока

1. Целевая установка на урок (3 мин)

Оглашение темы урока: “Состав Интернет”.

Демонстрация слайда 1. ЦОР – мультимедийной презентации по теме “Состав Интернет”.

Постановка цели урока: изучение нового материала по теме “Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернет”, самостоятельная работа по созданию проекта “Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”.

Постановка задачи урока: изучение новых понятий и определений из раздела “Коммуникационные технологии. Глобальная компьютерная сеть Интернет”; создание индивидуального проекта “Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”.

2. Объяснение нового материала (15 мин)

В ходе объяснения учащиеся знакомятся с новыми понятиями и определениями по теме “Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернет”. В ходе беседы учащимся демонстрируется ЦОР – мультимедийная презентация по изучаемой теме.

Учащимся дается определение компьютерной сети, как системы компьютеров, связанных каналами передачи информации.

Учащимся рассказывается о различиях между локальной сетью и глобальными сетями:

Локальная сеть (в пределах помещения, предприятия) дает возможность пользователям не только быстро обмениваться информацией, но и более эффективно использовать ресурсы объединенных в сеть компьютеров: внешнюю память, устройство печати, сканер и другие технические устройства, а также программное обеспечение.

Глобальные сети связывают между собой многие локальные сети, а также автономные компьютеры пользователей. Размеры глобальных сетей не ограничены. Существуют корпоративные, национальные и международные глобальные сети.

Объяснение сопровождается демонстрацией слайда 2.

Далее, с помощью слайда 3 наглядно демонстрируется иерархия названных компьютерных сетей.

При помощи слайда 4 учащимся демонстрируется определение глобальной сети и архитектура глобальной сети:

Глобальная сеть – это объединение многих локальных сетей и отдельных компьютеров, находящихся на больших расстояниях друг от друга.

При помощи слайда 5 демонстрируется определение локальной сети:

Локальные сети – это небольшие компьютерные сети, работающие в пределах одного помещения, одного предприятия.

Слайд 5, также, показывает учащимся основные различия между одноранговой сетью и сетью с выделенным сервером:

Пользователю одноранговой сети могут быть доступны ресурсы всех подключенных к ней компьютеров (в том случае, если эти ресурсы не защищены от постороннего доступа).

Сеть с выделенным сервером организована по следующему принципу: имеется один центральный компьютер (сервер) и множество подключенных к нему менее мощных компьютеров – рабочих станций. Центральная машина обычно имеет больший объем внешней памяти, к ней подключены устройства, которых нет на рабочих станциях (принтер, сканер, модем для выхода в глобальную сеть).

Учащимся при помощи слайда 6 рассказывается о моделях различных конфигураций локальной сети (топологии сети):

Общая схема соединения компьютеров в локальной сети называется топологией сети. Вариант соединения компьютеров, когда кабель проходит от одного компьютера к другому, последовательно соединяя компьютеры и периферийные устройства между собой, называется линейная шина. Если к каждому компьютеру подходит отдельный кабель из одного центрального узла, то реализуется локальная сеть типа звезда.

При помощи слайдов 7 и 8 учащимся поясняется физическая основа построения компьютерных сетей – кабели коаксиального типа, кабели с витой парой и оптоволоконные кабели:

Витая пара состоит из двух изолированных проводов, свитых между собой; скручивание проводов уменьшает влияние внешних электромагнитных полей на передаваемые сигналы, это самый дешевый тип кабеля, скорость передачи информации 10-1000 Мбит/сек.

Коаксиальный кабель отличается более высокой механической прочностью, помехозащищенностью и обеспечивает скорость передачи информации 10–1000 Мбит/сек.

Оптоволоконный кабель идеальная передающая среда, он не подвержен действию электромагнитных полей, скорость передачи информации более 50 Мбит/cек. Оптоволоконный кабель часто применяют для подключения локальных сетей к глобальной сети.

Далее, слайд 9, дает обучаемым представление о глобальной компьютерной сети Интернет:

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, в которой локальные, региональные и корпоративные сети соединены между собой многочисленными каналами передачи информации с высокой пропускной способностью.

Способ подключения локальных сетей к Интернет, также, демонстрируются при помощи слайда 9.

Слайд 10 показывает учащимся современную структуру Интернет, объединяющую при помощи оптико-волоконных и спутниковых каналов, узловые компьютеры, информационные серверы, серверы DNS и компьютеры пользователей.

Слайд 11 демонстрирует учащимся технические средства глобальной сети. Дается определение модема:

Модем – это устройство согласования цифрового сигнала с аналоговой (телефонной) линией связи (модуляция-демодуляция).

Затем, обучаемым рассказывается, каким образом осуществляется подключение к сети Интернет по коммутируемым телефонным каналам при помощи провайдеров Интернет. Рассказ сопровождается демонстрацией слайда 12.

Разновидности модемов для подключения к сети Интернет по коммутируемым телефонным каналам показываются на слайде 13.

Далее учащимся дается представление о возможности подключения к сети Интернет с использованием беспроводной технологии Wi-Fi (слайд 14).

Слайд 15 “Интернет и всемирная паутина” демонстрирует определения World Wide Web, Web-сайта и Web-страницы:

World Wide Web (WWW) – это распределенная информационная система (“всемирная паутина”) с гиперсвязями, существующая на технической базе мировой компьютерной сети Internet.

Web-сайт – это группа Web-страниц, принадлежащих определенной организации или человеку и связанных между собой по содержанию.

Web-страница – это основная информационная единица “Всемирной паутины”. Она представляет собой отдельный документ, хранящийся на Web-сервере. Страница имеет свое имя, по которой к ней можно обратиться.

Слайд 16 демонстрирует основные сервисы Интернет: электронную почту, телеконференции, интерактивное общение, WWW, дистанционное обучение, файловые архивы, удаленные базы данных.

3. Самостоятельная работа над проектом (15 мин)

Перед учащимися ставится проблемасоздание проекта “Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет” и объясняются основные этапы работы над проектом (слайд 17). Учащимся сообщается форма представления готового проекта и критерии его оценки.

Обучаемые переходят к первому этапу работы над проектом – планированию проекта “Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”. Определяются источники необходимой информации, в качестве которых служат памятки по изученной теме и прайс-листы компьютерных фирм.

Учащиеся активно и самостоятельно работают над проектом. Их задачей является составление плана проекта в текстовом редакторе Microsoft Word, в котором определяются размеры сети, количество участников, потребности в материалах и оборудовании и материальные затраты на создание сети.

Во время работы в качестве источника информации учащиеся используют памятки по изученной теме и прайс-листы компьютерных фирм. Учитель на данном этапе исполняет роль консультанта по проекту.

Выполненный план проекта сохраняется на диске под именем выполнившего его ученика.

На последующих занятиях учащиеся должны будут создать рекламное объявление; разработать детальную схему локальной сети и произвести расчет сметы на создание сети.

 4. Анализ и оценка выполненного задания (5 мин)

Учитель проверяет планы проектов созданных учащимися на их соответствие заданным критериям. Подводится общий итог занятия с анализом выполненных частей проекта. Оглашаются оценки выставленные ученикам.

5. Домашнее задание (2 мин) 

Учащимся предлагается, используя памятку по теме подготовиться к следующему уроку и следующему этапу работы над проектом.