"Мы все перед ней в неоплатном долгу"

Разделы: Литература


«…Мы все перед ней в неоплатном долгу»   

(Творческий и жизненный путь Марины Цветаевой)

Цели:

Познакомить  учащихся с основными  вехами жизни Марины Цветаевой,   
Осуществить  первичное знакомство с лирикой.  
Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.

Оборудование:

- подборка книг «Слово о М.И. Цветаевой»
- презентация по творчеству поэта;
- диск с песнями М.Цветаевой;
- портреты поэтов: М.Цветаевой, А.С.Пушкина, А.Блока, А.Ахматовой,
- Б.Пастернака;
- кисть рябины.

Тип урока:

Урок изучения нового материала
          
ЭПИГРАФ К УРОКУ:

«Вся моя жизнь – роман  с  собственной душой»
М.Цветаева.

Формы, приемы:

создание ассоциативного ряда, работа в группах сменного состава, выразительное чтение стихов, кроссворд, тест, показ слайдов
Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной...»

Слово учителя: (на фоне слайдов)

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в благоприятные условия для развития природного дара. И пусть в дальнейшем она сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца.
Такой была судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины ХХ века.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт...
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Вот так со страстной убежденностью провозгласила она свой жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды. В этом истоки ее трагической судьбы.
Ребята?

Учащиеся рисуют ассоциативный ряд (словами, зарисовками).  

 Объясняют.

 Ученица читает (на фоне мелодии И.Крутого) 

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись.

Учитель:

Эти слова, ребята, обращены к прохожим. А им может быть каждый из нас.
Значит, они обращены и к нам.

Но только не стой угрюмо,
Главу  опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь…

Это слова Марины Цветаевой, а написала она их  в 1913 году, в Коктебеле.
Легко думать о Цветаевой нельзя. Слишком пронзительным, глубинным и трагическим поэтом она была.
«Возьмите стихи - это и есть моя жизнь», - говорит Марина Цветаева. Следуя ее совету, обратимся к ее стихам, к ее жизни. Приблизимся к загадке «Крылатой души» Цветаевой.
Сегодня, ребята, мы узнаем о необычайно интересной и трагичной судьбе – женщины - поэта, заглянем в ее мастерскую, которая поможет  понять, как жила и творила, страдала и любила  Марина Цветаева. Насладимся музыкой ее стиха.
Ученица читает: 

Красною кисть               Мне и доныне
Рябина зажглась,           Хочется грызть
Падали листья,               Жаркой рябины
Я родилась.                     Горькую кисть.

Спорили сотни
Колоколов
День был субботний
Иоанн Богослов.

Этим негромким стихотворением Марина Цветаева заявляет о своем появлении.
Итак, переходим к работе в группах (4 группы). (Учащиеся заранее получили задание выучить стихи Цветаевой)

Задания для групп:

1. Дом. Детство. Семья.

А). Марина родилась в Москве.
Б). Мать, Мария Александровна Мейн, прекрасная певица, пианистка.
В). Отец, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета,  известный искусствовед, филолог, основатель Музея изящных искусств.
Г). Сестры Цветаевы - Марина и Анастасия. (Москва,  Туруса, Германия, Италия,  Швейцария)
Д). Учеба в Сорбонне, в Париже.
Е). «Вечерний альбом» - 1-ый сборник. Высокая оценка корифея русской поэзии Валерия Брюсова. (Чтение наизусть стихотворений «Кто создан из  камня…», «Литературным прокурорам»)

2. Первая любовь, становление поэта.

А). Они встретились в Коктебеле, на даче Волошина.
Марина и Сергей Эфрон.
Б).  Выразительное чтение стихотворений: «Откуда такая нежность»,«Я с
вызовом ношу его кольцо»,«Вот опять окно».
В). Дочери Аля и Ирина. Скитание по Москве. Ничего не знала о муже.
Г). Вся дальнейшая судьба Сергея Эфрона – обратный путь в Россию.

Вывод учителя: Любовь в стихах М. Цветаевой – это поединок роковой, всегда спор, конфликт, ревность.  «Мне не нужно любви - мне нужно понимание. Для меня это и есть любовь».

3. Цветаева в эмиграции.

А). Размышления и страдания, поиск своего «я».
Б). Дочь Ариадна (Аля) о Марине Цветаевой.
В). Цветаева и Пастернак. Письма.
Г). Чтение наизусть: «Поэма конца», «Поэма горы» (отрывки),
«Расстояния, версты, мили», «Рябину рубили...»

Вывод:  Марина Цветаева тосковала по своей стране, по своей земле, распахивала свое сердце перед людьми. «Я Россию в сердце ношу, в крови своей. И если надо, и десять лет здесь проживу и все же русской останусь».

4. Россия в творчестве Цветаевой»

А). «Я по стихам и всей душой своей - глубоко русская».
Б). О сборнике «Версты». Российские бесконечные дали...
В). Стихи о Москве.  «Москва! Какой огромный...»
Г). Чтение наизусть «Сироте», «Тоска по родине!», «Век».
Д). Последние годы. Трагедия поэта.

Учитель: Ребята, что вы можете сказать о своем ассоциационном ряде? 
Изменился ли он?

Вывод:
Цветаевой выпала на долю сложнейшая трагедийная эпоха, сотрясавшаяся от грохота социальных битв, не щадившая человеческого сердца. 18 июня 1939 г. она вернулась в Россию вместе с сыном Георгием (Муром). Ее семья наконец-то воссоединилась. Но последнее счастье длилось недолго: арестовали дочь и мужа. Долго скиталась по чужим углам, тряслась над хрупким здоровьем сына. Стихи не печатали. Вместе с сыном едет в Елабугу, в Татарию. Здесь, у последней черты, все чувства Цветаевой достигли своего абсолюта. Тоска полнейшего одиночества и заброшенности, мысли о гибели мужа, трагическое ощущение собственной  ненужности привели ее к  самоубийству. (Через три года Сын Мур погибнет на войне.)

Ученик 1: Поэт умирает – а поэзия его остается. Поэзия Цветаевой вошла в наш дом не крадучись.

Ученик 2: Наконец-то и навсегда обрела она читателя – огромного, как океан: народного читателя, которого при жизни ей так не хватало, но в будущую встречу с которым она так верила. Ее имя прочно вошло в историю нашей поэзии.

Ученик 1:  И если где-нибудь ты есть – Так – в нас…

Ученик 2:  могли бы мы сегодня сказать ее словами, -
А быть или нет
Стихам на Руси-
Потоки спроси,
Потомков спроси.

Учитель:   Слава к Цветаевой пришла через 44 года после ее смерти, после 1985
года…
Поразительно, что сама Цветаева в 20-летнем возрасте  предугадала
свою  неизвестность, свою нелегкую творческую судьбу.

Моим стихам, написанным так рано
Что и не знала я, что я - поэт...
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Перу Марины Цветаевой принадлежит: 800 лирических стихотворений, 17 поэм, свыше 1000 писем, 8 пьес, около 50 прозаических вещей.

Ребята, Людовик говорил: государство – это я. Цветаевская лирика как бы переворачивает формулу: я – это государство, я – это мир, космос.

А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд и тест «Марина Цветаева», подготовленные в программе «Word Excel».

Песня: « Хочу у зеркала спросить…»
Учитель: «Ребята, какое чудо, что судьба наградила Россию Цветаевой! И какое счастье, что мы не бедны и, кроме ее великого «отказничества», были стоицизм Ахматовой, жизнелюбивость Пастернака, мандельштамовское умение видеть свет в аду.
…Всяк   дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все  - равно, и все  - едино…

А еще: «Моя родина везде, где есть письменный стол, окно и дерево под этим окном».

Закрепление: 

1. Что удивило вас в ее судьбе?
2. Назовите темы ее поэзии, сборники.
3. Под чьим влиянием формировалось ее творчество? (Показ слайдов)

Комментирование оценок:

Задание на дом:

А). Подготовить инд. сообщения: «Марина Цветаева и поэты» (А.Блок, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Волошин, А.Ахматова, А.Пушкин)