Тема урока: "Планета загадок. Жили-были динозавры"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:   формировать представление у учащихся о жизни динозавров
на Земле в мезозойскую эру, умение устанавливать взаимосвязи
в природе.
Развивающие: развивать воображение учащихся и наблюдательность, мышление
и познавательную активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории планеты Земля, её
природы.

Оборудование: иллюстрации с изображением динозавров, мультимедийный проектор, фильм «Динозавры» (Shoval Film Production, 1997).

Ход урока

1. Организация класса. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Планета загадок. Жили-были динозавры»

Сегодня у нас необычный урок. Он основан на материале экскурсий в музей Дарвина, Палеонтологический музей и в музей Землеведения, на основе докладов учащихся нашего класса и отрывков из научных и научно-фантастических фильмов. Это должно помочь вам лучше понять эту тему.

2. Повторение пройденного.

Повторим тему «Материки-путешественники».

Учитель:

- Назовите и покажите на карте известные вам материки нашей планеты.
Сколько их?

Дети: 

- Их шесть. Это Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка и Южная Америка.

Рисунок 1

Триасский период
Пангея
(225 – 190 миллионов лет назад)

 

 

 

Юрский период
(190 – 135 миллионов лет назад)

 

Меловый период
(135 – 65 миллионов лет назад)

 

Учитель: - Какой, по мнению учёных, была наша планета в прошлом, 200 миллионов лет назад?
Дети:       - Вся суша представляла собой один гигантский суперконтинент. Учёные называют его Пангея.
Учитель: - Что произошло потом?
Дети:       - Он раскололся на несколько частей, которые стали постепенно отплывать дальше друг от друга.
Учитель: - Приблизительно, с какой скоростью они двигались?
Дети:       - 1,5 – 2 см в год.
Учитель: - Что будет с Землёй в далёком будущем?
Дети:       - По мнению учёных, материки опять объединятся в один, а Южная Америка превратится в громадный остров.

3. Объяснение нового материала.

По мнению учёных, Вселенная возникла 14 миллиардов лет назад, а Земля и планеты Солнечной системы – чуть более 4 миллиардов лет назад. Историю Земли и жизни на ней учёные разделили на определённые промежутки – эры, которые подразделяют на периоды.

Архейская эра (3500 млн. лет назад) – это эпоха скрытой жизни, она указывает на существование бактерий и сине-зелёных водорослей, которые появились не сразу.

Палеозойская эра (350 млн. лет) – эпоха морских беспозвоночных и рыб.

Мезозойская эра (150 млн. лет) – эра динозавров.

Кайнозойская эра (65 млн. лет) – время зверей, (2 млн. лет) – время человека.

Динозавры жили только в мезозойскую эру (225–65 млн. лет назад). Они достигли поразительного расцвета и быстро вымерли.

Рисунок 2.

Кто первым назвал динозавров динозаврами?
Это лондонский профессор сэр Ричард Оуэн – зоолог и палеонтолог.
Он жил в 19 веке (1804 – 1892 г.).

Посмотрите отрывок из фильма «Динозавры».
Одному мальчику приснился сон, как будто он встретил профессора Ричарда Оуэна в лондонском музее естественной истории. Профессор рассказывает ему о происхождении жизни на Земле.

(Просмотр фильма – 3 мин.)

Учитель:  - Почему ни один человек на свете не видел настоящих динозавров?
Дети:        - Прошло 65 млн. лет после исчезновения динозавров.

Некоторые люди говорят, что динозавры населяли Землю, когда она была «молодой». Это не совсем так. Если представить себе всю многомиллионную историю Земли как один день, то динозавры жили на ней меньше часа. А история человеческой цивилизации уместилась бы в полсекунды. Динозавры принадлежали к классу рептилий, или пресмыкающихся.

Учитель:    - Каких вы знаете современных пресмыкающихся?
Дети:          - Ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы. Пресмыкающиеся – это класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком, или волоча брюхо по земле.
Учитель:    - Чем отличались динозавры от прочих рептилий?
Дети:          - Они были наземными животными и передвигались на прямых ногах.
Учитель:    - Как люди узнали о существовании динозавров?
Дети:          - Производили раскопки.
Учитель:    - Как называется наука, которая изучает вымерших животных?
Дети:          - Палеонтология.

В 1822 году впервые были найдены окаменевшие кости крупного ящера. Его зубы напоминали по форме зубы игуан – ящериц, которые встречаются в Центральной и Южной Америке. Поэтому открытое животное назвали игуанодоном (зуб игуаны). Лондонский профессор Ричард Оуэн впервые пришёл к выводу, что эти животные относятся к самостоятельному виду пресмыкающихся, и он предложил назвать их динозаврами – ужасными или ужасно большими ящерами.

А в 1854 году крупнейшие учёные Англии получили приглашение на обед, который должен был состояться в брюхе динозавра. В самом деле, банкетный стол был накрыт внутри макета только что открытого в те времена гигантского чудовища. Макет был изготовлен в натуральную величину. Игуанодон – так был назван этот ящер. Он стоял на четырёх ногах, а брюхо почти касалось земли. Прошло 155 лет. Учёные нашли тысячи скелетов динозавров, и уже сегодня никто не поставит игуанодона на четыре ноги,  потому что животное передвигалось на двух ногах. И вообще динозавров от других ящеров отличала ходьба на двух ногах, со временем некоторые из них встали на 4 ноги.

Учитель: - Останки динозавров находят на всех материках.Почему? Неужели они переплывали океан?
Дети:       - В этом не было необходимости. В то время материки были сдвинуты и образовывали единое целое.

Почему у динозавров такие странные названия?

От двух древних языков – латинского и греческого. Обычно названия обозначали какой-то признак данного животного: мегалозавр – большая ящерица, дейнонихус – страшный коготь, трицератопс – трёхрогая морда, стегозавр – ящерица под крышей. Известно свыше 500 различных видов динозавров.

Учёные подразделяют динозавров на следующие группы:

Тероподы – хищные двуногие динозавры вроде тираннозавра. Рис. 3
Зауроподы – гигантские травоядные динозавры вроде диплодока и брахиозавра.   Рис. 4
Орнитоподы – травоядные динозавры меньших размеров передвигавшиеся на двух ногах вроде игуанодона и утконосых динозавров. Рис. 5
 Цератопсы – рогатые динозавры, вроде трицератопса, травоядные. Рис. 6

Стегозавры – травоядные динозавры с огромными костными пластинами и шипами на спине и хвосте вроде стегозавра.Рис. 7

Анкилозавры – панцирные динозавры вроде нодозавра, травоядные четвероногие животные. Рис. 8

Пахицефалозавры – группа динозавров с  очень массивным черепом вроде пахицефалозавра.Рис. 9.

4. Доклады учащихся.

Тираннозавр.

Тираннозавр – самый крупный хищник из всех, когда-либо населявших нашу планету. Впервые его останки были найдены в 1902 году в Азии и на западе Северной Америки. Тираннозавр означает «ящер-тиран». Он обитал в конце мелового периода, около 80 млн. лет назад. Этот огромный 15-ти метровый гигант весил более 8 тонн. Один его череп был длиной полтора метра. Из широко разинутой пасти торчали острые зубы, похожие на акульи. Тираннозавр передвигался на мощных задних лапах. Передние же лапы у него были короткими, слабыми и имели всего по два пальца. Огромная голова и короткое тело уравновешивались длинным и толстым хвостом. Существует мнение, что свирепые тираннозавры питались в основном падалью, т.к. они не очень быстро бегали, и не могли преследовать жертву. Своим ужасным видом они, вероятно, отпугивали других хищников от их добычи. Но в последнее время многие учёные считают, что тираннозавр был грозным охотником-убийцей. Он бегал достаточно быстро (40 км/ч), настигал свою жертву и убивал её. Но это опять же – гипотеза!

Диплодок

 Диплодок один из настоящих гигантов позднеюрского периода. Первый окаменелый скелет был найден в 1877 году в Скалистых горах (Колорадо). Диплодок достигал в длину 30 метров. Из них большая часть приходилась на шею и хвост. Кости его были полыми, поэтому весил  он мало - около 10 тонн. Палеонтологи назвали этого динозавра диплодок, потому что в конце спины, в крестцовом отделе у него был второй мозг. Кстати, головной мозг диплодока весил меньше мозга котёнка. Вероятно, диплодоки вели стадный образ жизни, питаясь листьями невысоких деревьев. Не умея жевать, они заглатывали камни, которые помогали им перетирать пищу. Целыми днями бродил диплодок по болотам, нежился в тёплой воде и ел, ел без конца. Длинный хвост диплодока, заканчивавшийся тонким «хлыстом», служил прекрасным орудием защиты.

Трицератопс.

Трицератопс – появились в конце эры динозавров, примерно 70 млн. лет назад. Обитал в Северной Америке. Трицератопс был настоящим гигантом: около 10 м длиной, 3 м высотой, а весил 11 тонн. Он передвигался на четырёх могучих, похожих на колонны ногах. Трицератопс означает «трёхрогая морда». Должно быть, животное пользовалось этими длинными рогами как оружием. Шею трицератопса защищала огромная костяная оборка. Несмотря на грозную внешность, трицератопс был мирным животным. Он питался растениями. Трицератопсы вели стадный образ жизни. Даже огромные, голодные тираннозавры остерегались нападать на взрослого самца-трицератопса, а тем более на целое стадо.

Стегозавр.

Стегозавр – покрытый пластинами чешуйчатый ящер. Это «самое странное животное», по мнению британского зоолога Ричарда Оуэна. Впервые его останки были найдены в США в 1877 году. Стегозавр был четвероногим и растительноядным. Около 10 метров длиной и весил не более 2 тонн. У него была крошечная голова и мозг размером с грецкий орех. В конце хвоста имелись две пары шипов, напоминающих рога. Они помогали стегозавру защищаться от хищников. Самым удивительным в этом существе был ряд больших костных пластинок, спускавшихся вдоль спины. Возможно, они служили стегозавру для защиты от хищников. А, может быть, помогали контролировать температуру тела динозавра. Они помогали охлаждению тела, что было важно в условиях необычайно жаркого климата Земли.
(Можно предложить детям и другие темы докладов, например, «Зауролоф», «Птеродактиль», «Эуоплоцефал», «Дейнонихус» и другие).

5. Причины вымирания динозавров.

Каковы причины вымирания динозавров? Их около ста.

Самые  распространённые версии:

а) Большой объект из открытого космоса, возможно комета или метеорит, врезался в Землю. Атмосфера наполнилась таким количеством пыли, газа и земных пород, что солнечные лучи не могли достигнуть поверхности  Земли. Погибли растения. Вслед за ними растительноядные животные, а затем и хищники.
б) Другая теория также полагала, что солнечные лучи не достигали нашей планеты вследствие серии гигантских вулканических извержений. Вулканы выбрасывали в атмосферу тонны пыли и газа. И вновь ни травоядным, ни плотоядным не удалось спастись.

6. Были ли у динозавров потомки?

Птицы – единственные подлинные потомки динозавров. Многие элементы строения их тела и яйцо убедительно говорят о том, их предками были мелкие хищные динозавры. Причина выживания птиц заключается в том, что они могли регулировать температуру тела даже в тяжёлых климатических условиях – прежде всего благодаря своему оперению. Страус поразительно похож на страусового динозавра, калифорнийская бегающая кукушка – на мелкого хищного динозавра – компсогнатуса.

7. Возможно ли, что динозавры всё же дожили до наших дней в каком-нибудь укромном уголке Земли?

Время от времени появляются подобные слухи и легенды.

Учебник (стр. 180). Статья «Лох-Несское чудовище» (чтение).

Хотя время от времени и появляются подобные слухи и легенды, ни один серьёзный учёный не допускает мысли о том, что даже самый маленький динозавр мог бы по сей день оставаться необнаруженным, где бы то ни было. Однако прямые потомки динозавров, птицы, в самом деле, по-прежнему живут среди нас.

8. Итог урока.

Научно-фантастический фильм о динозаврах (3 минуты).

- Каких динозавров вы узнали в фильме? (Трицератопс, брахиозавр, стегозавр).
- Ребята! Вам понравился наш урок? Чем?  Молодцы! Спасибо за урок.

Список литературы к уроку:

  1.  Иллюстрированная энциклопедия динозавров. Автор: Дэвид Берни Издательство: Москва. "АСТ ". "Астрель". 2002 год
  2.  Большая энциклопедия динозавров. Автор: Пол Баррет, Хосе Луис Санс Издательство: Москва. «Оникс». 2003 год.
  3.  Детская энциклопедия динозавров. Автор: Сэм Тэплин Издательство: Росмэн-Пресс.  2006 г.
  4. «Динозавры». Серия «Что есть что». Автор: Йоахим Опперман. Издательство «Слово». 1994 год
  5.   Учебник для 4 класса  «Ознакомление с окружающим миром»  Автор: А.А. Плешаков. Издательство «Просвещение».2003 г.