Урок литературного чтения по произведению С.Т. Аксакова "Буран"

Разделы: Начальная школа


Цели: Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; совершенствовать умения анализировать художественное произведение, создавать словесные картины к прочитанному, развитие у учащихся наблюдательности; умению читать вдумчиво и делиться своими ощущениями; воспитывать у учащихся умение видеть красоту окружающей природы; совершенствовать выразительность чтения.

Оборудование: портрет С.Т. Аксакова, картины бурана, музыка Свиридова «Метель».

Ход урока.

Тема.

У. Прочитайте тему сегодняшнего урока. «Картины зимней природы»

У. Какие картины зимы вы себе представляете?

Знакомство с автором.

У. Прослушайте несколько строк об авторе, который восхищался русской природой.
Вот как было охарактеризовано его творчество: «буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря. Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве»

У. Кто знаком с этим писателем?
У. Рассмотрите внимательно его портрет. Как вы себе представляете его характер, отношение к людям, к жизни? (портрет писателя)
У. Давайте послушаем, что нам приготовил об этом писателе ученик?

1ученик.

Сергей Тимофеевич Аксаков. Родился в старинной дворянской семье, осенью, в городе Уфе. Учился в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. В университете проявил интерес к литературе, театру. Тогда же начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях.  Окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в комиссии по составлению законов. Затем он переезжает в Москву. Большую роль в его жизни сыграл Гоголь. Он убедил Аксакова заняться писательской деятельностью. В преклонном возрасте резко ухудшается его здоровье, надвигается слепота, но он продолжает работу.

2ученик

Аксаков страстно любил своих родителей. Его отец был отличным охотником и рыболовом. Он знал много секретов: как развести огонь, как снаряжать удочку. Он понимал природу и наслаждался её. Отец  и приучил к этому сына. Аксаков был хорошим  охотником. Но больше всего он всё - таки любил рыбалку. Особенно он любил удить рыбу осенью. А его мама влекла ребёнка к внутренней жизни: к молитвам, книжкам.

У. Аксаков отличался тонким и оригинальным чувством природы. Все свои наблюдения об охоте и уженье Аксаков поместил в два больших произведения «Записки ружейного охотника» и «Записки об уженье рыбы». Для Аксакова главное в охоте была радость общения с природой, её познание. Тонкая наблюдательность сказывалась в умении воссоздавать живые «портреты» животных и их повадки. Тургенев восклицал «Если б тетерев мог рассказать о себе, он бы ни слова не прибавил к тому, что о нём поведал нам Аксаков». Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык.  В его книгах несметные богатства русского слова. Это уникальное явление в истории мировой литературы.
Работая над воспоминаниями о своём детстве, Аксаков написал 3 произведения: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания».
Своей внучке Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек», рассказанную ему в детстве ключницей Палагеей.

Эмоциональный настрой.

У. Теперь настроимся на серьёзную работу. Вслушайтесь в музыку композитора Свиридова и попробуйте себе представить, какие картины русской зимней природы возникают у вас. В центре музыкальной композиции одно из явлений природы. А какое угадайте, прослушав музыкальное произведение.

(Прослушивают музыку Свиридова «Метель»)

У. Кто хочет поделиться впечатлениями? Что удалось услышать? Постарайтесь сказать об этом всем нам красиво.

Работа со словарём.

У. Какие слова синонимы можно подобрать к слову метель? (Пурга, буран, вьюга, позёмка)
У. Работая дома со словарём, прочитайте, какое значение имеют эти слова. Прочитайте.

(Пурга – сильная низовая метель при вторжении холодного воздуха, часто при безоблачном небе.
Позёмка – перенос снега ветром над самой поверхностью снежного покрова при отсутствии снегопада.
Буран – снежная буря, метель в степи при низкой температуре и северном ветре. Метель – сильный ветер со снегом. Вьюга – снежная буря.)

У. Чем они все отличаются друг от друга? (Силой ветра)

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из произведения Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран», из которого вы узнаете о таком явлении природы, как буран. Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18подвод и 10возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран.

Первичное чтение.

У. Вслушайтесь внимательно в текст и попробуйте прочувствовать и представить себе ту картину, которую описывает Аксаков. ( Чтение текста учителем)
У. Какие чувства возникли, когда слушали рассказ? (Чувства страха)
Поделитесь своими первыми впечатлениями, мыслями.

Выборочное чтение

1абзац

У. Прочитайте, как автор описывает приближение бурана? (Снеговая белая туча, огромная как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задёрнула густою пеленою)
У. С чем автор сравнивает тучу? (С огромным небом)
У. Когда, в какой момент, наконец, настал буран? (Когда большая туча задёрнула последний свет вечерней зари густою пеленою)
У. В какое время суток происходит буран?

(Ночью. От этого ещё страшнее. Ничего не видно. Буран был неизбежен, и это нагоняло большой страх.)

У. Найдите в этом абзаце эпитет, который использовал автор. А для этого давайте вспомним, что такое эпитет?

(Эпитет - погорелой зари, т. к. ассоциация с пожаром, автор передаёт настроение надвигающейся тревоги.)

У. Каким, словом автор подчёркивает внезапность наступления  бурана? (Вдруг)

2 абзац

У. Буран начался. Найдите и прочитайте те строки, где идёт описание начала бурана? (Дети читают со слов «Вдруг настала ночь…» до конца абзаца)
У. Обратите внимание, что автор использует выражение «наступил буран..», чтобы ещё более ярко показать и подчеркнуть внезапный переход, как час от часу свирепел и набирал силу буран.
У. Какие слова и выражения находит Аксаков, чтобы показать ярость бурана? (Со всеми ужасами, взрыл снеговые степи, вскинул до небес, всё одел белый мрак…)
У. Как вы понимаете, выражение «взрыл снеговые степи, как пух лебяжий»? (Снег поднялся в воздух, стал шевелиться.)
У. Почему «как пух лебяжий»? (Т.к. сильный ветер, всё поднял.)
У. Обратите внимание на словосочетание «белый мрак». Объясните, почему такое сочетание? (Мрак в основном ночью. Белый – потому что снег вьюжит, ничего не видно, хотя всё белым-бело. На таком контрасте автор показывает картину проделок природы.)

3 абзац

У. Прочитайте продолжение бурана в следующем абзаце. Что собой представляла природа в ту ночь? (Всё слилось, всё смешалось)
У. Какая часть речи помогает нарисовать картину происходящего бурана? (10глаголов: слепил, занимал, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил.)
У. Судя по этим словам, похож ли буран на живое существо? (Да, на человека, а иногда на вой голодного волка.)

4 абзац

У. Как чувствует себя человек, даже неробкий, нетрусливый, во время барана? Подтвердите словами из текста. (Сердце падает, кровь стынет.)
У. Почему? (Т.к. баран вызывает страх)
У. Как понимаете выражение «ужасен вид возмущения зимней северной природы..»? (Природа словно была чем-то недовольна. Обычно так говорят, когда происходят какие-то сильные волнения стихии. Но на этот раз ужасно было это возмущение.)

5 абзац

У. Сколько снега намело во время бурана? Как об этом говорит автор? (Глубокие овраги делались высокими буграми.)
У. Почему он так говорит? (Чтобы показать, какие снежные громады принёс буран.)

6 абзац

У. Найдите то место, где описывается прекращение бурана? (Наконец стало понемногу затихать…)
У. С чем сравнивает снежный поток Аксаков? (С океаном, с морем.)
У. Почему? (Много снега. Оно бесконечно.)

7 абзац

У. Прочитайте описание утра. (Выкатилось солнце…)

Вывод.

У. Переждать такую стихию может только отважный человек. Найдите главную мысль рассказа? (Так ужасен вид возмущения зимней северной природы…)
У. Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей.

Работа над выразительностью.

У. На сколько частей можно разделить отрывок? (на 3)
У. С какой интонацией мы будем читать 1часть?

(Сначала тихо, темп нарастает, голос повышается. Следует показать приближение бурана.)

У. Как мы будем читать 2часть? (Голос громкий, темп быстрый. Следует показать ужас бурана.)
У. Наконец, как мы будем читать 3часть?

(Спокойно, медленно. Показать радость, восторг от наступившего утра и окончания бурана.)

Работу над выразительным чтением проводить лучше по частям. Учитель заслушивает чтение каждой части двумя-тремя учениками.

Работа с пейзажами.

У. Сейчас предстоит определить, кокой из пейзажей подходит к каждой части рассказа? Почему? (Рисунки 1, 2, 3)

рис.1

рис.2

рис.3

У. Какие краски использовали для создание пейзажей?

Итог.

У. Произвёл ли на вас впечатление этот рассказ? Чем?
У. Вернёмся к теме нашего урока. Какие картины зимней природы мы сегодня наблюдали в произведениях писателя, композитора и художника?

Домашнее задание.

У. Дома читать текст выразительно.

По желанию:

- Выучить понравившиеся строки наизусть;
- Проходилось ли вам бывать на улице во время бурана. Расскажите и напишите о своих впечатлениях.