Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Береги здоровье смолоду

Разделы: Работа с родителями


Предварительная работа к собранию: оформление  книг-ширм  на темы «Как предупредить простудные  заболевания у детей» и «Одежда  и здоровье детей» для родителей:

  • 1 страница: «Разговор о правильном питании детей» – сообщение старшей медсестры, ознакомление с выставкой блюд из меню детского сада.
  • 2 страница: «Берегите нервную систему детей» – выступление педагога-психолога, практические рекомендации для родителей по обеспечению полноценного сна ребенка в семье.
  • 3 страница: «Чистота залог здоровья» – выступление воспитателя группы, показ видео-ролика по воспитанию культурно-гигиенических навыков  у детей в режимные моменты в  детском саду.

Разговор о правильном питании

Детскими диетологами и врачами написано много статей по поводу питания детей в детском саду и дома, столько же дискуссий отшумело в разных педагогических и семейных журналах. А дети не перестают капризничать за столом, мамы и особенно бабушки продолжают переживать по поводу «бледненьких» и «худеньких» малышей. Главное, родителям не надо  тревожиться и помнить, что аппетит  совершенно естественно меняется от недели к неделе или даже изо дня в день. В возрасте около года  ребенок становится более разборчивым и менее голодным, он начинает иначе относится к пище. И это не удивительно. Если бы он продолжал есть также много, как и раньше, и также быстро прибавлять в весе, он бы вырос величиной со слона.  Также есть и другие причины разборчивости ребенка в еде. Во-первых, он начинает  ощущать себя личностью со своими желаниями. Поэтому,  если он не хочет есть какую-либо пищу, то он решительно отвергает ее. Во-вторых, аппетит ребенка часто уменьшается при прорезывании зубов, особенно  когда растут первые коренные зубы. В рацион ребенка  должны входить овощи, фрукты, молоко, яйцо, мясо, каши. Важно, чтобы мать знала, чем полезен тот или иной продукт  и могла обеспечить ребенку рациональное питание. Многим детям на втором году жизни каша надоедает. Не заставляйте ребенка ее есть. Но если родители будут настаивать, чтобы он ел, что ему не нравится, то у ребенка временное отвращение к данному блюду станет постоянным. Существует масса заменителей, которые можно предложить ему: хлеб, печенье, картофель, овощи, фрукты, молоко. Не прививайте ребенку предубежденностей против каких –либо продуктов. Чем дольше  мать будет настаивать и уговаривать ребенка, тем  больше он будет упрямиться  и тем меньше ему захочется есть. Каждый обед становится пыткой. Родители стремятся  скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого «за маму, за папу…» до жесткого «пока все не съешь, из-за стола не выйдешь» И если ненавистная каша все-таки съедена, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом напряженность, растущая в отношениях между родителями и детьми, ведет к другим проблемам воспитания. Пользы для здоровья от кормления через силу никакой. Исследования американских ученых показали,  что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще  страдают нарушениями в  работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря  уже о страхах и неврозах. Но нельзя допускать того, чтобы ребенок играл за столом, забирался ногами  на стул и ходил по комнате  во время еды.  Возраст, в котором ребенок начинает есть ложкой самостоятельно, зависит, главным образом, от взрослых.  Чем раньше ребенок начинает есть сам, тем лучше.  Большинство детей просто выхватывают ложку из рук матери,  когда они чувствуют  потребность есть самостоятельно.  Когда он научится съедать свое любимое блюдо за  10 минут, вы должны вообще перестать его кормить. В нашем детском саду осуществляется  четырехразовое питание,  т.е. дети  получают 100% своего ежедневного рациона. Поэтому детский сад несет большую ответственность за питание детей и старается организовать правильное питание.  Правильно организованное, полноценное питание  детей должно не только гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оно должно не только покрывать расходуемую им энергию,  но и оказывать существенное влияние на иммунитет ребенка, повысить работоспособность и выносливость детей, создать оптимальные условия  для их нервно-психического развития. В пище в правильном соотношении должны содержаться все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода .К питанию мы должны относиться разумно. Необходимо правильное равновесие между высоко- и низкокалорийными продуктами, между всеми питательными веществами. Если  обращать внимание только  лишь на одну из сторон питания и обо всех остальных забыть, это может привести к заболеванию. Родители должны знать о тех сочетаниях различных продуктов, которые обеспечивают полноценное питание, и о том, какими продуктами можно заменить те, что ребенку разонравились. Распределение питания детей должно быть  в течение  дня  неравномерным. Завтрак составляет примерно 25% суточной калорийности рациона.  Завтрак состоит из двух блюд: первое – каша, творог, яйца, овощи; второе – молоко, чай, какао ... Обед включает 35% суточной калорийности. Начинается  с салата (овощной салат), затем суп – первое блюдо, второе – мясо, рыба с гарниром и сладкое – компот, сладкий  чай. Полдник равен 15% суточной калорийности. Он  обеспечивает  потребность ребенка в жидкости после обеда и дневного сна. Это кефир, молоко, чай со сдобой или печеньем, фрукты и ягоды. Ужин включает, как правило, два блюда: горячее (каша, овощные или крупяные котлеты, творожные блюда) и затем кефир, простокваша, молоко, кисель. На ужин приходится 25 % суточной калорийности. Но мало того, чтобы пища была разнообразной и вкусной, но также необходимо, чтобы ребенок ел с аппетитом. И родителей призываем придерживаться следующих правил:

 Семь запретов в кормлении ребенка

1. Не принуждать. Мамы и папы! Пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом! Если ребенок не хочет есть – значит, ему  в  данный   момент есть не нужно.
2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения ... Прекратить – и никогда больше! Исключение: в случае болезни съесть лекарственную пищу.
3. Не соблазнять и не ублажать. Никаких особых пищевых вознаграждений, мороженого, конфеток. Еда не средство добиться послушания, а средство жить.
4. Не  торопить. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде вредна, а перерывы в жевании нужны даже корове.
5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен  быть выключен.. Если ребенок отвлекается сам, не паникуйте:  значит он не голоден.
6. Не потакать, а понять. Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты.
7. Не тревожиться и не тревожить. Следите за качеством пищи. Не приставать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит сам, так будет правильно

Берегите нервную систему детей

Здоровая нервная система ребенка – залог его психического развития. Организм маленького ребенка – единая  целостная система. Развитие всех внутренних органов и систем проходит под контролем центральной нервной  системы, т.е. мозга. К году масса головного мозга увеличивается в 3 раза по сравнению с мозгом новорожденного, а к двум годам достигает 4/5 массы мозга взрослого человека. Число клеток коры головного мозга с рождения не изменяется практически и составляет примерно 14 миллиардов. Как правило, к двум годам заканчивается интенсивный процесс созревания клеток. Однако идет развитие подкорковых образований, оболочек нервных волокон, которые участвуют в процессах памяти, регуляции и взаимоотношений между различными уровнями пирамидальных клеток мозга, продолжается на протяжении дошкольного и школьного периодов детства. Следовательно, незрелый мозг малыша не способен к сознательному сосредоточению, запоминанию, к обеспечению к усидчивости и внимания. Дети раннего возраста повышенно эмоциональны и легко отвлекаются. Поэтому нагружать мозг ребенка 2-х лет чем-либо сверх «возрастной планки» не рекомендуется (учить, читать, считать, писать)  Для развития детей раннего возраста главное активно двигаться, чувствовать любовь и ласку взрослых. Огромный вред нервной системе детей наносят грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявления несдержанности. Вследствие возникают состояния страха, печаль, ненависть, уныние, зависть, тоска, ухудшающие здоровье  как детей, так и взрослых.  Для развития психики каждому ребенку требуется душевное пространство, в котором  он мог  бы свободно перемещаться. Ему нужны внутренняя и внешняя свобода, свободный  диалог с окружающим  миром, чтобы его не поддерживала постоянно родительская  рука. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов, драк. Родители должны быть сильными,  должны  источать чувство безопасности, должны давать чувство защищенности. Но сила, властность и чувство превосходства по отношению к ребенку (отличительное качество взрослых) не должны навязываться, их не следует выставлять на показ. Ребенок постепенно должен открывать для себя эту силу, постепенно находить ее. Ребенка надо воспитывать на пути золотой середины – на доверии. Ребенок нуждается в нашей любви, т.е. в способности родителей думать о том, что поможет моему ребенку проявиться как личности. Также родители должны понять одну очень важную вещь, которая пригодиться им всегда, надо учиться терпению! Важной характеристикой детей раннего возраста является неустойчивость эмоциональной сферы малыша. .. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим более предпочтителен мягкий,  спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности. В раннем возрасте ведущей деятельностью детей является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их  общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей (рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами и их сравнение), формируется мышление. Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослым. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечание, упрекать его, т.к .недооценка стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания  осуществлять  любую деятельность. Важно также родителям научиться самим и научить детей «тренировать» свои эмоции, благожелательно относиться к людям, гасить конфликтные ситуации, не придавать значение мелким оплошностям других и критически относиться к своим. Широко известно успокаивающее действие музыки.  Во многих  духовных традициях используется  музыка и движения, обладающие целенаправленным оздоровляющим действием. Пение – способ единения через звук, музыка создает единение в танце. Хорошая  музыка обладает глубоким эмоциональным воздействием. Выбор музыки широк от классической до естественных звуков природы (шум спокойного моря, ветра, шторма, пение соловьев). Перевозбужденным детям рекомендуется выполнять несколько упражнений на расслабление и спокойное дыхание (попрыгать, поскакать, покувыркаться, ды